kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педагогическом совете по теме: «Стратегия перехода школы на новые образовательные стандарты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете по теме: «Стратегия перехода школы на новые образовательные стандарты». В последнее время все чаще слышатся слова «государственный заказ» и «потребности общества», отнесенные к сфере образования. Для того чтобы разобраться в сути данного вопроса, необходимо заглянуть в историю его развития. В 2001г. в документе Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности уч-ся к самостоятельной деятельности и ответственности. Концепция модернизации образования определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Модернизация российского образования, начатая в 2001 году, имеет своей целью достижение нового образовательного результата – выращивание функционально грамотной личности, способной ориентироваться в потоке информации и оперативно использовать свои знания в изменяющихся условиях окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете по теме: «Стратегия перехода школы на новые образовательные стандарты». »



Доклад на педагогическом совете по теме:

«Стратегия перехода школы на новые образовательные стандарты».

В последнее время все чаще слышатся слова «государственный заказ» и «потребности общества», отнесенные к сфере образования.

Для того чтобы разобраться в сути данного вопроса, необходимо заглянуть в историю его развития.

В 2001г. в документе Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности уч-ся к самостоятельной деятельности и ответственности. Концепция модернизации образования определила ключевые компетенции как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Модернизация российского образования, начатая в 2001 году, имеет своей целью достижение нового образовательного результата – выращивание функционально грамотной личности, способной ориентироваться в потоке информации и оперативно использовать свои знания в изменяющихся условиях окружающего мира.

В своих обращениях к Федеральному собранию и Государственному совету президент Дмитрий Анатольевич Медведев и премьер- министр Владимир Владимирович Путин говорили о значимости развития образования для реализации инновационной модели развития страны. При этом постоянно звучат слова о переходе к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Новый стандарт - одна из самых серьезных реформ за всю историю современного российского образования. Образование по новым стандартам должно помочь решить такие задачи, как:

- рост качества человеческого капитала, необходимый для реализации инновационного сценария развития страны;



- повышенная профессиональная мобильность, готовность в течение жизни неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии.

В выступлениях министра образования и науки А. Фурсенко подчеркивается, что важен не набор знаний, а умения их использовать, что сегодня для успеха нужно не овладение какой -то конкретной информацией, а именно умение разумно распорядиться ею.

В ФГОС нового поколения заложены принципы, позволяющие поддержать амбициозные планы инновационного развития России. Это сочетание фундаментального ядра содержания образования с деятельностным и компетентностным подходами к образованию и приоритетом формирования универсальных учебных действий. Предпочтение отдается системно-деятельному подходу в обучении, т.е. обучение в деятельности, в различных проблемных ситуациях. Это стандарты «на вырост».

Стандарты нового поколения могут и должны помочь российской системе образования внести свой вклад в развитие страны по инновационному сценарию через формирование качественного и конкурентоспособного человеческого капитала.

Современный мир меняется очень быстро. Особенности современной эпохи существенно изменили требования к образованию и образованному человеку. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать свое достойное место в жизни.

Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на все возникающие вопросы. Не имеющий опыта грамотных рассуждений ученик часто вместо реального ответа создает свой собственный детский миф. В традиционной школе ему в лучшем случае быстро объяснят, что он не прав, и дадут

правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагогами, сами не желая того, отбивают у ученика его природное желание рассуждать и самостоятельно искать истину. В результате вначале ученик замолкает, затем перестает думать и, наконец, привыкает ждать, пока ему дадут готовый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет.

Таким образом, перед педагогами встает трудная задача- построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить их любопытство, а с другой- обеспечить усвоение необходимых знаний.

В этом, конечно же, помогут современные образовательные технологии:

- технология продуктивного чтения ( получать удовольствие от самого процесса чтения- от вычитывания всех видов информации, включая подтекстовую- чтение между строк);

- технология проблемного диалога, которая не только учит решать проблемы, но и нацелена на вовлечение в беседу, дискуссию всех учеников. При этом ценны мысли каждого, а не тишина в классе. Для открытия новых знаний в рамках проблемно- диалогической технологии используют два вида диалогов:

- побуждающий диалог (учитель побуждает к высказыванию своего решения проблемы)

- подводящий диалог (цепочка вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ).

Информационно-коммуникативные технологии.

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Важно учитывать, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает до 1 тысячи условных единиц информации, а при подключении органов зрения – 100 тысяч таких единиц. Мультимедийная презентация, энциклопедия Кирилла и Мефодия создают психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий (а наши первоклассники умело управляют компьютером и с огромным удовольствием работают за тренажерами) активизируют правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию. Конечно, сейчас говорить о том, что материально- техническая база российских школ, и нашей школы в частности, соответствует требованиям вторых стандартов не приходится. Но как нас заверили руководители Управления образования и науки Липецкой области, что скоро все изменится в лучшую сторону. Школы, участвующие в эксперименте, могут рассчитывать на выделение денежных средств из регионального бюджета

Проектные и исследовательские технологии.

Деятельность проектов в начальной школе способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, а главное – формирует личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Работа по организации проектной и исследовательской деятельности в русле компетентностного подхода требует от учителя осмысления и принятия новых идей, больших личностных затрат. У педагогов начального звена нашей школы не стоит такой вопрос «Быть или не быть?» проектной деятельности. Конечно же, быть. Этого требуют современные подходы к обучению, воспитанию и развитию наших учеников.

Не в обиду разработчикам новых стандартов мы вынуждены сделать вывод, что новые стандарты для тех, кто работает по УМК «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Планета знаний» не являются новыми. Работа по формированию универсальных учебных действий заложена в методическом аппарате этих УМК. 7классов из 12 работают по развивающим УМК. 58% учащихся начальных классов занимаются по развивающим программам. А с 1сентября по развивающим УМК будут обучаться все первоклассники нашей школы.

Обучение по новым стандартам – это, прежде всего обучение по новым учебникам.

Учебник нового поколения должен быть качественно иным- направленным на ребенка: учитывать, с одной стороны, его возрастные возможности, с другой -требования современности. Школьник должен быть постоянно вовлечен в исследовательскую деятельность. Ученик активно участвует в исследовательской, проектной деятельности, в самостоятельном добывании знаний через средства массовой информации. Для этого в учебник включены задания, которые направляют ученика к справочной литературе и информационным технологиям. Сколько бы мы не говорили о меняющемся мире, современном ученике и современном учебнике, самым важным явлением в школе, самым поучительным примером для ученика является сам учитель. Качество подготовки детей напрямую зависит от качества подготовки того, кто его учит.

Возникает вопрос: насколько учителя готовы реализовывать новые стандарты? Какой должна быть для этого их собственная компетентность? Развивать ребенка может только развивающийся педагог. Критериями готовности педагога к освоению новых стандартов выступают компоненты инновационной деятельности (удовлетворенность ею, устойчивая профессиональная направленность и наличие творческого потенциала, знание сущности педагогических инноваций и способность выбирать методы их реализации, использовать современные образовательные технологии, осуществлять самоанализ инновационной деятельности.

Современный учитель начальных классов должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем.
Ведь действительно, «учитель — это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», как признают и сами авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Чтобы скинуть с себя ореол «полубога», нужно завоевать доверие детей, нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить проблему перед первоклассником так, чтобы он сделал для себя открытие (пусть маленькое, но свое) — вот уж поистине задача из задач!

За 2010 год трое учителей начальных классов Крамзина В.В., Дмитриева С.А., Петрищева И.И. прошли курсовую переподготовку по введению ФГСО, в настоящее время дистанционно обучаются еще 2 педагога – Спесивцева И.А., Ловягина Г.А. Это 42% педагогов. По району только 10% педагогов прошли такую переподготовку. В областном рейтинге наш район занимает в этом вопросе предпоследнее место. До 1 сентября 2011года все учителя, которые будут работать в 1-х классах должны пройти курсовую переподготовку по нашей школе это Меренкова Н.В. и Лаухина Н.В. Эти учителя уже сейчас посещают уроки Дмитриевой С.А. с целью изучения методики преподавания по вторым стандартам.

Если посмотреть на темы заседаний МО учителей начальных классов:

  1. Моделирование урока в проблемно-диалогической технологии.

  2. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе (изучение методики Базарного).

  3. Воспитание патриотизма у учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности.

то можно увидеть, что все они направлены на расширение компетентности учителя по вопросам внедрения ФГОС. Мы учились друг у друга целый год. Приятно заметить, что проверяющие по вопросам готовности школ к внедрению ФГОС, отметили высокий уровень готовности школы. А опытом создания модели внеурочной деятельность нас попросили поделиться на областной научно-практической конференции. Что мы с удовольствием и сделали.

Внеурочная деятельность является главным отличием новых образовательных стандартов. «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Решение задач воспитания и социализации личности наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

  1. Спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе кружком «Олимпийские звёздочки» и секциями дзюдо и плавания. Занятия кружка и секций включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание, плавание.

2. Художественно-эстетическое направление в нашей школе представлено изостудией «Юный художник», кружками «Бумка», «Весёлый музыкант» и «Хореография», цель которых - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами художника..

3. Социальное направление обеспечивается реализацией программы «Я – исследователь».

4. Духовно-нравственное направление представлено кружком «Зелёная планета». Самым действенным методом нравственного воспитания, несомненно, является приобщение ребенка к истокам духовной культуры, знакомство с историей православия. Часть детей посещают занятия в воскресной школе при Свято-Введенском храме.

5. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Эрудит» и «Занимательная грамматика».

В разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе «Внеурочная деятельность» направлений. Первоклассник, пройдя через все направления, во втором классе сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой раскроются его способности и таланты, где он проявит себя в полной мере.

ФГОС – это некий треугольник, соглашение между государством, обществом и семьей. Решая вопрос о введении новых стандартов, мы должны строить новый тип отношений не только между учеником и учителем, но и между учителем и родителем, учеником и родителем.

Родители хотят сделать образование новым и современным и в тоже время убеждены в том, что все новации только снизили высокий уровень, достигнутый советским образованием.

Взрослые, с одной стороны, хотят, чтобы детей учили современно, но с другой стороны, придирчиво следят за соблюдением школьных традиций, усвоенных самими в детстве. В нежном возрасте все мы прошли через запечатление той школы, которая была во второй половине 20 века. Чтобы мы не говорили родителям об изменившемся времени, чтобы им не объясняли, но запечатление традиционной школы с отметками, рассказами учителей и послушно внимающим им детьми уже произошло. Вот почему нам приходится постоянно убеждать родителей наших учеников в том, что весь материал параграфа не надо пересказывать близко к тексту, что не надо бояться вопросов, ответов на которые нет в тексте учебника и т.п.

Стандарт в работе. Хочется надеяться, что рациональное зерно заложенных в нем изменений не растворится в хаосе мнений и многочисленных правок, что суть стандарта станет яснее и очевиднее, а учителей, которые поверят и захотят работать по-новому, станет больше.

Движущей силой на этом сложном и неизведанном пути я считаю наш творческий подход к делу, любовь к детям и сознание своей ответственности за наше будущее, которое в них заключено.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: крамзина вера викторовна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства