Доклад на тему «Функциональная грамотность – учимся для жизни»
Доклад на тему «Функциональная грамотность – учимся для жизни»
Доклад на тему "Функциональная грамотность - учимся для жизни". Современные процессы развития страны выдвигают в сфере образования РФ ряд новых требований. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Функциональная грамотность – учимся для жизни»»
Доклад на методсовет на тему «Функциональная грамотность – учимся для жизни»
Тема сегодняшнего выступления посвящена одной из важных составляющих современного образования: «Функциональная грамотность – учимся для жизни». Эпиграфом темы выступления послужит высказывание Э.Тоффлера: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Как вы думаете, почему именно функциональная грамотность стала объектом внимания и как эпиграф связан с темой выступления.
Вы, наверное, со мной согласитесь, что современное общество стремительно меняется. Развиваются науки, технологии, социокультурная сфера. Меняются и требования к тому, каким должно быть образование. Сто лет назад человечество говорило о необходимости ликвидировать безграмотность, а сегодня выдвигаются требования развивать функциональную грамотность. Давайте попробуем разобраться, что же такое функциональная грамотность.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев.
Современные процессы развития страны выдвигают в сфере образования РФ ряд новых требований. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотной личности. Великий педагог XIX века К. Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника.
Это понятие закреплено в нормативно-правовых документах, таких как:
Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
-Вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования
Национальный проект «Образование»
-Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
Обновленные ФГОС НОО и ООО 2021 года
-формирование функциональной грамотности является приоритетной задачей ФГОС
С сентября 2022 года вступили в силу обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Именно в них впервые включено понятие «функциональная грамотность» на уровне нормативно-правового регулирования. А именно в разделе «Требования к условиям реализации программы» мы видим следующую формулировку «в образовательной организации должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность формирования ФГ обучающихся, т.е. способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности) включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».
В стандарте Основного образования добавляется профориентация.
Со следующего учебного года все школы переходят на федеральные основные образовательные программы. Это значит, что наши рабочие программы должны соответствовать не только стандартам, но и федеральным образовательным программам учебных предметов. Поэтому образовательные программы нужно будет переделать, в том числе и с учетом формирования функциональной грамотности учащихся. Так, например, в федеральной образовательной программе учебного предмета “Русский язык” на уровне основного общего образования в пункте 19.5.5. указано, что “Содержание программы по русскому языку ориентировано также на развитие ФГ обучающихся”.
А вы понимаете, если в стандарте сформулированы планируемые результаты, значит, их достижение будет проверяться, в том числе и во внешних оценочных процедурах федерального уровня: ВПР, НИКО, ГИА. Осенью 2024 г. обучающиеся 8-х классов лицея приняли участие в национальном исследовании качества образования (НИКО) – 2024. Контрольно-диагностические задания были нацелены на определение уровня развития у ребят читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности. Оно сфокусировало внимание педагогов на важности работы по воспитанию конкурентоспособного на рынке труда и успешного в жизни выпускника.
Вы помните, что согласно закону “Об образовании” мы обязаны:
обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой;
И несем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, что учитывается при прохождении нами аттестации.
Составьте список качеств, которыми должен обладать учитель, чтобы сформировать функционально грамотную личность.
2 ряд. Модуль «Современный выпускник»
Составьте список качеств, которыми должен обладать современный выпускник школы.
Вопрос реализации в учреждениях образования формирования у учащихся функциональной грамотности сегодня является особенно актуальным, поскольку современный выпускник должен обладать способностями самостоятельно учиться и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Успех в школе не всегда означает успех в жизни. Поэтому мы, учителя, должны сделать все возможное, чтобы ребята за годы учебы получили не только предметные базовые знания и умения, но и приобрели компетенции, наличие которых дает человеку возможность гармонично чувствовать себя в современном мире.
Мы должны детей «учить для жизни», поэтому формирование у учащихся функциональной грамотности – задача каждого современного педагога. Решение данной задачи требует от учителя креативности и творческого мышления, использования эффективных форм и методов обучения.
Все мы понимаем, что образовательный результат каждого ребенка зависит в первую очередь от усилий учителя. Чтобы достичь высокого уровня образовательных результатов, педагог должен систематически и целенаправленно включать в урок задания междисциплинарного и практико-ориентированного содержания.
Каковы же основные составляющие ФГ?
СЛ 9 Читательская грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Предлагаю Вам определить о каком виде ФГ идет речь:
1. Способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. (МГ)
2.Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми. (Глоб. комп.)
3.Способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (Чит. гр.)
Слайд 4.Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. (Финанс. гр.)
5.Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. (Ест.научн. гр.)
6.Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектное проявление воображения. (Креативное мышление)
Стандарт образует фундамент, прочную основу нашего здания, ууд - предметные, личностные и метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные) образуют стены, а функциональная грамотность, т.е., способность применять полученные знания - крышу.
Чем же задания, направленные на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных заданий, проверяющих предметные знания?
Прежде всего, своей структурой. Они включают не только предметные знания, но и метапредметные и основываются на социальном опыте обучающегося. Они всегда имеют контекст и носят комплексный характер.
Приведем примеры формулировок вопросов и заданий на оценку развития читательской грамотности:
Найдите в тексте (заглавии, на рисунке, в схеме) информацию о… .
Как вы понимаете выражение «…»?
Почему автор…? Приведите две причины этого.
Формулировки вопросов и заданий на оценку развития математической грамотности могут быть следующими:
Какова вероятность того, что…?
Используя график, составьте формулу для… .
Какой из объектов, размещенных в…, имеет наибольшую площадь?
Есть определенные сложности в практической реализации задач формирования функциональной грамотности.
В чем же состоит сложность?
Во-первых, необходим баланс между знаниями и компетентностями, т.е., предметными знаниям и умением применять их не только на других предметах, но и в обыденной жизни за пределами школы.
Во-вторых, необходимо восполнение в самой структуре знаний, когда кроме самих знаний нужны ещё знания о том, как они добываются что такое метапредметность, какие есть методы работы с информацией.
Таким образом, возникает необходимость измененить систему учебных задач, и разработать систему учебных ситуаций ну и конечно их практическая реализация в нашей профессиональной деятельности.
Предлагаю выполнить несколько заданий.
1. Центр, отвечающий за речь, но не отвечающий за движение обозначен на схеме зеленым цветом. Как вы думаете, какой это вид грамотности?
2. На восток. Это читательская грамотность.
3. На нижней полке. (Е-н гр.)
4. Различие в высоте столбиков на диаграмме будет слишком большим. (М гр)
5. В какое время устроить видеоконференцию, чтобы было удобно всем участникам? (в 8 утра в Калининграде в Анадыре в 18.00) (М гр)
6. Вся сумма начисляется сразу, ввести данные карты. (Ф гр)
7. Первый и предпоследний вариант - взаимоотношения.
8. Обратимся к вашим раздаточным материалам. Дорисуйте, пожалуйста, к этим фигурам другие, чтобы получилась законченная картина. Рассмотрите рисунки, какая идея на ваш взгляд самая креативная, но не путать с самой красивой в исполнении.
На слайде представлено несколько вариантов.
Конечно, на уроке бывает довольно проблематично выделить время на решение таких задач. Но приемы, помогающие формировать функциональную грамотность мы используем постоянно. Например, выделить ключевые понятия, описать, определить признаки, проиллюстрировать примерами, составить план, привести аргументы.
Институт стратегии развития образования, Мониторинг формирования ФГ учащихся (сборники заданий по всем направлениям, от 5 до 9 класса).
Единое содержание общего образования. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФГ: учимся для жизни».
РЭШ Электронный банк заданий для оценки ФГ.
Открытый банк заданий для оценки читательской и естественнонаучной грамотности
Сайт издательства “Просвещение”. Банк заданий (платный)
Министерство Просвещения РФ рекомендует выделить 1 час внеурочной деятельности на ведение курса ФГ в каждом классе.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}