Раздел 2: | Живая природа (в контексте сквозной темы «Моя школа») |
Школа-лицей № 20 г. Темиртау |
Дата: «15» ноября 2022г. | ФИО учителя: Поиграй Е.С. |
Класс: 2 «В» | Количество присутствующих: 25 Отсутствующих:2 (Нурпеисова Д., Шитикова К.) |
Тема урока: | Что помогает человеку двигаться? |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.2.3.3. Объяснять роль сокращении мышц в движении. 2.1.2.4. Составлять план проведения наблюдения. 2.1.2.5. Проводить наблюдения согласно составленному плану и формулировать выводы. |
Развитие навыков: | Понимать роль сокращения мышц при движении. Использовать различные источники информации. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Понять роль сокращении мышц в движении Показать на макете (рисунке) мышцы и сухожилия Понимать значение физических упражнений для укрепления мышц Применять 1-2 источника информации для нахождения ответов на вопросы Большинство учащихся смогут: Понять принцип работы мышц Применять 3-4 источника информации для нахождения ответов на вопросы Составить советы для одноклассников для укрепления мышц Некоторые учащиеся смогут: Объяснять принцип работы мышц ног, на основе наблюдений работы мышц рук Находить ответы на вопросы, выбирая более подходящие источники информации |
Языковая цель | Полиязычие: бұлшық қозғалысы – движение мышц –– muscle movement. Основные термины и словосочетания: мышцы, сухожилия, мышцы сгибатели и разгибатели, развитая и неразвитая мускулатура, укрепление мышц, источники информации, «анатомия – наука о строении тела человека». Используемый язык для диалога/письма на уроке: – Что вы знаете о мышцах? – Что вы хотели бы узнать о мышцах? – Все ли части тела имеют мышцы? – Как работают мышцы сгибатели и разгибатели? – Сколько мышц у человека? – Чем мышцы одного человека отличаются от мышц другого человека? – Что поможет стать красивым, сильным, здоровым человеком? Выражения для письма: Используя различные источники информации, найди сведения о мышцах человека. В теле человека насчитывается примерно ____ мышц. Во время ходьбы организм задействует _____ мышц. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Межпредметная связь - ЗОЖ. |
Навыки использования ИКТ | ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока. |
Предварительные знания | Значение физических упражнений для развития мышц. |
Ход урока |
Время/ Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока | 1. Создание положительного эмоционального настроя. Делу время, потехе час. Естествознание у нас. На уроке не зевать! Готовы новое узнать? Наш урок я хочу начать с притчи: «Учитель принес сундук и сказал своим ученикам: - Прежде чем учиться, мы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попытался открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один ключ не подошёл. Третий попытался разрубить сундук топором, но безуспешно. - Учитель, может начнём учиться? – робко спросил один из учеников. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: - Ты прав. Образование – клад, а знания – ключ к нему. Только получив знания, мы сможем открыть этот клад». Ребята, я желаю, чтобы сегодня на уроке Вы приблизились ещё на один шаг к открытию клада, о котором говорил учитель из притчи. И сегодня, изучая тему нашего урока мы будем собирать ключ, от сундука с кладом. Выполняя задания вы будете доставать из конверта части ключа, но только в том случае если задание будет выполнено правильно, если нет то вы не достаете из конверта ни чего. И к концу урока мы сможем узнать, кто из вас смог узнать все тайны нашего урока, и открыть сундук с кладом. | Определяют самоготовность: «Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока». | | |
Середина урока | Проверка домашнего задания. (1 часть ключа) О чем говорили на прошлом уроке? - Какие функции выполняет скелет? - Сколько костей в скелете человека? - В позвоночнике позвонков. - Грудная клетка состоит из пар ребер. Молодцы, на вопросы ответили. Но, что бы получить первую часть ключа вам необходимо выполнить задания 1 карточки. Подписать части скелета. Оцените работу соседа. Нарисуйте звезду красного цвета, если задание выполнено без ошибок. Звезда синего цвета, если ваш сосед допустил одну или две ошибки. | Выполняют задания на карточке | Взаимопроверка по образцу. | |
| Актуализация. Целеполагание. Сегодня мы продолжим знакомство со строением человека. Наука, которая изучает строение человека, называется анатомией. Чтобы узнать тему урока я вам приготовила несколько подсказок. Один древнегреческий мудрец говорил : «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». О чем это высказывание? А бег – это движение. Отгадайте загадку. Рты растянулись до ушей, В глазах добра с избытком, Что вижу я у малышей На личиках …улыбку. Как вы думаете, связано движение и улыбка? Что приводит наше тело в движение? И насколько ваши предположения верны мы сейчас проверим. (П) У каждой пары ряд букв. Ваша задача оставить в ряду только буквы русского алфавита. Из оставшихся букв составьте и запишите слово. QIМNLЫSZШRUЦWFЫDJ -Какое слово получилось? (МЫШЦЫ). Вывод: Значит, улыбаться и двигаться нам помогают мышцы, а что такое мышцы и как они работают, нам предстоит узнать сегодня на уроке. Это и будет целью нашего урока. | Отвечают на вопросы Отгадывают загадку Составляют слово | | |
| Работа по теме урока.(2 часть ключа) И так мы выяснили что что двигаться нам помогают мышцы. А что такое мышцы? Что бы ответить на этот вопрос вам необходимо из слов составить определение Мышцы ( мускулы) – это орган тела человека, позволяющие выполнять движения. Те кто составил правильно определение может достать вторую часть ключика. А знаете ли вы откуда пришло слово «Мышца»? - Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”. Это связано с тем, что учёные, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мышки. Предлагаю вам узнать больше о мышцах из дополнительных источников. Прочитайте информацию и карандашом отметьте то, что вы считаете важным и новым. А что бы данная информация стала понятнее, посмотрите наглядно, как выглядят мышцы, какие они бывают, как они крепятся к скелету человека. Вопросы после просмотра мультфильма - Как мышцы крепятся к скелету человека? Какого цвета сухожилия? -Какие бывают мышцы? -На что они похожи? - Какие мышцы отвечают за нашу улыбку? - Что еще нового узнали из мультфильма? Итак мы убедились, что мышцы мы распространены по всему нашему организму. Благодаря работе мышц мы можем сидеть, бегать, прыгать, говорить, дышать, видеть, улыбаться и хмуриться. Мышцы надёжно укрывают и защищают от внешних воздействий наши внутренние органы, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают пищу по пищеводу. Сжимаются и разжимаются при работе мышца сердца, заставляет кровь двигаться по сосудам. | Составляют определение, что такое мышцы Читают информацию на листах. Делятся информацией с классом. Просмотр мультфильма Отвечают на вопросы | Самооценка. Кто правильно собрал определение достаёт вторую часть ключа. | |
| Исследовательская работа. Мы узнали многое о мышцах, и пришло время узнать как же работают наши мышцы. А для этого нам необходимо провести самое настоящее научное исследование. Физ.минутка Но для начала немножко отдохнем. И выполним разминку. Скажите, какая часть тела позволяла нам выполнять упражнения? Давайте понаблюдаем за нашими мышцами, как они работают. Для этого: опустите левую руку вниз, правой возьмитесь за предплечье левой руки. Напрягите левую руку Согните левую руку в локте. Опустите руку. Что вы почувствовали? Какой вывод можно сделать: Работа мышц заключается в напряжении и расслаблении, когда мы напрягаем мышцы и сгибаем руку, они сокращаются , становятся толстой и короткой, когда расслабляем мышцу она становится тонкой и длинной. Понаблюдаем за работой мышц шеи. Нагнём голову вправо. , А теперь влево. Что происходило с мышцами? Работа мышц заключается в их сокращении и расслаблении. Есть мышца-сгибатель, и мышца-разгибатель. Когда одна работает , другая –расслабляется . И так, когда вы сгибаете руку или ногу, одна мышца сокращается, а другая растягивается. А теперь возьмите в руки пеналы и положите их на ладонь и вытяните руку в сторону. Держите, не сгибая руки до тех пор, пока я не разрешу опустить руку. - Почему вы стали опускать руку, почему вам захотелось ее согнуть? (устали) -Какой вывод можно сделать? (мышцы устают, нужен отдых) Длительная работа напрягает и утомляет мышцы. Мышцы устают и теряют работоспособность. Значит, мышцам нужен отдых, и их нельзя сильно перенапрягать. | Выполняют упражнения Проводят эксперимент Озвучивают итоги наблюдения Выполняют наклоны головой, делают вывод: Мышцы растягиваются и сокращаются. Выполняют эксперимент с пеналами. Делают вывод. | У кого всё получилось, можете достать 3 часть ключика | |
| Обобщение изученного (4 часть ключа) Итак, что вы сегодня узнали на уроке? Да мы узнали, что такое мышцы и как они работают. И пришло время обобщить все что мы узнали о мышцах. Для этого поработаем в группах: 1 группа удивительные мышцы Вам нужно изучить информацию и рассказать ребятам, что удивительного в этих мышцах. 2 группа: Питание мышц. Из предложенных продуктов выбрать только те, которые полезны нашим мышцам. 3 группа: Советник У вас список различных советов. Вам необходимо определить какие советы полезны для наших мышц. 4 группа: Мышцы рекордсмены Изучите информацию и расскажите ребятам 5 группа: Тренера. У вас самое сложное задание. Вам нужно придумать упражнения для укрепления наших мышц. Все группы поработали очень хорошо. Нам удалось обобщить всю нашу работу. И я надеюсь, что каждый из вас будет тренировать свои мышцы , что бы быть сильным, здоровым и выносливым. Мы сегодня весь урок говорим о мышцах. А скажите могут ли мышцы существовать без скелета? А скелет двигаться без мышц? Значит скелет и мышцы взаимосвязаны и образуют опорно двигательную систему организма. | Выполняют работу в группах.3 минуты на обсуждение 1 мин. На защиту | «Аплодисменты» | |
| Домашнее задание. Прочитать материал учебника. Стр. 36-38 | | | |
Конец урока | Рефлексия. Подводя итог нашей работы давайте посмотрим, кто из вас всё-таки смог собрать ключик от сундучка знаний. -О чём мы сегодня говорили? -Что нового вы узнали? -Кому из ребят можете сказать спасибо. А теперь я хочу увидеть, всё ли было вам на уроке понятно или всё-таки что-то осталось не ясно. Обратите внимание на доску. 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! У вас смайлики, приклейте смайлик, напротив того высказывания которое вам подходит | Показывают собранные ключи. Прикрепляют смайлики | | |
- В позвоночнике _______ позвонков.
- Грудная клетка состоит из _______ пар ребер.
1) Придаёт ___________ размеры и форму.
2) Защищает и поддерживает _____________________ органы.
3) Приводят тело в движение ________________________.