Тема урока «Строительство социализма в 20-30-е годы. Великий перелом».
Становление экономической модели социализма.
Цели урока: - раскрыть причины кризиса хлебозаготовок 1927-1928гг.,
-выявить альтернативные точки зрения на социально- экономическое развитие страны и возможные пути выхода из него;
-раскрыть причины победы сталинской модели преодоления экономического кризиса; усвоить сущность, причины и последствия индустриализации и коллективизации;
-уяснить истоки трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.
-Развивать умения и навыки поиска, систематизации, критического анализа исторического материала; сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, обоснованно определять свое отношение к дискуссионным вопросам;
-работать с историческими документами.
-Воспитывать уважение к героическому прошлому своей страны и своего народа.
Основные понятия урока: индустриализация, коллективизация, «великий перелом», пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, МТС, совхоз, колхоз, хлебозаготовительный кризис, раскулачивание.
Основные знания: кризис хлебозаготовок 1927-1928гг., предпосылки «великого перелома», цели, источники, особенности индустриализации, предпосылки и цели сплошной коллективизации, социальные и политические последствия сталинской модернизации.
Основные даты: 1927г.- начало хлебозаготовительного кризиса,
1929г.- окончание нэпа и переход к политике сплошной коллективизации,
1930г.- ликвидация безработицы, 1928-1932гг.-первая пятилетка,
1933-1937гг.- вторая пятилетка,1932-1933гг. - массовый голод в СССР, 1935г.- начало стахановского движения
Оборудование урока: -карта «Народное хозяйство в СССР в 1926-1940гг»,
-учебное пособие: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю, Брандт. История России XX начало XXI века, М., «Просвещение» 2008г.
-исторические источники: статьи И.В. Сталина» О хлебозаготовках и перспективах развития сельского хозяйства»(январь 1928г.), «Год великого перелома» (7 ноября 1929г.), «Головокружение от успехов» (2 марта 1930г.),
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
Информационные ресурсы: сайт исторического факультета МГУ
http// www.hist.msu. ru.
сайт Государственной исторической публичной библиотеки http// www. shpl. ru.
-сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/( раздел «история»)
«Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/
-Работа с презентацией «Сталинская модернизация»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок- презентация с элементами исследовательской работы.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная)
Проблема для дискуссии: причины победы сталинского варианта выхода из экономического кризиса. Высказать свою точку зрения и привести аргументы для ее доказательства.
(Данный вопрос разбирается в конце урока (если позволяет время) или дается как задание на дом.)
План урока:
1) Причины хлебозаготовительного кризиса 1927г.
2) Пути выхода из кризиса.
3) Социалистическая индустриализация. Первые пятилетки.
4) Коллективизация сельского хозяйства.
5) Экономические, социальные и политические последствия «великого перелома».
Ход урока:
Для выяснения первого вопроса о причинах хлебозаготовительного кризиса используется схема (слайд 2). После обсуждения схемы учащиеся отвечают на вопросы: чем можно объяснить причины хлебозаготовительного кризиса 1927г.? Какие последствия вызвали попытки Сталина преодолеть кризис?
Вопрос об альтернативах выхода из экономического кризиса рассматривается на основе слайда 3, где представлены точка зрения И.В. Сталина и Н.И. Бухарина. По материалам слайда 3. учащимся предлагается ответить на вопрос : какая из точек зрения вам кажется более правильной и почему?
Подводя итог, учитель подчеркивает, что борьба Сталина за жестокие меры при хлебозаготовках рассматривается историками как существенный поворот в жизни страны, который навсегда нарушил непрочное психологическое равновесие, на котором основывались отношения между партией и крестьянами. Уместно также привести точку зрения известного американского политолога Р.Такера по данному вопросу: «Сталин стремился не только преодолеть кризис хлебозаготовок в соответствии с революционным подходом к социалистическому строительству, но и выиграть последний раунд в борьбе за лидерство. Его стратегия заключалась в том, чтобы побудить и заставить партийный истэблишмент проводить жестокую сталинскую линию в отношении крестьянства и тем самым поставить группу Бухарина в невыгодное положение как оппозиционную.»
Вопрос о социалистической индустриализации объясняется учителем на основе презентации (слайды 4-14).Важно остановиться на таких проблемах как: причины индустриализации, источники индустриализации, стройки первых пятилеток ( работа с картой
«Народное хозяйство СССР 1926-1940гг.», стахановское движение, итоги первых пятилеток. После объяснения данного вопроса, класс делится на 3 группы. Каждая группа выполняет задание (7 мин.)
1)В чем заключались особенности социалистической индустриализации? Сопоставьте источники накопления капиталистической и социалистической индустриализации.
2)Используя карту «Народное хозяйство СССР в 1926-1940гг.», сделайте выводы: а) об итогах промышленного развития страны в годы первых пятилеток; б) о темпах роста тяжелой и легкой промышленности и их соотношении в советской экономике; в) о результатах экономического соревнования СССР с капиталистическими странами.
3) В чем вы видите издержки форсированной индустриализации (отвечая на данный вопрос, учащиеся работают с документами: Из обращения М.Н. Рютина «Ко всем членам ВКП(б)»(стр.169 учебника), Воспоминания председателя ВСНХ Г.К. Орджоникидзе о пуске Сталинградского тракторного завода(стр.172 учебника). Как вы оцениваете стахановское движение, можно ли считать, что оно противоречило принципам плановой экономики? ( вопрос №3 стр.173 учебника)
Вопрос, связанный с коллективизацией сельского хозяйства
рассматривается также с использованием презентации
(слайды 15-23). Учитель останавливается на таких вопросах как : цели результаты и последствия коллективизации. Одновременно учащиеся работают с документами: «Из дневника современника» (стр.175-176 учебника), «Из дневника ученого-экономиста А.Г. Соловьева» (раздаточный материал). «26 апреля 1933г. со станции Кавказская из Кубани приехала сестра в гости. Рассказывает про тяжелую обстановку Обильный всегда край теперь в голоде. Ни в магазинах, ни на базаре ничего нет. На улицах истощенные люди умирают от голода. Станицы поросли бурьяном. Многие жители сосланы. Опустевшие дома заселяются приезжими из северных районов крестьянами, вступившими в колхозы…»
После просмотра слайдов и работы с документами, проводится беседа с учащимися по вопросам: каковы причины перехода к политике массовой коллективизации? Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием? Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни?
Последний вопрос учащиеся выполняют самостоятельно. На основе полученных знаний на уроке учащимся предлагается заполнить таблицу:
Экономические, социальные и политические последствия «великого перелома»
позитивные:
негативные:
После обсуждения ответов учащихся, учитель демонстрирует
слайд 24 (последствия «великого перелома).
В качестве закрепления разбирается проблемное задание, поставленное в начале урока.
Задание на дом: параграф 23-24 учебника, вопросы к параграфам, работа со словарем, вопрос, ;Подготовить 2-3 сообщения (3-5 мин.) по теме «Стахановское движение»( это задание выполняется по желанию учащихся)
Информационные ресурсы для учащихся:
сайт исторического факультета МГУ http// www.hist.msu. ru.
-«Клио - софт» http://www. history. ru
В начале следующего урока можно провести контрольное тестирование (7ин.) по данной теме.
1) Форсированная индустриализация проводилась в СССР в
А) в начале 20-х гг.
Б) в конце 20-х гг.
В) в конце 40-х г.
Г) в конце 50-х гг.
2) Последствием индустриализации в СССР в 20-30-е гг. является
А) создание основ военно-промышленного комплекса
Б) Значительное повышение уровня жизни населения
В) Численное превышение городского населения над сельским
Г) интеграция в мировую экономику
3) в статье И. В.Сталина «Головокружение от успехов»
А) признавалась ошибочной политика коллективизации
Б) объявлялось об отказе от нэпа
В) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации
Г) вина за негативные итоги коллективизации возлагалась на местные органы
4) Какие из перечисленных ниже мероприятий относятся к проведению в СССР индустриализации в 20-30-е гг.
А) применение исключительно экономических способов стимулирования наемных рабочих
Б) возникновение новых отраслей производства
В) преимущественное развитие легкой промышленности
Г) создание крупных частных промышленных предприятий
Д) использование средств, полученных от обобществления сельского хозяйства для закупки средств за границей
5) Сравните взгляды В.И.Сталина и Н.И.Бухарина на перспективы развития промышленности и сельского хозяйства в 1928-1929гг. Укажите, что было общим ( не менее двух общих характеристик), а что- различным( не менее 3-х различий)