Курс предназначен для учащихся 10 классов и относится к школьному компоненту вариативной части программы
Государственное учреждение «Отдел образования города Семей ВКО»
Программа курса по выбору
«Основы экономических отношений»
(Курс предназначен для учащихся 10 классов и относится к школьному компоненту вариативной части программы)
Автор программы ТусупжановаАлияАмантаевна – учитель второй категории КГУ «СОШ № 30»
(стаж работы 14 лет)
Семей 2016 год
Пояснительная записка
В Казахстане, как и в других странах Восточной Европы и Центральной Азии уровень финансового образования населения очень низок. Это является наследием всемирного социалистического периода, когда финансовое планирование семьи сдерживалось ограниченными возможностями потребителя и относительной финансовой стабильностью доходов.
В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум причинам:
-
Ответственность и риск принятия решений, которое могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства к гражданам.
-
Финансовые услуги становятся более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
В вопросах семейного финансового управления и использования различных финансовых услуг, таких, как кредиты, сбережения, страхования и денежные переводы, налицо значительные проблемы между новыми требованиями и старыми практиками и подходами. Иными словами такие семья и хозяйства нуждаются в базовом финансовом образовании и просвещении, которые представляют собой представление знаний, навыков, подходов для усвоения положительной практики, управления деньгами в вопросах зарабатывания, трат, сбережений, заимствований и инвестирования.
Актуальность проблем программы финансовой программы школьников обусловлена как радикальными изменениями в политической, экономической жизни, так и отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики, как учебной деятельности в школьном образовании.
Исходя из концепции современной школы, можно выделить следующие основные цели преподавания курса «Основы экономических отношений».
Цели курса
-
Формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни казахстанского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
-
Формирование культуры экономического мышления, выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязей. Умение выполнятьаргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций.
-
Выбора практических навыков, принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни.
Воспитательные цели:
Реализация поставленных целей направлена на воспитание молодых людей, которые будут ответственными гражданами своей страны:
- Могут максимально использовать свои возможности на благо себя и общества
- Будут ответственными гражданами своей страны
- Будут инициативны, активны и самостоятельны в принятии решений
-Смогут действовать системно, активно, заменяя эмоциональные суждения объективным и обоснованным анализом
- Будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности
Учащиеся должны знать и уметь:
-
Теоретическую часть курса «Основы экономических отношений»
-
Свободно владеть терминологией по темам
-
Готовить и защищать проекты
-
Быть грамотными в знании основных законов экономики
Всего часов в году 34 – в неделю 1 раз (урок 45 минут)
Заключительная форма курса – защита проектов и научных проектов
Заключительная форма оценивания – зачет
Ожидаемые результаты:
Уметь характеризовать теории финансовых отношений, в соответствии с изменениями на политической карте мира,
Характеризовать геополитическую и экономическую ситуацию на примере одной страны или одного экономического региона,
Уметь давать экономическую характеристику, на основе географического и геополитического положения,
Уметь работать с атласами, картами и другими географическими материалами,
Уметь давать оценку современным политическим и экономическим событиям мира,
Уметь сопоставлять обеспеченность природными ресурсами региона и его экономическим развитием,
Уметь использовать различные материалы для экономической и георафической характеристики различных регионов
Авторская программа курса «Основы экономических отношений»
34 часа в неделю 1 час (для 10 класса)
№
Темы
Основные понятия
Количество часов
1
Рынок труда в Республике Казахстан. Трудовые ресурсы. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата. Закон в Республике Казахстан о труде в Республике.
Трудовые ресурсы. Заработная плата. Виды безработицы, Профсоюзы
6
2
Деньги и финансовые институты. Банковская система в Республике Казахстан и в мире. Уравнение денежного обмена.
Бартер. Функции денег. Стоимость денег. Банковская система. Национальный банк. Банки второго уровня. Инфляция.
6
3
Роль государства в экономике. Налоги и налоговая система.
Государственное регулирование в экономике.
6
4
Экономическая стабильность. ВВП.ВНП. Циклы деловой активности.
ВВП. ВНП. Номинальный ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Экономический рост. Экономический спад. Антикризисная политика.
6
5
Интеграция Республики Казахстан в мировое хозяйство. Глобализация, Интеграция. Мировое хозяйство.
Инфраструктура рыночной экономики. Специализация.
4
6
Основы бизнеса и предпринимательства в Республике Казахстан.
Предприниматель. Формы организации бизнеса. Предприятие. Конкуренция. Акционерный бизнес. Акция. Акционеры.
6
Использованная литература:
-
Наш дом. Методическое пособие для учителей. «Достижение молодых», Алматы – 2008
-
Программа и методические рекомендации по курсу «Введение вэкономику».
-
Основы профориентации. Знакомство с профессией ЦАО «Достижение молодых» Алматы 2008 г.
-
Основы экономики. ЦАО «Достижение молодых» Алматы 2005
-
Казахстан в современном мире ЦАО «Достижение молодых» Алматы 2010
-
Нурсултан Назарбаев «Созидая будущее» - Президент Республики Казахстан – о ключевых реформах в экономике управления (1997 – 2013 годы)
-
Лекции и выступления Президента Республики Казахстан в крупнеших учебных и научных центрах мира.