kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование может быть только тогда эффективным, когда направлено на становление личности, его исторического сознания, на раскрытие творческих способностей при учете психологических и индивидуальных особенностей личности.

Перед государством и обществом стоит задача не только сохранить, но и приумножить интеллектуальный потенциал республики, обеспечить подготовку национальной интеллигенции всех граждан, сочетающих демократизм, профессионализм, духовность, патриотизм качества, которые могут быть реализованы в процессе гуманитарного образования в колледже XXI века.

Основная цель преподавания истории в колледже - развитие личности студента на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важная задача истории - воспитать гражданина страны, активного, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбы страны, патриота родной культуры.

Выполнение всех этих задач невозможно без того, чтобы студент не получил за время обучения полноценные знания, которые к концу колледжа должны стать основой системы исторического мышления.

Работая над проблемой «Развитие умений и навыков на уроках общественных дисциплин», в своей педагогической практике я применяю нетрадиционные формы и методы обучения с использованием игровых приемов и моментов. Провожу игровые уроки, такие как: «Брейн-ринг», «Путешествие в древность», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», урок-соревнование, урок-КВН, урок-конференция и т.д. Проведение игровых уроков дает возможность учителю применять богатый наглядный и дидактический материал. При нетрадиционном обучении обязательным является применение занимательного дидактического материала: кроссвордов, ребусов, головоломок, сканвордов, загадок, логических и аналитических задач и др, что позволяет привлечь внимание учащихся к уроку, развивать их интерес к предмету и получению знаний. При проведении нетрадиционных уроков стимулируется поисковая деятельность учащихся. Именно такие уроки заставляют студента сконцентрировать своем внимание в индивидуальных, а особенно в коллективно-командных состязаниях, воспитывают у них ответственность за свою работу в команде, развивают чувство коллективизма и взаимопомощи, в чем и проявляется активный воспитательный аспект.

Каждый преподаватель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися.

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творчески-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Но все источники телевидение, видео, радио, компьютерные сети - представляют в основном материал для пассивного восприятия. Деловые игры и интеллектуальные конкурсы помогают учащимся развивать умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроках и во внеурочное время. К тому же игра по своей природе синтетична, она ограничено объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Интеллектуальные конкурсы и деловые игры - это естественная для учащихся форма обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ »

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Разбекова Гулшара Берикболовна

Преподаватель общественных дисциплин

Центральноазиатский технико-экономический колледж


Образование может быть только тогда эффективным, когда направлено на становление личности, его исторического сознания, на раскрытие творческих способностей при учете психологических и индивидуальных особенностей личности.

Перед государством и обществом стоит задача не только сохранить, но и приумножить интеллектуальный потенциал республики, обеспечить подготовку национальной интеллигенции всех граждан, сочетающих демократизм, профессионализм, духовность, патриотизм качества, которые могут быть реализованы в процессе гуманитарного образования в колледже XXI века.

Основная цель преподавания истории в колледже - развитие личности студента на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важная задача истории - воспитать гражданина страны, активного, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбы страны, патриота родной культуры.

Выполнение всех этих задач невозможно без того, чтобы студент не получил за время обучения полноценные знания, которые к концу колледжа должны стать основой системы исторического мышления.

Работая над проблемой «Развитие умений и навыков на уроках общественных дисциплин», в своей педагогической практике я применяю нетрадиционные формы и методы обучения с использованием игровых приемов и моментов. Провожу игровые уроки, такие как: «Брейн-ринг», «Путешествие в древность», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», урок-соревнование, урок-КВН, урок-конференция и т.д. Проведение игровых уроков дает возможность учителю применять богатый наглядный и дидактический материал. При нетрадиционном обучении обязательным является применение занимательного дидактического материала: кроссвордов, ребусов, головоломок, сканвордов, загадок, логических и аналитических задач и др, что позволяет привлечь внимание учащихся к уроку, развивать их интерес к предмету и получению знаний. При проведении нетрадиционных уроков стимулируется поисковая деятельность учащихся. Именно такие уроки заставляют студента сконцентрировать своем внимание в индивидуальных, а особенно в коллективно-командных состязаниях, воспитывают у них ответственность за свою работу в команде, развивают чувство коллективизма и взаимопомощи, в чем и проявляется активный воспитательный аспект.

Каждый преподаватель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися.

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творчески-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного учащегося информацией. Но все источники телевидение, видео, радио, компьютерные сети - представляют в основном материал для пассивного восприятия. Деловые игры и интеллектуальные конкурсы помогают учащимся развивать умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроках и во внеурочное время. К тому же игра по своей природе синтетична, она ограничено объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Интеллектуальные конкурсы и деловые игры - это естественная для учащихся форма обучения. В игре учащийся проявляет свою субъективную сущность, создавая собственную реальность, творя свой мир. Становления демократического государства, курс на гуманизацию образования значительно подняли престиж общественных наук. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность учащегося-будущего специалиста, готовит его жизнь в меняющемся мире, в грядущем информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принять эффективные решения. Поэтому с целью развития познавательного интереса, самостоятельности мышления, на наш взгляд, является актуальной разработка системы творческих заданий по каждой теме.

Игры помогают не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Толковая игра в руках хорошего организатора превращается в действенное орудие воспитания и обучения, требует значительного умственного напряжения от ее участников, приносит им в то же время большое удовлетворение. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение.

Но самое важное - это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих студентов во время игр происходит многократное повторение пройденного материала. В игре незаметно для себя ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.

Успех проведения игровых моментов на уроках в первую очередь зависит от самого учителя, от его умения организовать класс, доступно объяснить ребятам условия игры, подготовить необходимый и интересный дидактический материал, заинтересовать учащихся в проведении игры на уроке.

В своей педагогической практике я разрабатываю и внедряю разнообразные виды игровых приемов и моментов на отдельных этапах уроков. Например, «Звездный час», «Эстафета», «Поле чудес», «Кто больше?» и др., что позволяет развивать логическое мышление учащихся, умение выделять главное, а также активизировать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Театрализованная игра - это такая форма деятельности уча­щихся, когда с помощью театральных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала.

Игра — одноразовая по природе, она не повторяется, а если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, сценария, то она все же будет игрой по-новому, зависящей от творчества ее участников, от импровизации действий» (Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвеще­ние, 1986.). Во-вторых, работа над сценарием, изготовле­ние элементов костюма являются результатом коллективной деятельности. В-третьих, эффект от уроков столь велик, что учи­тель просто не может не использовать этих колоссальных воз­можностей.

Эффективность такого урока заключается в том, что пробуж­дается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздейст­вия в процессе игры. К. Д. Ушинский отмечал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания... к такой врезав­шейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».

На таком нестандартном уроке создаются условия для форми­рования творческих начал личности ученика.

Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнитель­ных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться учащемуся, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для само­выражения личности учащегося. На уроке создается атмосфера раскованности, свободы мышления. Там, где назидание сменяет­ся коллективной работой, находящей свое выражение в театраль­ном действии или игре, когда равнодушие сменяется заинтере­сованностью, а учитель становится зрителем или равноправным участником действия, мнения учащихся и учителя становятся равнозначимыми. Боязнь учебника со всеми его научными вы­кладками, боязнь карающего, всезамечающего учителя сменяют­ся доброжелательным соучастием в деятельности учащихся и учителя.

В ходе подготовки и на самом уроке складывается новый, демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у уча­щихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их дело­вому общению, сформировать коммуникативные умения.

Театрализованные игры можно разделить по форме организа­ции (театр, салон, художественная киностудия и др.) и по харак­теру деятельности учащихся на три вида: 1) театрализованное представление, 2) собственно театрализованная игра, 3) ро­левая игра.

В отличии от театрализованного представления театрализованная игра подразумевает более свободную форму сценария, позволяет включать импровизацию, занимает весь урок, к работе привлекаются все учащиеся.

Урок-митинг - проводится на тех уроках, когда возникает

необходимость в сопоставлении нескольких принципиальных точек зрения.

Урок-митинг позволяет значительно эффективнее решить задачи формирования у учащихся умений обобщать и оценивать исторические факты, применять полученные знания, готовить доклад и выступать с ним, приводить аргументы для опровержения.

Урок - клуб путешественников проводится при изучении тем, вязанных с обзорным изучением стран или географических от­крытий. Например, на уроке «Сибирь в XVII веке» после небольшого вступительного слова учителя класс получает задание: определите вклад В. Д. Пояркова, Е. П. Хабарова и С. И. Дежнева в русскую историю. Обозначьте на контурной кар­те маршруты их экспедиций.

Учитель приглашает за стол ведущего «участников» экспеди­ций. Эти учащиеся заранее изучили жизнь и деятельность каждо­го из землепроходцев и мореходов с помощью дополнительной литературы.

В непринужденной беседе они рассказывают о народах, населяющих территорию Сибири, о замысле, задачах и ходе экспедиций, судьбе их руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Затем учитель проверяет выполнение задания, полученного в начале урока.

Урок - суд. Эта форма занятий широко используется во вне классной работе. Ее успешно применяет на уроках всемирной истории при изучении таких явлений, как фашизм, расизм, бонапартизм, сталинизм. Для проведения такого урока учитель создает две группы учащихся: три судьи, прокурор (государственный обвинитель), адвокат и свидетели. Группы накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют показания свидетелей, речи обвинения
и защиты.

Учитывая, что учащиеся не могут в полной мере отразить роль того или иного политического деятеля, склонны к схематизму, штампу, процесс проводится не над конкретным лицом, а над явлением, и подсудимый — символический (черная книга преступлений фашизма, куклусклановский колпак и т. д.).

Для проведения урока необходима специальная расстановка мебели: в центре, у доски — стол судей, слева — обвинитель, справа — адвокат и скамья подсудимых. Урок начинается вводным словом учителя. После этого объявляется: «Суд идет!»
Судьи, обвинитель, адвокат занимают свои места. Урок ведет председатель суда. Слушаются обвинительное заключение, показания свидетелей, с сообщениями выступают государственный обвинитель и адвокат. Суд удаляется на совещание: выносится
приговор. Пауза, связанная с удалением суда на совещание, может быть заполнена мини-пресс-конференцией, комментарием учителя. Чтобы урок прошел интересней, используются фонограммы. Можно создать корреспондентский пункт (4-5 уцащихся), который будет освещать ход судебного процесса.

На уроке «Основы политологии и социологии» используется игра «Политический лидер», когда портрет с изображением лидера закрывается карточками, с подсказами о его жизнедеятельности, на карточках под теми же номерами учащиеся получают задания с вопросами по теме. Ответив на них, они могут открыть часть портрета и увидеть подсказку. Угадав лидера, должны назвать его тип, используемые им способы подчинения людей. По теме «Политическая элита. Современные теории элит» проведена игра, в ходе которой каждая группа защищала свою теорию элит, используя исторические знания.

Даже маленький элемент игры на уроке оживляет учебный процесс, создает атмосферу раскованности, свободы мышления. Назидания сменяются коллективной работой, находящий свое выражение в театральном действе или игре, диспуте или семинаре, где равнодушие сменяется заинтересованностью, а преподаватель становится зрителем (если удачно «срежиссировал» действо).

Использование в процессе обучения деловых игр и интеллектуальных конкурсов различных по форме и содержанию способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, настраиваются на самостоятельную работу, открывают в себе лидерские качества, показывают сноровку, умение выходить из экстремальных ситуаций приучаются сдерживать эмоции, учатся работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Внеклассные мероприятия дают большие возможности учителю проявить творчество и внедрить на практике разнообразные формы нетрадиционного обучения.

Таким образом, нетрадиционный подход к учебно-воспитательному процессу дает большой импульс творческому поиску самого учителя, а также в поисково-познавательной деятельности учащихся. И в конечном итоге воспитывает и вырабатывает стремление к новым знаниям.





Литература.

Щукина Г.Н. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». М. Педагогика, 1988г. С.97.

Щукина Г.Н. Роль деятельности в учебном процессе. М. Просвещение, 1986г. С.102.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений М.Л. Издательство АПН.РСФСР. т.6. С.267.

Закон Республики Казахстан «Об образовании».

Караев Ж.А. Педагогическая технология обучения. Алматы, 1989г.

Монахов В.М. Новая педагогическая технология. Москва, 1990г.

Козыбаев М.К. Актуальные проблемы изучения отечественной истории. Алматы, 1998.

Журнал «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» №4. 2014г


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Автор: Разбекова Гулшара Берикболовна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Урок - деловая игра «Сборка компьютера»"
    ["seo_title"] => string(40) "urok-dielovaia-ighra-sborka-komp-iutiera"
    ["file_id"] => string(6) "253324"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447584652"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики"
    ["seo_title"] => string(80) "delovaia_igra_kak_metod_formirovaniia_professionalnykh_pedagogicheskikh_kompeten"
    ["file_id"] => string(6) "617232"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668282315"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рефлексивно-деловая игра "Мой профессиональный выбор""
    ["seo_title"] => string(57) "rieflieksivno_dielovaia_ighra_moi_profiessional_nyi_vybor"
    ["file_id"] => string(6) "424053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500013288"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Семинар-деловая игра по теме "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(118) "sieminar-dielovaia-ighra-po-tiemie-orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "145229"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418880676"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Деловая игра по окружающему миру с учащимися 4 класса"
    ["seo_title"] => string(67) "dielovaia-ighra-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-uchashchimisia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "269977"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450965975"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства