kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деньги и их роль в экономике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по дисцеплине "Экономика"

Название презентации:"Деньги и их роль в экономике"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деньги и их роль в экономике»

Деньги и их роль в экономике Презентация Мелитицкого Глеба 21ПД-1

Деньги и их роль в экономике

Презентация Мелитицкого Глеба 21ПД-1

Само понятие Деньги

Само понятие Деньги

  • Де́ньги  —  всеобщий эквивалент , служащий мерой  цен  и способный непосредственно легко обмениваться на предлагаемые  товары  или  услуги ] . По своей форме деньги могут быть особым  товаромценной бумагойзнаком стоимости , различными благами или ценностями, записями по счетам.
  • Содержание
  • Общие положения.Часто встречается мнение, что деньги выражают  стоимость  различных товаров [5]  и такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при  обмене . Однако в экономической науке существует несколько трактовок сути стоимости и роли денег в ней.
  • По мнению сторонников  трудовой теории стоимости , в частности  К. Маркса , не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот — принципиальная соизмеримость товаров позволила некоторым из них трансформироваться в деньги. Марксисты считают, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, соизмеримы по количеству затраченного труда (сопоставляются затраты количества  рабочего времени  с учётом квалификации труда, необходимого для воспроизводства товаров). Это позволяет стоимость всех товаров выражать через количество одного стандартного товара, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги [6] , а стоимость, выраженная в деньгах, становится ценой. Этот подход разделяет экономический смысл понятий  цена  и  стоимость .
  • Представители  Австрийской школы  разработали концепцию  маржинализма , согласно которой деньги являются результатом некоего общественного соглашения, благодаря которому некоторые товары были объявлены деньгами и цены всех остальных товаров начали формировать через деньги. Такой подход не делает различий между понятиями  цена  и  стоимость , превращая их в синонимы.
  • Обычно деньгами становится товар с высокой  ликвидностью  (его легче всего обменять на другой товар, например  скот ). Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения, то есть тем товаром, который является посредником в процессе  обмена [7] . Кроме того, функцию денег могут выполнять различные  вещи , иные вещные права,  обязательства  и вещно-обязательственные комплексы.
  • В отличие от товаров, которые после обмена уходят из обращения, деньги в качестве средства обращения всегда находятся в нём, непрерывно обслуживая акты обмена товарами [8] .
  • В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например,  золото  или иные  драгоценные металлы , из которых делаются  инвестиционные монеты ), сколько обязательства  государства  или центрального банка в форме  банкнот [прим. 1] . Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь  номинально .
Этимология

Этимология

  • Деньги:
  • По самой распространённой версии,  отражённой в словаре М. Фасмера  русское слово « деньги » (ед. ч., уст. « деньга ») произошло от  тюркского   «теңге»  или от  хазарского  « Тамга » — «тавро», «клеймо», «печать».
  • Тенге (данек в арабских странах; дангх в  Персии ; танка, тангка или таньга в  Индии , на  Цейлоне , в  Тибете  и в  Непале ; таньга или теньга в  Хивинском  и  Кокандском  ханствах, в  Бухарском эмирате ) — первоначально мелкая серебряная, а затем медная монета в странах Востока. В  Древней Греции  и в Персии эти монеты называли данака ( греч.  Δανακη;  перс.  danaka). Иногда так же называли ещё и греческий  обол  (например, согласно античным источникам, плату за перевоз усопших в загробный мир —  обол Харона ). Монеты  Золотой Орды  назывались  данг .
  • В « Хожении за три моря »  Афанасия Никитина  (XV век) индийские и китайские деньги называются  тенкатенки , например, «а родится дитя бѣло, ино гостю пошлины 300  тенекъ », «Почка алмаза новой копи по пять кени, чёрного — по четыре—шесть кени, а белого алмаза — одна  тенка ». Российские деньги в том же источнике называются рублями [9] .
  • В настоящее время  тенге  — денежная единица в  Казахстане , а также  разменная монета  в  ТуркменииТанга  — общепринятое название монет в Узбекистане.
  • В  домонгольской Руси  в обращении использовали западноевропейские  денарии  и  дирхемы , поступающие из  Арабского халифата [10] . Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве,  деньгой  стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме  деньги , были и другие монеты:  полушка  — полденьги, одна четвёртая копейки; копейка;  грош  — две копейки;  алтын  — три копейки ( см. пословицу: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» );  пятак  — пять копеек;  гривенник  — десять копеек;  пятиалтынник  — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек;  полтина  — полрубля, то есть пятьдесят копеек;  рубль  ( от глагола «рубить» ), или  тин  ( от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить», см. в Словаре  Владимира Даля : «Монету вытинают чеканом» ).
Функции Денег

Функции Денег

  • Функции]
  • Основные функции ]
  • Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег
  • Мера стоимости  (иногда  счётная единица ). Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании  цены  (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную функцию, как в  геометрии   длина  у отрезков, в  физике   масса  у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое  пространство  или  масса , достаточно уметь сравнивать искомую величину с  эталоном . Денежная единица является эталоном для товаров. В условиях  нетоварных денег  возникает вопрос об использовании денег в качестве меры стоимости самих денег (продажа денег в качестве товара, обмен денег на деньги). Ряд авторов считает, что такая постановка вопроса не имеет смысла [13] . Также от характера денег зависит, являются ли деньги устойчивой мерой стоимости. Некоторые авторы считают, что устойчивость сохраняется лишь пока товарная масса по стоимости многократно превышает денежную. При выходе товарно-денежного обращения на уровень  баланса товарной и денежной массы  деньги утрачивают эту функцию. [14]
  • Средство обращения . Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель  ликвидность ). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа . Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления . Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить  покупательную способность  из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. В отличие от товаров, деньги не исчезают при потреблении. [15]  Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от  инфляции .
  • Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы (в первую очередь, золото в форме монет или слитков). Сейчас мировыми деньгами обычно считают  резервные валюты  (в настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена). Для прямых международных платежей могут применяться деньги и других стран. Например,  платёжная система CLS  позволяет  свободно конвертировать 18 валют . Любая из них выполняет роль международного платёжного средства.
  • История создания денег непосредственно связана с потребностью к систематизации. Когда-то кочевое племя не нуждалось в универсальном эквиваленте – хватало обыкновенного бартера. Но население росло. Запомнить, кто и сколько кому должен, было нереально. Письменности и сложного счета (не на пальцах) еще не появилось. Поэтому, племена решили вместо ведения долгов в уме приравнять их к камушкам. Или к красивым морским раковинам. Так появились первые деньги, как способ запоминать долги. Вскоре такая система регистра, которая отдалено напоминала денежные взаимоотношения, начала появляться повсюду. Многие племена океанских островов по сей день пользуются ракушками вместо денег. Но этот способ хорош лишь только для небольших племен или общин. Но с началом появления больших социальных групп, каменные деньги не были подходящим вариантом – нужен был универсальный материал. Так, в Римской Империи возникло решение использовать золото как деньги в виде штампованных кусочков круглой формы. В то же время появился термин "Монета" – в честь одного из эпитетов богини  Юноны  – в этой ипостаси, она являлась покровительницей купцов. Универсальные деньги появлялись по всей территории огромной Римской империи. Еще через много веков чиновники китайского императора решили записывать эквивалент золота на бумажный листик (первые фиатные деньги). А в конце средневековья на севере Италии возникают современные банки. Так в истории появились деньги, банки, банкноты и возник золотой стандарт (обеспеченность валюты золотом).

История Денег

Лидийская  монета,  VI век до н. э.

  • Ценность денег, как средства обращения, заключается в их покупательной способности.  Покупательная способность  не обязательно должна быть обусловлена действительной  стоимостью , например, стоимостью золота, из которого деньги изготовлены или на которое они легко и гарантированно могут быть обменены (золотой запас). Она может определяться доверием держателей денежных средств Ценность денег как средства сбережения определяется  процентной ставкой , то есть ценой использования заёмных (взятых в долг) денег. При сравнении процентных ставок в разных валютах необходимо учитывать размер  инфляции  для получения правильного результата.
  • Денежная иллюзи
  • Это термин, описывающий склонность людей воспринимать  номинальную стоимость  денег, а не их реальную  стоимость , выражающуюся в  покупательной способности . Иначе говоря, большинство людей больше обращают внимание на цифровой номинал денег, хотя важны количественные соотношения при покупке товаров. Это заблуждение вызвано отсутствием самостоятельной ценности  фиатных денег , реальной ценностью которых является их возможность обмена на товары и услуги, а также возможность платить налоги.
  • Психология
  • Направление  психологии , изучающее отношение человека к деньгам и к другим людям в связи с денежными отношениями, а также влияние денежных факторов на поведение  человека , в частности на  принятие решений .
  • Закон Коперника — Грешема
  • Долгое время считалось, что закон был впервые постулирован в  1526 году  в Трактате о деньгах польским астрономом, экономистом и математиком  Николаем Коперником  (1473—1543) и окончательно сформулирован в  1560 году  английским финансистом  Томасом Грешемом  (1519—1579) [ . Однако описываемый законом факт был отмечен ещё  Аристофаном  в  V веке до н. э.  в комедии « Лягушки »:
  • Как старинную монету и сегодняшний чекан. Настоящими деньгами, неподдельными ничуть, Лучшими из самых лучших, знаменитыми везде Среди эллинов и даже в дальней варварской стране, С крепким правильным чеканом, с пробой верной, золотой Мы не пользуемся вовсе. Деньги медные в ходу, Дурно выбитые, наспех, дрянь и порча, без цены [30] .
  • В окончательном виде Закон Коперника — Грешема гласит: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие», где под хорошими подразумеваются деньги, внутренняя стоимость которых выше либо  номинальной стоимости , либо находящихся в обороте плохих денег с равной номинальной стоимостью. Закон был актуальным во время существования  серебряных  и  золотых  монет. Так, при понижении содержания ценных металлов в монетах при сохранении прежней номинальной стоимости ранее существовавшие монеты быстро выходили из употребления. Это объяснялось тем, что люди предпочитали сохранять хорошие деньги, расплачиваясь плохими.
  • В условиях  свободного рынка  формируются две независимые денежные единицы, обмениваемые по определённому курсу (например,  ассигнационный  и  серебряный рубль ). Поэтому лауреат  Нобелевской премии по экономике   1999 года   Роберт Манделл  дополнил закон Грешема: «Плохие деньги вытесняют хорошие, если они имеют одинаковую цену» ( англ.   Bad money drives out good if they exchange for the same price)

Ценность денег

Памятники деньгам Памятник рублю в Димитровграде

Памятники деньгам

Памятник рублю в Димитровграде

  • Памятник  гривне  в  Донецке
Памятники деньгам

Памятники деньгам

  • Памятник канадской монете достоинством 1  доллар  (Loonie)
  • Памятник  испанской песете


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деньги и их роль в экономике

Автор: Мелитицкий Глеб Мелитицкий

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Виды обмена. Деньги, их функции. "
    ["seo_title"] => string(34) "vidy-obmiena-dien-ghi-ikh-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "207955"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430718315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока окружающего мира на тему  "Три кита экономики" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-tri-kita-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "138677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417591359"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "статья на тему "Технология модульного обучения" по экономике"
    ["seo_title"] => string(60) "statianatiemutiekhnologhiiamodulnoghoobuchieniiapoekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "261547"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449153794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Основы экономики" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(31) "osnovy-ekonomiki-kurs-po-vyboru"
    ["file_id"] => string(6) "302968"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457363693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Основы экономики" - курс по выбору"
    ["seo_title"] => string(33) "osnovy-ekonomiki-kurs-po-vyboru-1"
    ["file_id"] => string(6) "302969"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457363699"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства