МБОУ СОШ №16 Г. Уссурийска Уссурийского городского округа
Открытый урок по окружающему миру
3 класс
Тема: Наше питание. Пищеварительная система.
Провела: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Московченко Эльвира Геннадьевна
2014 год
Тема: Наше питание.
Цели:
В доступной форме познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- составить с детьми правила правильного питания;
- объяснить, какое значение имеет питание для растущего организма;
- развивать у детей гигиенические навыки;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности учеников за группу, в которой он работает
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
- рабочая тетрадь на печатной основе; мультимедиа
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. 1)Проверка д/з. Фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» (учебник, с.139).
2) Индивидуальная работа.
Задание№1 на стр.89 (рабочая тетрадь).
3. Работа по теме урока.
Подумайте, что необходимо человеку для сохранения жизни, для того, чтобы у него работали, чтобы он мог двигаться, дышать? (Ему необходимо питаться)
- Верно. Так же как и машина не может ездить без бензина, так и человек не может ходить, смеяться, в общем, жить без пищи. Но мы выгодно отличаемся от машины. Она может ездить только тогда, когда есть бензин, а взрослый человек может жить без еды 30 – 40 дней и за свою жизнь он съедает примерно 50 тонн. Целый грузовой вагон!
А вот как перерабатывается пища, какая она бывает, какую роль в пищеварении играют зубы и как за ними нужно ухаживать, на эти вопросы поможете ответить вы.
Разделитесь на группы (раздаю детям вопросы)
- Что происходит с пищей в желудке?
- Для чего человеку нужны зубы?
- Как необходимо ухаживать за зубами?
- Чего нельзя делать зубами?
- Какой пищей должен питаться человек?
В вашем распоряжении 5 минут. ( Дети готовятся).
Стоит нашим глазам увидеть что - нибудь вкусное, а носу почувствовать аппетитный запах, как во рту появляются слюнки. Это заработали слюнные железы. У них есть особые канальца, которые выделяют слюну в рот. Она смачивает попавшую пищу, чтобы её было легче разжевать зубами и проглотить. Слюна не только смачивает пищу, но и начинает её переваривать.
а) Практическая работа.
-У вас на партах лежат кусочки хлеба. Возьмите кусочек и тщательно его прожуйте. Проследите, как изменяется его вкус.
Вывод: уже во рту крахмал, который находится в хлебе, превращается в углевод.
Размельчённый зубами и смоченный слюной хлеб из ротовой полости попадает в пищевод.
Слайд №2
А что же двигает пищу по пищеводу?
Вспомните, как вы достаёте зубную пасту из тюбика?
Точно так же, как наши пальцы сжимают тюбик, выдавливая пасту, работают мышцы, которые по очереди сжимают пищевод позади кусочков еды и проталкивают её вперёд. Пища движется, как на конвейере. Но этот конвейер работает не так, как например, на автомобильном заводе, где машину собирают из 1000 деталей, а наоборот, пищеварительный конвейер разбирает пищу на части. Вся пища, какую бы мы не съели, состоит из 4 главных частей: белков, жиров, углеводов и витаминов.
Слайд №3
- А для чего пищу разбирают на части?
-А как вы думаете, можно протолкнуть крохотный кусочек колбасы в самый толстый волосок, ведь ему тоже необходимо питание? А в невидимую клетку, из которой состоит наш организм?
Конечно же нет, потому что ни волос, не клетка не жуют, не глотают, а только впитывают еду. Поэтому еда должно быть не твердой, а…
А где пища начинает превращаться в жидкость? (в желудке)
Слайд №4
Ответ 1 группы
Я дополняю
Стенки желудка состоят из мышц, в них находятся много желёзок, которые выделяют желудочный сок. Этот сок растворяют даже твердые леденцы. Но сам сок эту работу делал бы в несколько раз дольше, если бы ему не помогал сам желудок. Как ладони трут, перемешивая твердую глину с водой, так и желудок своими стенками мнёт, растирает, перемешивает пропитанный соком еду, то есть переваривает, но не до конца.
Затем полупереваренная пища попадает в кишечник, где и заканчивается её переваривание.
В кишечнике за пищу принимаются полезные кишечные микробы, которые постоянно живут в нем.
Их обязанность – растворить уцелевшие остатки пищи. К концу своего путешествия пища превращается в капельки прозрачной жидкости – питательные вещества, которые через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.
Слайд №5
А для чего организму нужны питательные вещества? Мы узнаем из учебника
б) Чтение по учебнику
(стр. 140)
3. Физкультминутка
Игра: Да. Нет.(Да – поднять руку, нет – хлопнуть в ладоши).
- Никогда не чищу зубы.
- Чищу зубы 2 раза в день.
- Прочищаю зубы иголкой.
- Полощу рот после еды.
- Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
- Почистив вечером зубы, не ем сладостей.
4. Дальнейшая работа по группам
Отгадайте загадку
Белы как мел, тверды как камень. Что это такое?
Слайд №6
Ответ 2-ой группы
- А как ухаживать за зубами нам расскажет 3 группа.
Ответ 3 группы.
Все согласны? А может одного раза достаточно? Вечером уже не хочется. Это днем нам нужно выглядеть красиво. А вот ночью все равно, никто ведь не видит наших зубов.
4. Чтение стихотворения и одновременный показ, как чистить зубы.
У детей он зубы ест
Зубы ровные, кривые,
И клыки, и коренные.
Днем и ночью — ест-ест-ест
Злой разбойник КАРИЕС.
Как нам справиться с бандитом?
Мало лишь ходить умытым!
Надо также по утрам
Зубы чистить — нам и вам!
Слайд №7
5. Выступает 4 группа
Дополнение: нельзя разгрызать зубами орехи, кусковой сахар, косточки от слив, нельзя перегрызть проволоку, открывать бутылку, нельзя после горячей пищи есть холодную.
6. Выступает 5 группа
Дополнение: человек должен питаться разнообразной пищей – растительной и животной. Поменьше есть сладкого и мучного, а больше овощей и фруктов.
7. Работа с плакатами
А теперь прочитаем, какие советы по правильному питанию дают вам ваши друзья с улицы Сезам.
Слайды №8
8. Работа с пословицами
Слайд №9
Беззубому каша – папаша, а кисель брат родной.
Умеренность – мать здоровья.
III Закрепление пройденного
Слайд №10
(1 ученик называет органы пищеварения, показывает путь пищи в организме человека)
IV Рефлексия.
А теперь я хочу проверить, как вы поняли пройденный материал.
Возьмите листочки с заданием и положите перед собой. Я буду вам читать начало предложения, а вы должны его закончить.
- Пища начинает перевариваться во_______, а заканчивает в ______________________.
- Из пищи человек получает ______________________________________.
- Пищеварительная система состоит из____________________________
V Обобщение
Что нового узнали на уроке?
-Какое значение имеет питание для человека?
- Перечислите органы пищеварения
- Что нового вы узнали о том, как беречь зубы
VI Выставление оценок
VII Домашнее задание
Стр. 140 - 143,стр. 91 з. 2 (рабочая тетрадь)
Использованная литература
- Учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова 1 часть. Издательство «Просвещение» 2013 г.
- Рабочая тетрадь на печатной основе «Окружающий мир» А. А. Плешакова 1 часть. Издательство «Просвещение» 2013 г.
- Медикус.ру: http://www.medicus.ru/stomatology/patient/stihi-na-zubnuyu-temu-28244.phtml
- 100 заданий по природоведению А. А. Плешаков (рабочая тетрадь). Издательство «ВИТА – Пресс» Москва 2003 г.