В статье рассматриваются вопросы российского системных кризисов 1998, 2008, 2014, их причины и возможные пути выхода. Начавшийся в 2012 г. в России экономический кризис рассматривается как закономерный результат предшествующего развития советской и российской экономики и общества. Масштабы кризиса и динамика экономики анализируются с помощью разработанных авторами альтернативных оценок. В сравнении с данными Росстата, авторские оценки показывают значительно большее падение экономики. Рассматривается влияние кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и внешнеторговую сферы, уровень жизни населения. Доказывается, что кризис имеет не циклический характер, а системный, и при существующей экономической политике он станет затяжным. Анализируются возможные стратегии выхода из кризиса, показываются их слабые и сильные стороны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кризис!? Причины и пути выхода»
XVII городская научно – исследовательская конференция учащихся
«Ступень в будущее»
Г. Салехард
Кризис!? Причины и пути выхода
Чеботарев Ярослав Константинович
МАУ ДО ДЮЦ
Научный руководитель –
Масюк Анжелика Валентиновна
Кризис!? Причины и пути выхода
Чеботарев Ярослав Константинович
ЯНАО г. Салехард
Краткая Аннотация
В статье рассматриваются вопросы российского системных кризисов 1998, 2008, 2014, их причины и возможные пути выхода. Начавшийся в 2012 г. в России экономический кризис рассматривается как закономерный результат предшествующего развития советской и российской экономики и общества. Масштабы кризиса и динамика экономики анализируются с помощью разработанных авторами альтернативных оценок. В сравнении с данными Росстата, авторские оценки показывают значительно большее падение экономики. Рассматривается влияние кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и внешнеторговую сферы, уровень жизни населения. Доказывается, что кризис имеет не циклический характер, а системный, и при существующей экономической политике он станет затяжным. Анализируются возможные стратегии выхода из кризиса, показываются их слабые и сильные стороны.
Short annotation
In the article the questions of the Russian systemic crises 1998, 2008, 2014, their causes and possible ways out Started in 2012, Russian economic crisis is seen as a natural result of previous development of Soviet Russian economies and societies. The dimensions of the crisis and the dynamics of the economy are analyzed using alternative assessments developed by the authors. Compared with provided by the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, the authors’ estimates show much deeper fall of the Russian economy. The impact of the crisis on real economy, as well as the financial and foreign sectors, and the standard of living, are considered. We prove that the crisis’ nature is not cyclical, but systemic. Furthermore – the existing economic policy will provoke its protraction. Possible exit strategies are overviewed, their strengths and weaknesses are revealed.
Кризис!? Причины и пути выхода
Чеботарев Ярослав Константинович
ЯНАО г. Салехард
Аннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью:
1. дальнейшего развития теории мирового финансового рынка и кризиса на этом рынке с учетом новых явлений в условиях глобализации.
2. изучения, уроков современного кризиса с практической точки зрения в целях совершенствования практики раннего предупреждения кризисов на мировом финансовом рынке и снижения их негативных социально-экономических последствий с использованием методов глобального регулирования финансового рынка.
Цель работы: состоит в решении научной проблемы формирования представлений об особенностях современного кризиса. Для ее достижения были поставлены, следующие задачи:
- на теоретическом уровне расширитъ представление о кризисе в сравнении 1998, 2008, 2014 г.г. и выявить причины в условиях глобализации мировой экономики;
- проанализировать особенности современного кризиса на мировом финансовом рынке и его экономические и социальные последствия с целью обобщения его уроков для совершенствования, регулирования и обеспечения стабильного развития финансового рынка России.
Объектом исследования является кризис 1998, 2008, 2014 годов.
Предмет исследования — комплекс научно-практических положений, раскрывающих особенности современного кризиса, его последствия и антикризисные меры.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Для достижения цели и решения задач данной работы использованы общетеоретические и эмпирические методы исследования, исторические сравнения, системный и аналитический подходы, анализ и синтез.
Теоретическую основу исследования составили положения фундаментальной экономической науки, международных, валютно-кредитных и финансовых отношений, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, разработки и доклады международных институтов.
Информационной базой исследования послужили обзоры и публикации Международного валютного фонда, Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам России и других организаций, посвященные проблемам развития мирового финансового рынка.
Научная новизна работы, состоит в разработке комплекса теоретических положений, содержащих сущностные представления об особенностях современного кризиса и антикризисных мерах на мировом финансовом рынке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и положения могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов и разделов программы школы финансово-правовой грамотности; на уроках экономики.
Гипотеза, если решить поставленные задачи, то это поможет расширитъ представление о кризисе и выявить его фундаментальные причины в условиях глобализации мировой экономики;
- использовать особенности современного кризиса его экономические и социальные последствия с целью обобщения его уроков для совершенствования, регулирования и обеспечения стабильного развития финансового рынка России.
Структура и объем работы соответствуют цели и задачам работы. Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Кризис!? Причины и пути выхода
Чеботарев Ярослав Константинович
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………….. 2
II. Основная часть…………………………………………………………………..2
1. Кризис 1998……………………………………………………………………. 2
2. Кризис 2008…………………………………………………………………… .4
3. Кризис 2014……………………………………………………………………. 5
4. Основные приоритеты экономической политики……………………… 8
5. Совершенствование механизмов государственного регулирования…. .9
III. Заключение…………………………………………………………………….. 9
IV. Список используемой литературы…………………………………………. 11
V. Приложение……………………………………………………………………...13
2
Кризис!? Причины и пути выхода
Чеботарев Ярослав Константинович
Научная статья (описание работы)
1. Введение
Кризис (др. греч. — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.
Кризис - это крайне острая форма дестабилизации, в социально-экономической сфере, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Кризисы, пережившая российская экономика в постиндустриальный период (дефолт в 1998 г., мировой финансовый кризис 2008 года) охватили разные сферы социально-экономической жизни. Поэтому их называют системными кризисами, связанными с прохождением страны и мира через глубокие институциональные и технологические изменения, со сменой технологической базы, которая выводит экономику на качественно новый уровень эффективности и производительности труда.
Системность – центральный механизм стратегий инновационного развития экономики развитых стран [2,3,].
Кризисы последних двух десятилетий обозначили контуры многополярного мира, который не отрицает наличия двух-трех ключевых экономических центров, но на практике означает возврат к известной по XIX веку модели «концерта стран», балансирующих интересы друг друга [14].
Системный кризис становится масштабным интеллектуальным вызовом, требующим глубокого осмысления его причин, механизмов развертывания и путей преодоления. Целое десятилетие становится турбулентным.
II. Основная часть
1. Кризис 1998
Экономическое положение России главным образом определяется динамикой цены на нефть на мировом рынке. Внутренний долг в 390 млрд руб., внешний - более $150 млрд, обесценившийся рубль, обманутые вкладчики. Такой была Россия в 1998 году. Казалось, что от августовского дефолта, объявленного правительством Сергея Кириенко, она оправится нескоро. Одной из основных причин кризиса 1998 года был бюджетный
3
дефицит, образовавшийся из-за неспособности правительства собирать налоги с компаний-олигархов, включая Газпром. Ежемесячные доходы казны достигали 22 млрд руб., а расходы - 25 млрд руб. Еще 30 млрд руб. правительство должно было направлять на погашение внутреннего долга. Финансовая пирамида с использованием краткосрочных гособлигаций (ГКО), превратившихся в самый популярный инструмент спекуляций с доходностью 50–140% годовых, непрерывно росла. Чтобы расплатиться по старым облигациям, государство выпускало новые бумаги под более высокий процент, наращивая задолженность. Но основной источник поступлений в бюджет почти пересох. Под влиянием кризиса в Юго-Восточной Азии условия торговли резко ухудшились - цены на нефть упали с $20 за баррель до $11.
В августе 1998-го российское правительство отказалось платить держателям ГКО, заморозило выплаты по внешним займам и заявило о переходе на плавающий курс рубля в коридоре от 6,0 до 9,5 RUS/USD. Столь радикальные действия подорвали доверие к нацвалюте - все ринулись покупать доллары, снимать депозиты в банках. Падение цен на нефть и отток иностранных инвестиций привели к дальнейшему обесцениванию рубля. К концу декабря курс упал до 20,65 RUS/USD [15].
«Девальвация и переход к плавающему курсу были самыми действенными антикризисными мерами правительства, но с ними немного опоздали. Девальвировать рубль надо было еще весной 1998 года», - говорит старший научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы Наталья Волчкова. Надежды на то, что сильная нацвалюта станет символом экономической стабильности в стране, а высокая доходность ГКО привлечет новых инвесторов, не оправдались. Зато валютные резервы были опустошены, а банки испытывали острый дефицит ликвидности [15].
Впрочем, реальный кризис оказался краткосрочным. Экономическое положение России главным образом определяется динамикой цены на нефть на мировом рынке. И, безусловно, быстрый выход из кризиса стал возможен благодаря изменению тренда в пользу России: если в начале 1999 года нефть стоила $12 за баррель, то уже к концу года подорожала до $27. Девальвированный рубль, консервативная макроэкономическая политика правительства (сначала Ельцина - Примакова, потом Путина) и рост мировых цен на нефть стали основными факторами быстрого экономического подъема.
Было и положительное в кризисе 1998 года. Правительство впервые с начала 1990-х смогло обуздать расходы бюджета, что остановило раскручивание инфляционных ожиданий в условиях девальвации. Снижения затрат достигли за счет ужесточения
4
бюджетных ограничений естественных монополий и уменьшения их тарифов. Тогда же был создан Стабилизационный фонд, который может стать спасательным кругом для российской экономики в нынешнем кризисе. Большая часть антикризисной программы на 2009-й будет профинансирована за счет ресурсов, накопленных в нем.
Причины кризиса 1998г.:
-бюджетный дефицит;
-наращивание внутреннего долга из-за спекуляций с краткосрочными гособлигациями;
-падение цен на нефть;
-отток иностранного капитала в результате кризиса в Юго-Восточной Азии;
Антикризисные меры:
-девальвация рубля;
-замораживание рублевых государственных краткосрочных облигаций;
-сокращение расходов бюджета;
-создание стабилизационного фонда;
-санация банков через Агентство по реструктуризации кредитных организаций, выплаты вкладчикам, стабилизационные кредиты [15].
2. Кризис 2008
Если кризис 1998 г. начался в развивающихся странах, то кризис 2008 г. начался с первых мировых стран. Существующая мировая система дала сбой. Слишком большая скорость распространения, слишком большие масштабы, слишком высокая степень неопределенности.
Мы живем в мире, где ни одна страна не может существовать изолированно. Еще в 2005 году финансовые аналитики предупреждали: что если Штаты чихнут, то весь мир обязательно подхватит эту заразу. Только в 2008 г. это был не просто «чих», это был тяжелый случай пневмонии, и эта зараза очень быстро распространилась по всему миру. Как сказал в одном из своих интервью, тогда еще председатель правительства В.В. Путин: «и к нам прилетело».
Кризис 2008 г. был предопределен не только внешними факторами, но и внутренними: исчерпанием резервов физического и человеческого капитала.
Причины кризиса 2008:
1. мировой глобальный кризис, начавшийся с «американского мыльного пузыря в банковской сфере США»;
5
2. дыры в Российском и международном законодательстве;
3. Россия истощена и еще не оправилась от кризиса 1998 г. и находится в состоянии переходного периода от командной экономики к рыночной;
4. демографическая яма 90-х;
5. алкоголизация нации;
6. повальная коррупция.
Антикризисные меры 2008:
1. поддержка отечественного производителя: в частности автопрома и малого бизнеса;
2. поддержка банковской системы;
3. несмотря ни на что, повышение пособий по безработице, социальных выплат, дотации на жилье, на коммунальные услуги…
4. создание фондов: а) национального благосостояния; б) резервного фонда правительства («подушка безопасности»);
Кризис был преодолен в связи с ростом цен на нефть и огромным вливанием ресурсов для спасения многих предприятий. Но уровень 2007 г. не был превзойден. А физический и человеческий капитал продолжал сокращаться. В этих условиях возобновление кризиса было неизбежным [17].
3. Кризис 2014…
Кризис 2008 взорвал крупнейшие мировые экономики и погрузил весь мир в затяжную агонию. Если представить, что глобальная экономика – это мировой океан во время ужасного шторма и по нему ходят гигантские опасные волны, то по факту мы все в этом океане, мы все игроки на мировой экономической арене.
Назревший сегодня кризис также является системным, а значит, и пути выхода из него будут носить системный характер. Его нельзя преодолеть лишь мерами макроэкономической политики. Необходимо создать новую технологическую базу, важны и структурные, и институциональные решения, обеспечивающие модернизацию национальной экономики. Требуется переосмысление теоретических основ экономической политики и общепринятых практических рекомендаций.
Эти вопросы требуют интеллектуального прорыва, осмысления новых реалий и решения задач, не имеющих однозначных решений. Каждый системный кризис заставляет искать ответы на системные вопросы, и до сих пор такие ответы находились. Но некоторые из них требуют не только интеллектуального, но и политического мужества [14].
6
Основными причинами развития кризисных явлений в нашей экономике являются:
1. сырьевая зависимость;
2. низкая производительность труда;
3. дефицит технологий;
4. институциональная неразвитость и противоречивость принимаемых властями решений;
5. спекуляции банков на валютной бирже;
6. международные санкции и геополитическая напряженность
Поэтому добавившиеся к ним новые проблемы, связанные с санкциями, столь негативно отразились на основных макроэкономических показателях, существенно замедлили экономический рост, вплотную подвели экономику России к очередному витку системного кризиса. Об этом свидетельствует динамика основных макроэкономических показателей (Прил.1 табл. 2).
В результате еще больше затормозилась инвестиционная активность, страна лишилась доступа к внешним финансовым рынкам. Учитывая возрастающие геополитические риски, компании с осторожностью подходят к инвестированию, даже с учетом того, что сальдированный финансовый результат деятельности организаций в целом по экономике, снижавшийся на протяжении более года, с марта 2015 г. начал увеличиваться. Инвестиции в основной капитал за январь – август 2015 г. сократились на 2,5 процента. Недостаточен для быстрого и устойчивого роста российский уровень сбережений. На протяжении 2000-х гг. норма личных сбережений в России не поднималась выше 15 %[5]. В 2015 году рост реальных располагаемых доходов населения практически полностью исчерпался. В целом за 2015 год прирост реальных доходов снизится до 0,3% против 3,2% в 2014 году[6]. У россиян нет запаса «жирка», большинство населения живет «от зарплаты до зарплаты» или «от пенсии до пенсии»
Сдерживание реального роста социальных показателей и потребительского спроса во многом связано с инфляцией, которая сохраняется на достаточно высоком уровне. В конце августа потребительские цены были на 7,6% выше, чем годом ранее, тогда как
инфляция в начале года составляла 6,4 процента. Усиление инфляции за прошедший период 2015 года связано в основном с продовольственными товарами, рост цен на которые ускорился с 6,5% в начале года до 10,3% в августе.
В этой ситуации выбранная государством стратегия, заключающаяся в масштабных заимствованиях, является реально убыточной. Более приемлемым вариантом выхода из
7
сложившейся ситуации представляется подход, заключающийся в формировании основной трансформационной функции за счет институциональной среды, многообразия универсальных финансовых посредников как простейших, так и более сложных форм[12]. Однако и здесь многочисленные российские сберегательные институты больше похожи на груду разнообразных деталей, нежели на отлаженный механизм. Немаловажную роль в регулировании трансформационных процессов должен сыграть и Центробанк. Меры по расширению рефинансирования должны быть согласованы с ростом производства в потребительском секторе, иначе создаются риски усиления инфляционных процессов. Это связано с ростом доходов населения, хозяйствующих субъектов.
Не представляется возможным выйти из системного кризиса, не преодолев диспропорции в развитии финансового и реального секторов экономики, которые продолжают нарастать. Если темпы роста ВВП за 2013–2015 год снизились с 4,8% до 0,7 % (прил. 2. рис. 1), то аналогичные показатели по объемам денежной массы возросли с 11,9% до 14,5 %, банковским активам (с 24,9% до 27,48%), по выданным кредитам этот показатель хоть и снизился (c 32,8% до 15,3%), но был гораздо выше анализируемого и по депозитам за анализируемый период показатель не менялся и составлял 20%[19].
Согласно таблицы 4 приложения 1, масла в огонь подлил около нулевой за 2015 год экономический рост, который в следующем году сменится рецессий. Это уже сыграло свою роль, вызвав отток капитала, который достиг 130 миллиардов долларов США и спад ВВП при нынешних условиях в 2015 году может составить около 5%» [20].
По оценке аналитиков Центробанк столкнулся с дилеммой. С одной стороны, необходимо покрыть дефицит государственного бюджета и увеличивать денежную массу, что неминуемо приведет к скачку уровня инфляции и росту социальной нестабильности в стране, с другой, – проводить политику дорогих денег и сопротивляться девальвации рубля, повышая ключевую процентную ставку, что приведет к резкому спаду деловой активности в стране. Ярким примером этого стала «шоковая терапия» в ночь с 15 на 16 декабря, когда Банк России повысил ставку с 10.5% до 17% годовых.
К сожалению, данные меры лишь усугубляют ситуацию, поскольку затягивают петлю на шее национального бизнеса, что приближает наступление затяжной рецессии.
Были ли наказаны спекулянты от такого хода – может быть, а вот клиенты банков получили сполна».
Самым худшим сценарием развития для России может стать повторение дефолта 1998 года, полагают аналитики. Почва для такого развития событий уже подготовлена: темпы девальвации национальной валюты самые высокие за последние 15 лет, а заявление
8
министерства финансов о возврате ГКО наводит на негативные ассоциации с дефолтом 1998 года.
Финансовые аналитики утверждают, что новая волна кризиса изменила экономическую и политическую архитектуру мира. И эти потрясения коснулись и еще коснуться каждого.
4. Основные приоритеты экономической политики
Основными приоритетами экономической политики в России с учетом изменившихся условий должны явиться:
1. Повышение устойчивости национальной финансовой системы (новый облик хозяйственной системы в качестве двигателя воспроизводства выдвигает финансовый капитал, а на капитал, как таковой);
2. Повышение интеллектуального потенциала россиян;
3. Модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил.
Развитие этих направлений приведет к улучшению инвестиционного климата, развитию конкуренции, инновационному развитию и поддержке высокотехнологичных секторов экономики, сбалансированному региональному развитию.
Главным фактором развития экономики и преодоления кризисных явлений, устойчивого экономического роста является повышение интеллектуального потенциала россиян, база формирования которого:
- здоровье, психологическая устойчивость рабочей силы;
- воспитание индивидов, нацеленное на желание упорно, дисциплинированно трудится, повышая непрерывно квалификационный уровень.
В качестве основных сфер, определяющих качество жизни людей, формирование интеллектуального капитала еще в 2005 году были выделены: образование, здравоохранение, АПК, жилье. Сфера АПК здесь является еще и производственной сферой, поэтому решение вопросов, связанных с налаживанием механизма кредитования
сельского хозяйства, имеют первостепенное значение[11]. От решения вопросов продовольственной безопасности напрямую зависят проблемы здравоохранения[9].
В свете перехода экономики на инновационный путь развития напрашивается вывод о целесообразности активного укрепления позиций российского малого бизнеса[10].
9
5. Совершенствование механизмов государственного регулирования.
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике в 2015–2017 гг. будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будут осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации.
4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в данной области, направленное на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских особых экономических зон и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.
III. Заключение
Как видно из приведенного анализа, очень велика вероятность вступления России в глубокий и продолжительный экономический кризис. Конечно, как и в периоды предыдущих кризисов, политики постараются, пока вода не дойдет до горла, оттянуть радикальные решения, ограничившись затыканием дыр и косметическими мерами. Тем более что и предлагаемые пути выхода сомнительны и отнюдь не гарантируют успеха. Политиков можно понять. В современных условиях российские политики рискуют не только репутацией, но также собственной свободой и, вполне вероятно, жизнью. Но выбор все же придется делать. И чем раньше он будет сделан, тем более вероятен успех [17].
Программа выхода из кризиса должна содержать мероприятия по устранению причин возникновения экономического кризиса:
1. демографический прогноз населения, его занятость;
2. потребности в материальных благах и услугах;
3. развитие общего и профессионального образования, исходя из ожидаемых изменений в производстве;
4. совершенствование системы расселения населения с целью формирования новых производств и более рационального использования природных и климатических ресурсов Российской Федерации.
5. На сегодняшний день необходимо развивать отрасли, обеспечивающие создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека, поскольку в настоящий момент вложения в человека обеспечивают две трети прироста производительности труда; необходимо развивать собственные сырьевые отраслей, которые должны обеспечивать внутренние потребности страны и экспорт в размерах, позволяющих получить средства в виде новых технологий [19].
Для решения поставленных проблем, помимо разработки долгосрочной программы выхода из кризиса, необходимо создать экономический механизм, предусматривающий активное использование для регулирования экономики таких рыночных инструментов, как налоги, кредиты, цены, деньги; привести в систему законодательные акты, регулирующие экономические отношения в обществе; разработать и принять управленческие решения на всех уровнях, обеспечивающие решение указанных проблем; организовать переподготовку управленческих кадров.
Однако, наиболее значимым для разрешения существующего кризиса и его последствий, остается верно избранный экономический курс, направленный не только на восстановление всех видов утраченного российского производства, но и на создание надежной основы для его дальнейшего развития, неотъемлемым элементом которого является поддержка отечественного товаропроизводителя, снижение количества импорта большинства продуктов питания, многих средств производства, поддержка наших регионов, потенциал которых на сегодняшний день, к сожалению недооценен.
11
IV. Список использованной литературы
1.Акинин П.В., Акинина В.П. Механизмы и инструменты сопряжения финансового и реального секторов экономики // Дайджест – финансы. – 2014. – №3(231).
2. Бадова Л.К., Зангиев А.Э. Системный кризис в российской экономике: причины и пути выхода // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17619 (дата обращения: 13.09.2015).
3. Гуриева Л.К. Новые подходы к инновационному развитию регионов //Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 5. – С. 35-42.
4. Гуриева Л.К.Концептуальные основы инновационной стратегии регионального развития//Наука и инновационные технологии для регионального развития: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2003. – С. 21-23.
5. Гуриева Л.К. Конкурентоспособность инновационно ориентированного региона: автореферат дисс. … д-ра экон. наук. – М.: РАГС, 2007.
6. Полтерович В.М. Куда идти: двадцать четыре тезиса //Экономическая наука современной России. – 2014. – № 3(66).
7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8. Лазарова Л.Б., Урумова З.С. К вопросу об инвестиционной политике региона// Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. – 2013. – С. 90-98.
9. Туаева Л.А., Сугарова И.В.Эффективность расходования средств на систему здравоохранения//TerraEconomicus. – 2013. – Т. 11. – № 3-3. – С. 94-97.
10. Туаева Л.А., Бязрова М.А.Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе./ Модернизация экономики и управления. Международная научно-практическая конференция: сборник научных статей / под общей редакцией В.И. Бережного. – 2014. – С. 55-58.
11. Тогузова И.З. Кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств как одно из направлений развития сельского хозяйства горных территорий // Устойчивое развитие горных территорий. – 2013. – № 2. – С. 83-87.
12. Тогузова И.З. Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции. /Экономическая активность: проблемы и методы обеспечения / Токаев Н.Х: сборник научных трудов. – Владикавказ, 2008. – С. 139-148.
13. Tadtaeva V.V., Tuaeva L.A. HEALTH ECONOMICS: PROBLEMS AND PROSPECTS//Наукаитехнологии. – 2013. – Т. 1, № 3. – С. 78-83.
12
14. Мау В., Улюкаев А. Глобальный кризис и тенденции экономического развития//Вопросы экономики. – 2014. –№ 11.
15. Струк Е. Как Россия выходила из кризиса URL: www. http://ekomik.ru (дата обращения: 13.09.2015).
16. Цокова В.А., Кабисова А.Р., Халин А.А. Методологические аспекты анализа сущности налоговой системы на основе системного подхода//Экономические исследования. – 2013. – № 1. – С. 5.
17.Ханин Т.А. Экономический кризис 2000-х в России:причины, последствия, пути выхода // Всероссийский экономический журнал.-2014.-№ 4.-С.15-31.
18. TRADINGECONOMICS Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://tradingeconomics.com(дата обращения: 20.01.15).
19.Кавджарадзе.М.Г. Экономический кризис: пути решения
20.Худший прогноз на 2015- повторение дефолта 1998 года – Режим доступа: http:// krizis-kopilka.ru/archives/16925 (дата обращения: 12.09.15)
21. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/(дата обращения: 19.09.15).
13
V. Приложение
Приложение 1
Таблица 1
Альтернативная оценка динамики ВВП РФ, 2013–2015 гг., в % к предыдущему году*
Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
1. Темп прироста электроэнергии
1,1
-1,6
-0,8
2. Прирост ВВП (1 вариант)
0,41
-2,29
-1,49
3. Прирост ВВП (2 вариант)
-1,2
-3,9
-3,1
4. Средняя оценка по двум вариантам
-0,4
-3,1
-2,3
* Примечание: данные о производстве электроэнергии за 2015 год даны по итогам 10 месяцев 2015 г. Источник: (Федеральная служба…, 2015a; Системный оператор…, 2015).
Таблица 2
Темпы прироста основных макроэкономических показателей
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2014 г
2015 г.
I
II
III
IV
год
I
II
III
оценка*
IV
оценка*
год
оценка*
ВВП
0,8
1,0
1,3
2,0
1,3
0,9
0,8
0,2
0,1
0,5
Потребительские цены
7,1
7,2
6,4
6,4
6,8
6,4
7,6
7,6
7,7
7,4
Промышленное производство
-1,2
0,8
0,6
1,4
0,4
1,1
1,8
1,5
2,2
1,7
Инвестиции в основной капитал
0,1
-1,2
-0,3
0,4
-0,2
-4,8
-1,4
-2,3
-2,2
-2,4
Оборот розничной торговли
4,0
3,8
4,0
3,6
3,9
3,6
1,9
1,5
1,1
1,9
Реальная заработная плата
4,5
6,2
6,4
3,9
4,8
4,4
2,4
0,7
0,3
1,5
Реальные располагаемые денежные доходы населения
5,6
3,2
2,5
2,6
3,2
-2,5
1,7
1,8
0,2
0,3
Экспорт, млрд долл. США
125
127
131
140
523
123
132
129
127
512
Импорт, млрд долл. США
77
84
87
93
341
72
80
81
83
317
Источник: Минэкономразвития России.
14
Таблица 3
Уровень инфляции в России за период 1995-2015гг.
Янв
Фев
Мар
Апр
Май
Июн
Июл
Авг
Сен
Окт
Ноя
Дек
За год
2015
3.85
2.22
1.21
0.46
0.35
0.19
0.80
9.39
2014
0.59
0.70
1.02
0.90
0.90
0.62
0.49
0.24
0.65
0.82
1.28
2.62
11.36
2013
0.97
0.56
0.34
0.51
0.66
0.42
0.82
0.14
0.21
0.57
0.56
0.51
6.45
2012
0.50
0.37
0.58
0.31
0.52
0.89
1.23
0.10
0.55
0.46
0.34
0.54
6.58
2011
2.37
0.78
0.62
0.43
0.48
0.23
-0.01
-0.24
-0.04
0.48
0.42
0.44
6.10
2010
1.64
0.86
0.63
0.29
0.50
0.39
0.36
0.55
0.84
0.50
0.81
1.08
8.78
2009
2.37
1.65
1.31
0.69
0.57
0.60
0.63
0.00
-0.03
0.00
0.29
0.41
8.80
2008
2.31
1.20
1.20
1.42
1.35
0.97
0.51
0.36
0.80
0.91
0.83
0.69
13.28
2007
1.68
1.11
0.59
0.57
0.63
0.95
0.87
0.09
0.79
1.64
1.23
1.13
11.87
2006
2.43
1.66
0.82
0.35
0.48
0.28
0.67
0.19
0.09
0.28
0.63
0.79
9.00
2005
2.62
1.23
1.34
1.12
0.80
0.64
0.46
-0.14
0.25
0.55
0.74
0.82
10.91
2004
1.75
0.99
0.75
0.99
0.74
0.78
0.92
0.42
0.43
1.14
1.11
1.14
11.74
2003
2.40
1.63
1.05
1.02
0.80
0.80
0.71
-0.41
0.34
1.00
0.96
1.10
11.99
2002
3.09
1.16
1.08
1.16
1.69
0.53
0.72
0.09
0.40
1.07
1.61
1.54
15.06
2001
2.76
2.28
1.86
1.79
1.78
1.62
0.45
0.01
0.60
1.09
1.36
1.60
18.58
2000
2.33
1.04
0.64
0.89
1.75
2.55
1.79
0.98
1.32
2.11
1.52
1.64
20.20
1999
8.38
4.13
2.79
3.03
2.22
1.91
2.82
1.16
1.48
1.37
1.23
1.26
36.56
1998
1.51
0.89
0.64
0.38
0.50
0.08
0.17
3.67
38.43
4.54
5.67
11.61
84.44
1997
2.34
1.54
1.43
0.96
0.94
1.10
0.93
-0.14
-0.30
0.17
0.61
0.96
11.03
1996
4.11
2.79
2.80
2.16
1.60
1.17
0.72
-0.21
0.33
1.20
1.88
1.42
21.81
1995
17.77
11.02
8.94
8.47
7.93
6.66
5.38
4.56
4.46
4.72
4.56
3.20
131.33
Накопленная инфляция за весь период (1995-2015): 4 199.26%.
Таблица 4
Изменение основных показателей кризисов 1998, 2008, 2015 гг.