Учитель: - Вы посмотрели мультфильм, о чём он? (о бескорыстии, о благодарности и признательности.)
Ученик:- О прекрасном дне. О взаимоотношениях.
Учитель:- Правильно, давайте поблагодарим своих родителей и Матушку-Природу за еще один прекрасный день нашей жизни! Мысленно пообещаем себе прожить этот день достойно. А выразим мы свою благодарность и признательность с помощью песни, которая так и называется :
«Спасибо»:
Спасибо, спасибо, спасибо
За сегодня!
Спасибо, спасибо, спасибо,
За сейчас.
Учитель:- Обратите, пожалуйста, внимание на слово «Здравствуйте». Посмотрите, оно имеет корень «здрав». Этот корень обозначает здравие, здоровье. Следовательно, когда мы говорим другому человеку «Здравствуйте», мы желаем ему здравия, здоровья. Помните, что в ответ нам говорят? Конечно же, в ответ мы слышим также слово «Здравствуйте». Тем самым к нам в ответ возвращается пожелание здравия и здоровья.
3. Поговорим
Учитель:-Мы сегодня будем говорить об особых, волшебных словах.
Каким словом человек выражает благодарность и признательность?
Почему и зачем вы говорите «спасибо»? (Ответы детей).
Учитель:-Правильно, ребята, словом «спасибо» мы выражаем свою признательность и благодарность. А что же нам подскажет словарь? Давайте найдем значения этих слов в словаре. Благодарность – это чувство признательности человека к кому-нибудь за оказанное ему добро, внимание, услугу. Благодарность – это умение выразить свои чувства словами. Человеку необходимо научиться быть благодарным. Искать то, за что можно быть благодарным. Каждый день стремитесь задавать себе вопрос: «За что я могу быть благодарным сегодняшнему дню?» Попробуйте ответить на этот вопрос сейчас. (Ответы детей).
Учитель:-Скажите, за что мы можем быть благодарны сегодняшнему дню? (Ответы детей).
Учитель:-Вы правильно думаете. Человек должен быть благодарным сегодняшнему дню за доброе утро, за мирное небо, за возможность прийти в школу и обучаться.
Тема нашего конкурса: «Признательность и благодарность» Учитель:-Сегодня у нас не просто конкурс, а праздник « Признательности и благодарности»
Здесь собрались ребята первых классов. Они приготовили книжки-малышки и представят вашему вниманию то, что они понимают под признательностью и благодарностью.
4. Игра «Букет признательности и благодарности»
На доске не просто букет – это «Букет признательности и благодарности», которое своими душистыми цветами радует всех нас. Каждый цветочек обозначает то, из чего складывается признательность и благодарность, назовите ассоциации к словам : признательность и благодарность.
1.милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
2.доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
3.отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
4.терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
5.забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
6.сопереживание (сочувствие к другому )
7.взаимопомощь (помощь друг другу)
8.добронравие (хорошее поведение, хороший нрав
Учитель:- А сейчас послушайте прочитаем его разъяснения об этих духовных ценностях. Запомните их:
Признательность – это чувство удовлетворения и благодарности человека к другому человеку за услугу, внимание, помощь, добро.
Благодарность – это чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий.
Учитель:- Молодцы, ребята! А сейчас мне будет очень интересно послушать ваши рассуждения. Послушайте внимательно пословицу. Подумайте над ней. Порассуждайте. Пофилософствуйте. Расскажите, о чем она?
«Каждый день будь благодарен за то, что имеешь, и за то, что ты есть».
(Ответы детей). Запомните эту пословицу. Она вам очень пригодится в жизни.
5.Прослушивание истории:
Учитель:- А теперь я вас ознакомлю с одной очень интересной историей, называется же история
«Оплачено стаканом молока».
Учитель: -Послушайте ее внимательно.
Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Дверь открыла молодая обаятельная женщина. Он совсем растерялся. Он решился попросить у нее стакан воды.
Она поняла, что он был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я Вам должен?»
«Вы ничего мне не должны», – ответила девушка. – Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».
«В таком случае – сердечно благодарю», – ответил он. Когда Ховард Келли вышел из дома, он чувствовал себя не только физически крепче, но и морально, поверив в доброту Бога и людей.
Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов, они решили послать ее в большой город на обследование специалистов. Доктора Ховарда Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошел в ее палату. Врач вошел в палату в своем белом халате и сейчас же узнал ее. После обследования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать все возможное, чтобы спасти ее. С этого дня он уделял ей особое внимание.
После долгой и упорной борьбы доктор Келли одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил бухгалтерию подготовить ему счет за лечение.
Когда ему принесли счет, врач посмотрел на него, что-то написал внизу и попросил отнести счет в ее комнату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что ей придется платить по нему всю оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись с краю:
«Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Келли».
Слезы радости навернулись на ее глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью.
Опрос по вопросам:
Учитель:- О чем этот рассказ?
-Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда выпил стакан молока, принесенный ему девушкой?
-А что чувствовала женщина, когда прочитала надпись на счете: «Полностью оплачено стаканом молока. Д-р Х. Хелли»?
-О каких духовных ценностях идет речь в этой истории?
-Найдите в этой истории тексты, в которых описаны чувства признательности и благодарности ее главных героев. (Ответы детей).
-Как часто мы боимся вслух произнести слова признательности и благодарности, но какое чувство удовлетворения испытываем мы, если делаем это.
4. Творим в тетради
Признательности и благодарности заслуживает каждый из нас. Но часто мы принимаем добрый поступок как должное, обязательное. Вдумайтесь в это волшебное слово – БЛАГОДАРНОСТЬ. В этом слове есть два кратких слова, которые обозначают «блага» и «дарю». Посмотрите, какое дивное слово придумал когда-то человек.
Откройте свою «помощницу». На ее страничках вы найдете интересные задания, связанные с признательностью и благодарностью. Прочитайте их. Подумайте над ними.
Учитель:- Итак. Подумайте, поразмышляйте над этим :
Задание № 1. Напишите на лепестках ромашки имя близких, родных, друзей или еще кого-либо, кому вы выражаете свою признательность. Раскрасьте картинку в любимые цвета. (Дети выполняют задание. обмениваются впечатлениями).
Учитель:- А теперь я предлагаю вам выполнить
Задание № 2 «Помощницы».Благодарность – это важная духовная ценность. На лепестках ромашки выразите свою благодарность тем людям, которым вы были признательны. Напишите. Раскрасьте цветок.
5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Учитель:- Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо…!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Образуем «круг радости». Когда к вашей группе присоединяется последний ученик, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Учитель приглашает детей в круг.
Учитель:- Дети, не скупитесь на добрые слова, на добрые дела, на добрые мысли, на добрые чувства. Говорите чаще волшебное слово – «спасибо». Помните, что человек, услышавший слова благодарности и признательности, готов творить добрые дела снова и снова. Научитесь ценить каждую минуту вашей жизни и быть благодарными Матушке-Природе за все, что она дарит нам: за ласковое солнышко, за веселый дождик, за забавные снежинки, за мягкие, как пух, облака, за отзывчивость близких людей, за бескорыстную любовь.
4. Работа в группах.
1 группа . Учащиеся на стикерах пишут добрые дела совершенные за последнюю две недели и вешают стикеры с хорошими словами на дерево хороших поступков.
2 группа - «Как поступить правильно?» - решение проблемных ситуаций.
Два мальчика встретились в дверях: одному – 5 лет, другому – 12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу? (вежливый, воспитанный.)
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, который час?». Он допустил ошибки. Какие? (не сказал «пожалуйста», «будьте добры».)
Одна девочка жаловалась маме: «У нас во дворе мальчишка невежливый, зовет меня Танькой!». «А ты как его зовешь?» - спросила мама. «А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты!». Как помочь детям?
3 группа собирает пословицы. Ваша задача найти начало и конец каждой пословицы.
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Защита групп
Вывод: В каждом из вас есть маленькое сердечко. Это сердечко признательности и благодарности . Благодарный человек,умеет благодарить всех и за все не ждя ни от кого благодарности. Признательный человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце. А сейчас мы узнаем как вы представили в своих книжках –малышках признательность и благодарность.
5. Защита книжек-малышек
На что похоже ?
(дети демострируют книжки-малышки и объясняют свой выбор)
-Ребята, чему каждый из вас научился?
- А пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
6. Игра «Подарок сердца с пожеланием»
Мы предлагаем вам поиграть, в конверте лежит волшебное благодарное сердце , тот, кому в руки попадает оно, становится признательным и благодарным к людям и сразу хочется дарить всем комплименты. Сюда ко мне выйдет ……., она будет Феей доброты, а все ребята встанут в круг, руки отведут назад, закроют глаза и не будут подглядывать. Фея будет ходить за вашими спинами и незаметно положит кому-нибудь в сердечко. Затем Фея зайдет в круг и скажет: «Кто на свете всех благодарней выходи ко мне скорей!» Тот, у кого в руках сердечко, входит в центр круга, говорит слово благодарности фее и сама становится феей.
• А вы можете сделать мир признательнее и благодарнее, совершить чудо? Как? (Улыбнуться, сказать доброе слово, помочь…)
7. Подведение итогов. Рефлексия:
Учитель:- Признательным и благодарным может быть каждый человек. Он делает это, ничего не ожидая взамен. Ведь на трудно донести сумку старому человеку, уступить место в транспорте, защитить слабого, не обижать тех, кто окружает тебя. А еще покормить птиц зимой, не губить растения, посадить деревце у себя во дворе - это и называется добром. Человек, который умеет быть , признательным и благодарным счастливее всех. Он может радоваться своими успехами и успехами других. И, наверное, самое главное помогать своим родителям не за очередной подарок, а потому, что вам это приятно. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
-
Учитель:- Спасибо всем за участие в конкурсе, за ваши работы. И желаю вам, чтобы всегда признательность и благодарность жила в ваших сердцах.
Спасибо за ваши прекрасные слова, пожелания и за прекрасный день.