IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Наглядный: учебная презентация Словесный: слово учителя, учебный диалог. Наглядный: учебная презентация. Практич.: анализ ситуаций. Практический: выполнение упражнений | 7 мин 5 мин 3 мин | Работа со словарем -А что же такое благодарность? -В словаре Ожегова говорится о том, что Благодарность – это чувство признательности человека к другому человеку за оказанное добро и внимание, а также выражение высокой оценки его мыслей, поступков и действий. Благодарность – признательность за доброе отношение, помощь. -В прекрасном русском слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести и из благородных побуждений, творю благополучие, щедро отдаю частичку своей души. -Ребята, а кто знает, что такое признательность? Признательность – это чувство удовлетворения и благодарности человека к другому человеку за услугу, внимание, помощь, добро. - А кто из вас считает себя благодарным? -- Давайте подумаем кому мы благодарны в нашей жизни и за что? (маме, папе, бабушке, дедушке, другу, подруге, солнышку и т.д.) Итак, свою благодарность мы можем выразить словом спасибо. ..... 11 января отмечался праздник – Всемирный день спасибо! Что же мы имеем ввиду, когда говорим спасибо? - Говоря, друг другу слова «Спасибо» или «Благодарю» мы выражаем свое отношение к величайшей ценности – человеку (маме, бабушке, другу). Мы показываем своё отношение к сделанному для нас добру, выражаем наше пожелание, чтобы этому человеку сопутствовало добро. Наши бабушки учили наших мам, наши мамы учат нас, что «спасибо» и «пожалуйста» - это главные слова, которыми человек выражает свою благодарность, вежливость и хорошее воспитание. Слово «спасибо», по уверению психологов, действительно является волшебным. Слыша его, человек испытывает эмоции, сходные с теми, которые возникают у детей, когда их ласково гладят по голове. Динамическая пауза Утром дети в лес пошли (ходьба на месте) И в лесу грибы нашли. (размеренное приседание) Наклонялись, собирали, (наклоны вперед) По дороге растеряли. (разведение рук в стороны) Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте) Больше всех грибов нашла. Раз-грибок, два-грибок, (наклоны вперед) Три-грибок, Вот и полон кузовок! (вытягивание рук вперед) Групповая работа (Работа с пословицей) Русский народ в пословицах, сказках воспевает благодарность как лучшее качество человека. Сейчас вы будите работать по группам, каждая группа получит русские народные пословицы (1 пословица на группу из 5 человек) Вам нужно объяснить смысл пословицы. Затем, кто-то один из группы громко и выразительно прочитает пословицу и объясняет смысл. 1. От благодарных слов язык не отсохнет. 2. Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит. 3. Каждый день будь благодарен за то, что имеешь, и за то, что ты есть. 4. Ласковое слово слаще меда. 5. Цени по заслугам, а не по услугам. 6. Как аукнется, так и откликнется. Вывод: пусть всё будет хорошо у того кто делает добро и вдвое хорошо кто это добро помнит. Получив благодарность, человек подсознательно настраивается на позитив. Игра - "Я благодарю.." Я журналист в руках у меня волшебный микрофон - Давайте подумаем над тем, кто вам несет добро в стенах вашей школы, в родном доме? ( родители, учителя, повара, техперсонал, библиотекарь, классный руководитель,). - Я предлагаю выразить всем этим людям благодарность через свои высказывания в их адрес | Беседуют с учителем Благо дарить Отвечают на вопросы учителя Анализируют ситуации Формулируют аргументированное речевое высказывание Высказывают своё отношение к ситуации Повторяют за учителем Объясняют значение пословиц Если мы поблагодарим кого-то, то с нами ничего не будет, и человеку приятно Это когда какому-либо человеку говорят приятные слова Как ты отнесёшься к другим людям – так и с тобой поступят. | П: осознанное построение речевого высказывания; анализ, синтез К: построение речевого высказывания К: допускать возможность различных точек зрения П:осознанное построение речевого высказывания; анализ. Р: обоснования своего суждения Л: нравственно-эстетическое оценивание |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа | 2 мин | Игра «Доскажи словечко». Если, словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить: … 2. Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома, Не молчите, не стесняйтесь И немым не притворяйтесь. Поздороваться спешите, Громко: … скажите. - Какие слова приветствия вы знаете? - Есть такое слово «жаловать». Издавна оно означало оказывать внимание, уважать. В этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание, благодарность и почтение. Какие вежливые слова говорят, если обращаются с просьбой? (Будьте добры, будьте любезны…) - В народе говорят: худший из людей - неблагодарный человек. - Одна из главных причин, вызывающая недовольство друг другом в семье, школе, на улице.... — это неблагодарность. - Неблагодарность - это не только дремучее невежество души, но и само по себе зло. - Она страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она обедняет нашу собственную душу. -Что порождает неблагодарность? - Как вы относитесь к неблагодарным людям? - Какой стала бы наша жизнь, если бы все люди были неблагодарными? | Выполняют задание учителя («Спасибо») («Здравствуйте!») (Добрый день, доброе утро, добрый вечер) | П: выявлять существенное; осознавать познавательную задачу; К: осознанное построение речевого высказывания |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя, беседа | 3 мин | Есть в человеческой натуре одна очень вредная особенность — почему-то плохое мы замечаем в первую очередь. Приведем примеры из жизни....... Одна из главных причин проявления неблагодарности – неправильное понимание долга. Почему-то милее, ближе и понятнее нам формула: «Ты должен... Она должна...» Ситуация 1. Вы просыпаетесь утром и с ужасом обнаруживаете, что уже через пять минут начнется первый урок. Вы вскакиваете в недоумении. Почему мама не разбудила вас? Почему нет завтрака на столе? А ваша мама просто закружилась вчера в домашних хлопотах, забыла завести будильник. Она каждое утро до сих пор вам готовит завтрак, будит вас, не потому что должна это делать, а потому что любит вас. А проспали вы по своей вине – пора бы вам уже давно просыпаться самостоятельно! Да и завтрак готовить тоже. Ситуация 2. Сын открыл свой шкаф для одежды, а там беспорядок. Только собрался возмутиться – вовремя вспомнил: «А в чем дело? Кто виноват? Вывод: Не нравится – убери сам!» | Выполняют задание учителя | П: выявлять существенное; осознавать познавательную задачу; |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя | 2 мин | Ребята, давайте определим правила, которые вам понадобятся сейчас и когда вы вырастите. Правило №1 . "Не нравится — не ругайся, а помоги". Действительно, редко какой человек делает что-то плохо преднамеренно. Чаще есть другая причина: или усталость, или неумение. Так какой смысл ругаться? Лучше помоги, научи, подскажи. Правило №2 «Не нравится как делают другие? Не ругайся, а сделай все сам. Как считаешь нужным». -Какова была тема урока? -Достигли ли мы поставленных целей? -О чем мы сегодня рассуждали? -Вы какие-нибудь сделали для себя выводы? -Что-нибудь узнали на уроке нового? | Слушают учителя Участвуют в беседе | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2 мин | Ребята, на экране незаконченная фраза. Как вы, наверно уже и догадались, нужно закончить фразу: Я благодарю: а) всегда; б) иногда забываю о благодарности; в) благодарю только по настроению. Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили благодарности и признательности. Давайте будем помнить о том, что доброта спасет мир, улыбайтесь и дарите слова благодарности любимым людям, родственникам, друзьям и окружающим вас людям. А самое главное, дарите всегда своё «СПАСИБО»! Как вы думаете, нужно ли благодарить друг друга? Нужно ли благодарить родителей? Учителей? Окружающих тебя людей? Привыкайте к доброму, друзья! Без добра на свете нам жить никак нельзя! Хамство, зло и ненависть исключить пора! Говори с улыбкой добрые слова. Урок ОКОНЧЕН. | Слушают учителя | Р.: оценка Л.: нравственно-этическая ориентация |