Урок обществознания 7 класс
Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».
Цели урока:
1. Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.
2. Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.
3. Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.
Понятия, которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.
Ход урока:
1. Орг.момент. 2 мин.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!
2. Активизация знаний учащихся. 3 мин.
Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».
Откроем учебник параграф 13, тетрадь.
Запишем тему урока: «Виды обмена. Деньги, их функции».
Цели: В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.
Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.
(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)
Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?
3. Виды обмена. 5 мин.
Обмен – это слово знакомо всем.
С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.( запись в тетрадь)
Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.
Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.
( шаг1 – 8 ….Итак, деньги – это символы благ)
Виды обмена
1. Натуральный
2. Натурально-денежный
3. Денежный
4. Деньги, их сущность и функции 5 мин.
Вопрос: зачем люди придумали деньги ? ( для облегчения и ускорения обмена)
Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.
Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)
Вопрос: Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг
Откроем на стр. 107 учебника
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.
Функции денег:
1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.
2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).
3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).
4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.
5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)
Какие виды денег существуют в наше время?
Физкультминутка 2 мин.
Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.
Конкурс « Разминка» 3 мин.
1. Пословицы и поговорки
2. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
3. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.
4. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
5. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
Проверь себя - практический модуль ( до свойств) 5 мин.
Обсудим вместе. Учебник стр. 105
Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.
• Что же такое деньги? Добро или зло?
• Что нельзя купить на деньги? 3 минут
Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Закрепление 3 мин.
- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не
нужно все добывать и делать самому.
- Как деньги стали деньгами.
- Что такое деньги?
- Какую роль они играют в жизни общества?
- Основные функции денег.
Оценки ( комментировать) дом.задание п. 13. Доклад