Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как метод обучения»
Деловая игракак метод активного обучения
Из опыта работы учителя экономики и обществознания
МАОУ Гимназия Нытвы Жужговой Марины Юрьевны
Понятие и сущность деловой игры
Деловаяигра – это один из видов педагогических игр по игровой методике , которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Структура деловой игры
Игровая модель может быть представлена в следующих компонентах:
– цели,
– комплекс ролей и функций игроков,
– сценарий,
– правил игры.
Деловая игра «Семейный бюджет»
Используется на на уроках финансовой грамотности в 5 классе
Роли:
Банкир – учитель.
Семья Петровых.
Семья Сидоровых.
Семья Смирновых.
Семья Никитиных.
Сценарий игры: Перед каждой семьёй стоит задача –
спланировать бюджет семьи на месяц, сталкиваясь
с периодически возникающими проблемами, такими как
поломка телевизора или заболевшая бабушка.
Деловая игра «Пустырь»
Используется при изучении темы «Ограниченность ресурсов» на уроках экономики
Роли:
Мэр города – учитель.
Родители детей, живущих рядом с пустырём.
Родителей детей, живущих далеко от пустыря.
Молодые предприниматели, работающие в деловом
центре.
Директор магазина на окраине пустыря.
Сценарий игры: Мэр города N собирает жителей города
на общественные слушания по поводу застройки пустыря.
Деловая игра «Суд над …»
Применяется на уроках обществознания
Роли:
Главный судья – учитель.
Адвокат .
Прокурор.
Свидетели защиты.
Свидетели обвинения.
Обвиняемый – какое-либо негативное явление в обществе, например, вредные привычки
Сценарий игры: Моделируется процедура суда, во время которого получает наказание какое-либо общественное негативное явление.
Деловая игра «Страна Экомания»
Используется при изучении темы «Кривая
производственных возможностей»
Роли:
Король Экоман I - учитель
Экономические эксперты – учащиеся,
поделённые на группы
Сценарий игры:
Король Экоман I мечтает о процветании
страны Экомании, но постоянно сталкивается с проблемой
ограниченных производственных возможностей своей страны. Он нанимает
экономических экспертов, которые должны обеспечить экономический рост сраны Экомании, исходя из ресурсов, которыми обладает нация.
Игра «Интеллектуальный аукцион»
Применяется на уроках повторения и обобщения знаний.
Роли:
Маклер – ведущий аукционной игры;
Покупатели –учащиеся, поделённые на группы.
Суть игры: Воспроизводится процедура аукциона,
во время которого за игровую валюту продаётся право на ответ.
Вопросы – повторяемая или обобщаемая тема.
Преимущества деловых игр над традиционным обучением
Деловая игра имитирует реальную жизнь.
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».
Переводит теоретические знания в деятельностный контекст.
Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт.
Деловая игра побуждает участников к творческому процессу.
Деловая игра позволяет самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения.
Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники.
Обучение перестает носить репродуктивный, авторитарный характер и превращается в деятельность по приобретению собственного опыта и нового знания.