kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Бартер и деньги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- вывести понятие «денег», исследуя причины, по которым общество использует деньги,

- рассмотреть происхождение, функции и виды денег,

- рассказать учащимся об истории развития различных форм денег,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Бартер и деньги»»



















Методическая разработка открытого урока

на тему:

«Бартер и деньги»








Подготовила преподаватель экономики: Худайбергенова Н.В.




















2017 г.



Тема урока: Бартер и деньги.

Цель урока:

- вывести понятие «денег», исследуя причины, по которым общество использует деньги,

- рассмотреть происхождение, функции и виды денег,

- рассказать учащимся об истории развития различных форм денег,

- дать понятие что такое бартер.

Задачи урока:

Образовательная – объяснить понятия «бартер и деньги», раскрыть сущность денег.

Развивающая – развивать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, умение преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, выявить виды денег, определить роль денег в жизни общества.

Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету и экономическую культуру студентов.

Форма урока – комбинированный урок. Урок сопровождается презентацией Power Point.

Межпредметная связь: История, экономика

План урока.

Организационная часть.

Опрос домашнего задания (5 минут) Мы с вами прошли много интересных тем, сегодня проведем Блиц опрос по пройденным темам. Блиц – вопросы.

Изложение нового материала.

1. Сообщение учителя об истории, причины возникновения, формы и функции денег.


Ход урока: 1. Опрос пройденного материала. На прошлом уроке мы прошли тему «Как работает рынок». Давайте ответим на контрольные вопросы:
В чем различие между дефицитом и затовариванием?
Что такое рыночное равновесие?

Какие варианты соотношений спроса и предложения возможны на рынке?

Как сдвинется кривая спроса на графике, если доходы граждан страны упадут?

Почему на рынке выигрывает тот, кто лучше информирован?


2. Объяснение новой темы.
    Деньги известный вам с раннего детства. Между тем на самом деле большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. Мир этот представляет собой один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам.
    Давайте прочтем эпиграф: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». (Уильям Ю. Гладстон /1809-1898/, премьер – министр Великобритании).(слайд 2)

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. (слайд 3).
    Да, деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Даже самые примитивные цивилизации в самых глухих уголках Земли создали свои виды денег. Роль денег всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был наиболее удобен для этих целей.

Сообщение об истории возникновение бартера и развития денег:
   «В процессе исторической эволюции роль денег выполняли различные товары. У народов средней полосы основным орудием обмена был домашний скот. В Древней Руси даже появившиеся металлические деньги долгое время носили название «скот». У северных народов, например у чукчей, в качестве денег использовались меха (слайд 4), а у южных народов (Индия, Китай, Филиппины, американские индейцы, восточное побережье Африки) – раковины (слайд 5). На Япе, небольшом острове в Тихом океане, традиционным средством обращения были огромные каменные колеса до 12 футов в диаметре (слайд 6). Эти камни имели отверстие посередине, так что их можно было переносить на шестах и использовать при совершении сделок. Конечно, огромные каменные колеса – не самая удобная форма денег. Эти камни были довольно тяжелы, и их новому владельцу стоило значительных усилий доставить свои деньги домой после совершения торговой сделки.
    Как видите, далеко не каждый товар может быть удобным для использования в качестве денег. Каменным колесам с острова Яп (рядом с Филиппинскими островами) не хватало, например, такого свойства, как портативность. Очевидно, что товар, выполняющий функции денег в экономике, должен легко перемещаться в пространстве. Недостатками обладали и другие перечисленные выше виды денег. Меха, например, не являются долговечными – с течением времени они портятся. Еще менее долговечным является скот. Представьте, вы обменяли 10 мешков отборного зерна на корову, привели ее домой, а она сдохла. Это обидно. К тому же корова не обладает свойством делимости. Предположим, у вас нет десяти мешков пшеницы, а есть только 5 лишних мешков, которые вы хотите продать. Но не согласитесь же вы обменять эти мешки на половину коровы!

Какими же свойства ми должны обладать деньги?

Свойства денег: 1) Делимость - способность делится на части.

2)Узнаваемость – легко узнаваемы, тяжелы в подделке,

3) Портативность – малы, легки, удобны.

4)Износостойкость – имеют продолжительность жизни.

5)Стабильность – одинаковая стоимость денег сегодня и завтра.

6) Однородность- равные количества денег имеют разную стоимость.

(слайд 7)

Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. 

Действительно, представьте, что у нас нет денег. А на улице с машины продают арбузы. Что мы делаем? Мы меняем 1 ведро картошки на 1 арбуз. Это обмен называется бартером.
   Запишите термин – бартер.
   Бартер – это прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег (слайд 8). Это форма обмена не всегда удобная. При бартере мы должны найти партнера, который обладает нужным нам благом и готов обменять его на то благо, которым располагаем мы сами. Чем шире становился круг благ, которые люди создавали и которыми хотели обмениваться, тем труднее становилось вести обмен на основе таких принципов. Постепенно деньги выступают, в определенном смысле, «общим знаменателем» для меновых желаний всех участников рынка.
   В результате возникает поразительная возможность разделить во времени и пространстве два поступка: продажу товаров, которыми ты уже владеешь, и покупку товаров, которые ты только еще хочешь получить. Теперь не нужно, как при бартере, искать прямой обмен. Достаточно продать cвoй товар за деньги и уже с ними искать того, у кого можно купить нужное.

   Не случайно, поэтому в качестве денег стали постепенно выступать различные металлы, а вскоре эта функция целиком закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром (слайд 9). Эти металлы обладали всеми свойствами, необходимыми для того, чтобы выполнять роль денег. Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками. Затем из них начали чеканить монеты. Согласно Геродоту, первые золотые монеты приписываются лидийскому царю Гигесу (VII веке до н.э.).
   Около 500 года до нашей эры персидский царь Дарий совершил экономическую революцию в своем государстве, введя в обращении монеты и заменив ими натуральный обмен».(слайд 10)
   

    Конечно, золото отличается от других товарных денег своими особыми свойствами, позволившими ему лучшим образом выполнять функции денег. (слайд 12).Однако существует и нечто общее между золотом, скотом и мехами, что допускает объединение их в одну группу – группу товарных денег. Это общее заключается в том, что все они помимо выполнения функции денег, являются еще и товарами, и как таковые имеют свою внутреннюю стоимость.
    Это означает, что товарные деньги имеют такую же стоимость при торговле ими как обыкновенным товаром, какую они имеют, функционируя в качестве денег. В данном случае золото имеет одинаковую стоимость и когда играет роль денег, и когда используется как обычный товар, например, для изготовления ювелирных украшений.

   Лишь относительно недавно в денежном мире произошла революция – появились бумажные деньги. Впервые они были пущены в обращение в Древнем Китае в IX веке. В странах западной цивилизации пионером в деле широкого выпуска бумажных денег стали Североамериканские Штаты в 1690г.
   В Европе первой решила перенять американский опыт Франция: в 1716-1720гг. знаменитый экономист и банкир Джон Ло начал печатать банкноты Королевского банка. А в России бумажные деньги впервые были выпущены в обращение в 1769 году.
   Первоначально наибольшее распространение получили банкноты, что означает «банковские билеты». Такой банковский билет выписывался банкиром. Это означало, что должны выплачиваться в любой момент подателю билета соответствующая денежная сумма, указанная на этом документе. Чем богаче был банк, чем выше была его репутация, тем больше доверия вызывали его банковские билеты и тем шире они использовались в расчетах купцов и граждан, заменяя золото и серебро.
   Конечно, были и недовольные люди. Но, тем не менее, многие страны стали создавать центральные банки, которые стали выпускать банкноты. И бумажные деньги были объявлены правительством как обязательное к приему средство обращения и законное средство платежей за долги. Дальше только центральные банки имели право выпускать банкноты. Причина была проста: считалось, что это гарантирует наивысшую надежность банкнот. Поэтому выпуск (эмиссия) бумажных денег монополизирован государством, и государство должно заботиться о поддержании эмиссии на относительно ограниченном уровне.
     Увеличение денежной массы в обращении необходимо в том случае, если растут объемы производства и реализации товаров и услуг. Если же правительство будет безудержно наращивать выпуск денег, обгоняя темпы роста реального объема производства экономических благ, тогда возникнет инфляция и покупательная способность денег начнет падать.
   Начиная со времен Первой мировой войны в большинстве стран мира банкноты центральных банков стали основным средством всех наличные платежей, т.е. главной формой наличных денежных средств.
  Напишем в экономический словарь новый термин – наличные денежные средства.
  В XX веке во всем мире бумажные деньги окончательно вытеснили из обращения золотые деньги. В современном мире к бумажным деньгам относятся банкноты (банковские билеты), эмитируемые центральными банками различных государств и не размениваемые на золото. Еще в начале нашего столетия банкноты, выпускавшиеся в большинстве стран мира, представляли собой золотые сертификаты. Это означало, что они были обеспечены золотым запасом страны и поэтому могли свободно обмениваться банками на золото. Современные неразменные банкноты золотого обеспечения не имеют и являются по самой своей сути бумажными сертификатами.
  Помимо банкнот, в обращении функционируют еще и монеты. Поскольку эти монеты изготовлены не из драгоценных металлов, то они, так же как и банкноты, снабжены принудительной покупательной способностью. Их чеканят специальные государственные организации – монетные дворы.
Сообщение об истории развития монеты:
   «Монеты, которые ныне чеканятся на государственных монетных дворах, - это самый древний вид денег: в Древней Греции монеты начали чеканить еще в VIII - VII вв. до н. э. В Риме первый монетный двор был учрежден при храме Юноны-Монеты, откуда и произошел этот термин. Материалом для изготовления монет обычно служат специальные сплавы, обладающие хорошей устойчивостью к истиранию, поскольку монета так быстро переходит из рук в руки, что мягкий металл не прослужил бы и года.
   История монет красочна и многообразна, но в ней можно проследить одну сквозную линию: человечество постепенно осознавало, что деньги вообще и монета в частности - лишь символ стоимости. Металл, идущий на изготовление монеты, не должен реально стоить столько, сколько на ней указано. Эта аксиома позволила монархам всего мира заниматься «порчей монет» - так называли в старину чеканку монет, металл в которых стоил дешевле номинала.
   Например, за время своего правления Петр 1 вдвое обесценил рубль, сократив именно в такой пропорции количество серебра, расходуемого на чеканку рублевой монеты.
   Правда, Петр вел себя с деньгами все же довольно осторожно, учтя, видимо, отрицательный опыт своего отца - царя Алексея Михайловича, который в «порче монет» зашел слишком далеко. Чтобы пополнить казну, в 1656 г. Алексей Михайлович просто повелел изъять из обращения все серебряные монеты, а вместо них начеканить монеты того же номинала, но из меди. Это означало, что монеты стоимостью 100 р. можно было изготовить из медного слитка, стоившего всего 2 р.
   Такой поступок вызвал возмущение граждан и привел к появлению в стране двух видов денег: те серебряные рубли, которые удалось сохранить, стали самым желанным средством обращения, и за них можно было купить абсолютно все - в отличие от медных рублей, которые никто принимать не хотел. Следствиями такого развала денежной системы немедленно стали разрушение торговли и рост цен. Кончился же денежный эксперимент царя Алексея Михайловича восстанием в Москве 4 августа 1662 г. Это восстание, вошедшее в историю под названием «Медного бунта», жестоко подавили - более 1 тыс. человек было убито, повешено, потоплено в Москве-реке, но, тем не менее, через год обесцененные медные деньги в России были изъяты из обращения.
    Золотые и серебряные монеты были в повсеместном обращении еще и в ХХ в. в России, например, до революции, чеканились монеты номиналом 5, 10 и 15 р. (империал), а также в 7 р. 50 к. (полуимпериал). Впрочем, и сегодня чеканка золотых монет продолжается, но очень ограниченно, и эти монеты не предназначены для свободного обращения - их покупают коллекционеры и те, кто предпочитает, подобно пушкинскому Скупому рыцарю, хранить свои сбережения в золотых монетах. В силу этого самая известная золотая монета «Крюгерранд», которую чеканят в ЮАР, даже не имеет номинала: цена ее определяется соотношением спроса и предложения».
   Наряду с наличными деньгами люди издавна стали пользоваться безналичными денежными средствами.
   Напишем в экономический словарь новый термин – безналичные денежные средства.
Они представляют собой суммы:
выраженные в тех же денежных единицах, что и наличные деньги;
хранящиеся в специальных коммерческих организациях – банках;
используемые для расчетов путем изменения записей в специальных книгах или на магнитных носителях для компьютеров.
С учетом этого устройство современных денежных систем можно представить так, как показано на рисунке:
          
     Таким образом, мы познакомились с историей возникновения современных форм денег. Все же, зачем люди придумали деньги?
  Деньги были созданы, прежде всего, для облегчения обмена. Хотя человечество придумало деньги лишь для облегчения и ускорения обмена, со временем деньги начали выполнять и другие функции.
  Из рисунка мы видим, что сегодня в мире экономики деньги выполняют три основные функции:
средства обмена;
средства измерения;
средства сбережения.
   Некогда один мудрец сказал, что деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. И оба были правы.
   Деньги были рождены торговлей именно потому, что они облегчали обмен товарами. Без помощи денег более или менее легко может состояться только прямой обмен, когда у каждого из партнеров есть то, что нужно другому.
      Это значительно облегчает и ускоряет обмен, или, как говорят экономисты, «обращение» товаров между участниками торговли.
   Отсюда мы можем вывести первую часть определения понятия «деньги».
   Деньги - особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги. 
   Деньги служат тем универсальным языком, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели. И пока с деньгами все в порядке, «разговор торговли на языке денег» происходит без проблем. Но если дела в денежном мире разлаживаются, то торговлю сразу же начинает «лихорадить», а следом «заболевает» вся экономика.
   Для закрепления темы раздается тесты:

1. Функцией денег является: а) покупка товаров; б) средство накопления;

в) выпуск Центральным банком

2. Деньги, которые перечисляются с одного банковского счета на другой, называются:

а) наличными; б) безналичными; в) пластиковыми 

3. Эмиссия – это: а) выпуск денег в обращение

б) движение денег в процессе купли-продажи; в) зачисление денег на банковский счет 

4. Бумажные деньги называются: а) монетами; б) банкнотами;

в) кредитными карточками 

5. Деньги – это:

а) стоимость товара, выраженная в другом товаре

б) стоимость товара, выраженная в затратах труда

в) всеобщий эквивалент товара

6. Функция денег как мера стоимости – это:

а) цена товара, выраженная в деньгах

б) цена труда при производстве товара

в) «масштаб цен», с помощью которого определяют стоимость товаров и услуг

7. Бартер – это: а) обмен товаров на деньги; б) обмен одного товара на другой без денег; в) обмен товара на ценные бумаги.

Ответы: 1-б, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-б.

В конце урока выставляется оценки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок «Бартер и деньги»

Автор: Худайбергенова Наталья Васильевна

Дата: 07.02.2018

Номер свидетельства: 455509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Виды обмена. Деньги, их функции. "
    ["seo_title"] => string(34) "vidy-obmiena-dien-ghi-ikh-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "207955"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430718315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что такое деньги?" , 3 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-chto-takoie-dien-ghi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416747101"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок окружающего мира по теме "Что такое деньги" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-chto-takoie-dien-ghi"
    ["file_id"] => string(6) "113653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410806549"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация к уроку окружающего мира "Что такое деньги?" "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-chto-takoie-dien-ghi"
    ["file_id"] => string(6) "216641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433086568"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира по теме: "Государственный бюджет""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_gosudarstvennyi_biudzhet"
    ["file_id"] => string(6) "611603"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660055006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства