Деловая игра как одна из форм методической работы в ДОУ.
Деловая игра как одна из форм методической работы в ДОУ.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Под методической работой в современном ДОУ К.Ю.Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как одна из форм методической работы в ДОУ. »
Деловая игра как одна из форм методической работы в ДОУ.
Старший воспитатель МАДОУ № 102 г. Томска
Вера Александровна Колеватова
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Под методической работой в современном ДОУ К.Ю.Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Стремление преодолеть пассивность позиции педагогов в традиционном обучении привело меня к поиску новых эффективных форм работы. В своей работе с педагогами я больше склоняюсь к имитационным формам проведения педагогических встреч. Они делятся на игровые и неигровые. Для активизации и интенсификации деятельности педагогов широко используются игровые технологии. Игровые методы обучения предусматривают моделирование конкретных ситуаций.
Рассмотрим некоторые приемы использования активных методов обучения.
Деловая игра
– это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилами. Деловая игра – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях. В ходе игры педагоги овладевают реальным опытом, который могли бы применить в ходе проведения занятий, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. А главное игры способствуют активизации самообразования педагогов в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности.
Ролевая игра «Первое впечатление».
«Первое впечатление».
Так можно провести анализ новинок научно-методической литературы. Эта работа будет протекать более эффективно, если педагоги не только услышат название и автора и книги, но и смогут ее полистать, а также услышать рекомендации коллег, чему и способствует эта ролевая игра.
Каждому участнику предлагается книга и лист с заданием (ролью) в соответствии с которой он должен подготовить двухминутное сообщение.
Примеры заданий:
Вы – логопед. Вам улыбнулась удача: вы приобрели редкую книгу по логопедии. Расскажите о ней коллегам.
Вы телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине.
Вы продавец. Посоветуйте эту книгу покупателю, воспитателю, чтобы он ее купил.
Вы покупатель. Вам навязывают книгу, которую вы бы не хотели покупать. Аргументируйте все «за» и «против».
Вы преподаватель. Настоятельно порекомендуйте студентам изучить эту литературу.
Вы рецензент. Сделайте краткую рецензию на эту книгу.
Вы журналист. Напишите небольшую заметку в газету об этой книге.
Ролевая игра «Багаж»
Цель. Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.
Задачи. Определить профессиональные и жизненные ценности; выявитьи закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.
Сюжет игры. На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе педагоги осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.
Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Участники обычно называют достаточно «земны»е профессии, которым они готовы соответствовать, например повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т. д. но встречаются и совершенно неожиданные.
Затем участникам предлагают убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны: в сущности, они говорят о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Кроме того, зачастую достижениями считается просто выполнение должностных обязанностей.
Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух.
В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы .
Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать.
На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.
Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:
Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?
Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?
Что станете предпринимать для возвращения домой?
На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.
На заключительном этапе предлагается сформулировать всем вместе «Памятку эмигранту или Что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить , а предлагать; сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»; помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе.
Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть над чем подумать и поработать».
Деловая игра «Ораторы – Оппоненты – Эксперты».
Эта деловая игра способствует не только выявлению различных точек зрения на существующую проблему, но и раскрытию основных путей ее решения (в данном случае «Взаимодействие ДОУ и семьи».) Участникам при входе в зал предлагается взять карточку определенного цвета в соответствии с выбранным суждением:
Мини-тест: выберите одно из суждений:
- я считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными;
- в педагогической деятельности я использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающую мою точку зрения;
- я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности.
Формула ведущего : «Уважаемые коллеги! Итак, мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему взаимодействия ДОУ и семьи. И чтобы выявить все многообразие различных аспектов проблемы, я предлагаю вам поиграть в психологическую игру «Ораторы – Оппоненты – Эксперты». Психологические игры призваны погрузить человека в необычную ситуацию путем присвоения определенной роли. В нашей игре вам предлагается три роли:
Первая роль: «Оратор» - тот, кто выдвигает положение, теоретически обосновывая его.
Вторая роль: «Оппонент» - тот, кто отстаивает положение, противоположное тому, что высказал «оратор», пусть даже не разделяя его.
Третья роль: «Эксперт» или последняя инстанция – тот, кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных мнений, экспертирует мнения.
По ролям нам помог распределиться наш мини-тест: тот, кто выбрал первое суждение, становится оратором, второе – оппонентом, третье – экспертом. Предлагаю вам следующий регламент: на обсуждение вопроса в группе отводится до одной минуты и по одной минуте выступающему от группы.
Вопросы дискуссии:
Кому принадлежат приоритеты в воспитании ребенка: семье или ДОУ?
Чем обусловлена актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей: внутренними потребностями ДОУ или управленческими решениями?
Что на современном этапе более приемлемо в ДОУ: «работа с родителями» или «взаимодействие с родителями»?
Итог игры.
Мы обсудили различные аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ. Прошу высказать свое мнение и оцеить ваши ощущения».
Деловая игра «Педагогический пробег»
Участники педсовета делятся на две команды (воспитатели детей старшего и младшего возраста).
Первая остановка «Угадайка».
Решение кроссворда №1 по теме «Народно- прикладное искусство в работе с детьми».
Установка. Заполнив горизонтальные строки кроссворда вы сможете прочитать название русского праздника – торга, на котором все его посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Первая команда.
1.Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий).
2.Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полоховский Майдан? (дерево).
3.Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина).
4.Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово).
5.Благодаря этому цвету хохлому часто называют так? (Золотая).
6.Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья? (Игрушка).
8.Поскольку изделия малой декоративной пластики (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств можно их отнести?. (Скульптура).
9.Предмет домашней утвари, которой особенно прославились Городецкие мастера?(Прялка).
Вторая команда.
Кроссворд №2.
1.Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. (Орнамент).
2.Произведения искусства, выполненные любыми красками.(Живопись).
4.Народный художник РСФСР – автор рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.(Рачев Е.М.).
5.Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, сукна, бересты.(Аппликация).
6.Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета.(контур).
7.Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве.(Бюст).
8.Произведения монументальной живописи, украшающие внутренние и внешние стены здания.(Панно).
9.Вид краски для рисования.(гуашь).
Вторая остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства».
Первая команда.
- Как называет художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
-Выберите из представленных портретов портрет В.М.Васнецова и из репродукций («Аленушка», «Богатыри», «Иван Грозный» ) репродукции его картин.
-Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
-Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
Вторая команда.
- Как называет художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
-Выберите из представленных портретов портрет И.Е.Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
-Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
-Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
Третья остановка «Народные узоры».
Дано 16 элементов декоративной росписи ( Городецкой, филимоновской, хохломской, гжельской).
Задание. Разложить узоры таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
Четвертая остановка «Практическая часть».
Рассказать друг другу (с показом детских работ) о наиболее удачно проведенном занятии по изобразительной деятельности (с точки зрения продуктивности решения программных задач и эмоциональной насыщенности).