kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Три мира воедино слиты: семья, учителя, дитя» (8 класс)

Цель:   формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;

Задачи:

 - формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

- способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

- формирование навыков  правильного  выхода из конфликтной ситуации.

          Оборудование и материалы:

- Презентация с некоторыми теоретическим материалом по теме урока;

- таблички с названиями групп для ролевой игры

Учитель:

Тема нашего классного часа «Три мира воедино слиты: семья, учителя, дитя». Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас эта фраза?

Как видим, преобладают положительные эмоции и ассоциации.

Однако все ли так хорошо и гладко в этом мире? Нет! Часто мы видим, что нас раздирают противоречия. А что есть противоречие? Конфликт. Что такое конфликт (ссора, спор)?

А это слово какие эмоции у вас вызывает? Конечно это отрицательные эмоции.

 Но неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Выскажите свою точку зрения.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

– К каким результатам приводят конфликты?

Три результата конфликта.

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

Правила управления конфликтом:

1. Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.

Работа в группе

 У Вас на столах лежат листы с написанными конфликтными ситуациями. Они разные. Сейчас Вы обсудите их, затем на чистом листе, который лежит также на каждом столе, маркером своего цвета Вы запишите ответы на 3 вопроса.

Вопросы на экране.

Какие черты характера проявили персонажи каждой ситуации?

Как найти выход из конфликтной ситуации?

Какие человеческие качества помогут Вам в решении конфликтных ситуаций?
 

Регламент: на обсуждение и запись ответов – 5 минут. Затем два участника группы выходят к доске: один зачитывает ситуацию, другой ответы на указанные вопросы соответственно заданной ситуации: лист приклеивают на доску.И так каждая группа.
 

СИТУАЦИИ:

  • В вашем классе появился новый ученик. Он всегда выполнял домашние задания, на каждом уроке поднимал руку и отвечал правильно, приходил раньше всех в класс, добровольно выполнял обязанности дежурного и т.п. Вы сразу зачислили его в «подлизы». Те более, что классный руководитель стал хвалить его, выделять. Мальчика задразнили, с ним никто не дружил: он пожаловался родителям, родители пришли в школу разобраться…
  • У вас была контрольная работа. Учитель объявила результаты: ученик А, у которого списали три его соседа, получил  4 балла, а списавшие – по 5 баллов. Ученик А стал требовать, чтобы те, кто у него списал контрольную работу признались учителю, на что те ответили отказом. Между учениками произошла ссора…  
  • На перемене ты дал другу свои новенькие часы, вчера подаренные тебе родителями на день рождения. Друг вышел с твоими  часами в коридор, а когда ты через несколько минут вышел за ним, то увидел, как друг собирает с пола разломанный корпус твоих часов. Из его оправданий ты узнал, что его толкнули пробегавшие дети, а сам он ни в чем не виноват. Между вами произошла ссора…
     

Конфликт ученик – ученик.

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным  

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. 
 

Пример.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Конфликт родитель – ученик

Пример.

Мама вечером пытается проверить у дочери приготовленные уроки, девочка отказывается показать тетради.

Выводы

1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы

2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.

3. Еще один момент, который нужно учитывать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив. 

Некоторые советы:

Не знаешь, что делать, - не делай.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.

Любая ситуация нас чему-то учит.

Бери лучшее из любого случая.

Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее - как удовольствие.

Искусственная изоляция помогает нам понять свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении.

 Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

И так, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Вопросы для обсуждения в конце занятия

- что нового узнали из сегодняшнего нашего занятия?

- что понравилось, вызвало интерес, что не понравилось?

Учитель:в заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

     - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся правильно разрешать конфликты.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя"»

Классный час «Три мира воедино слиты: семья, учителя, дитя» (8 класс)



Цель: формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям;

Задачи:

- формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

- способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

- формирование навыков правильного выхода из конфликтной ситуации.


Оборудование и материалы:

- Презентация с некоторыми теоретическим материалом по теме урока;

- таблички с названиями групп для ролевой игры


Учитель:

Тема нашего классного часа «Три мира воедино слиты: семья, учителя, дитя». Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас эта фраза?

Как видим, преобладают положительные эмоции и ассоциации.

Однако все ли так хорошо и гладко в этом мире? Нет! Часто мы видим, что нас раздирают противоречия. А что есть противоречие? Конфликт. Что такое конфликт (ссора, спор)?

А это слово какие эмоции у вас вызывает? Конечно это отрицательные эмоции.

Но неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

О чём эта сказка?

Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Выскажите свою точку зрения.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

– К каким результатам приводят конфликты?


Три результата конфликта.

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

Правила управления конфликтом:

1. Не прерывайте. Слушайте.

2. Не делайте предположений.

3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

5. Закончите на позитивной ноте.


Работа в группе

 У Вас на столах лежат листы с написанными конфликтными ситуациями. Они разные. Сейчас Вы обсудите их, затем на чистом листе, который лежит также на каждом столе, маркером своего цвета Вы запишите ответы на 3 вопроса.

Вопросы на экране.

Какие черты характера проявили персонажи каждой ситуации?

Как найти выход из конфликтной ситуации?

Какие человеческие качества помогут Вам в решении конфликтных ситуаций?

Регламент: на обсуждение и запись ответов – 5 минут. Затем два участника группы выходят к доске: один зачитывает ситуацию, другой ответы на указанные вопросы соответственно заданной ситуации: лист приклеивают на доску.И так каждая группа.

СИТУАЦИИ:

  • В вашем классе появился новый ученик. Он всегда выполнял домашние задания, на каждом уроке поднимал руку и отвечал правильно, приходил раньше всех в класс, добровольно выполнял обязанности дежурного и т.п. Вы сразу зачислили его в «подлизы». Те более, что классный руководитель стал хвалить его, выделять. Мальчика задразнили, с ним никто не дружил: он пожаловался родителям, родители пришли в школу разобраться…

  • У вас была контрольная работа. Учитель объявила результаты: ученик А, у которого списали три его соседа, получил  4 балла, а списавшие – по 5 баллов. Ученик А стал требовать, чтобы те, кто у него списал контрольную работу признались учителю, на что те ответили отказом. Между учениками произошла ссора…  

  • На перемене ты дал другу свои новенькие часы, вчера подаренные тебе родителями на день рождения. Друг вышел с твоими  часами в коридор, а когда ты через несколько минут вышел за ним, то увидел, как друг собирает с пола разломанный корпус твоих часов. Из его оправданий ты узнал, что его толкнули пробегавшие дети, а сам он ни в чем не виноват. Между вами произошла ссора…

Конфликт ученик – ученик.

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным  

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. 

Пример.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Конфликт родитель – ученик

Пример.

Мама вечером пытается проверить у дочери приготовленные уроки, девочка отказывается показать тетради.



Выводы

1. У каждого человека существует свой взгляд на событие, предметы

2. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным.

3. Еще один момент, который нужно учитывать, это - кризис. Помните главное. Кризис должен выйти на позитив. 

Некоторые советы:

Не знаешь, что делать, - не делай.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку.

Любая ситуация нас чему-то учит.

Бери лучшее из любого случая.

Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее - как удовольствие.

Искусственная изоляция помогает нам понять свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении.

 Самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.


И так, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Вопросы для обсуждения в конце занятия

- что нового узнали из сегодняшнего нашего занятия?

- что понравилось, вызвало интерес, что не понравилось?

Учитель:в заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма


Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям


  - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся правильно разрешать конфликты.

 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя"

Автор: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288588

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства