Вам поручено составить план ответа по теме «Что такое спрос?». План должен содержать не менее трех пунктов , два из которых детализированы в подпунктах.
Понятие «спрос»
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Сравните два определения. В чем отличия между спросом и величиной спроса?
Величина спроса - объем товара определенного вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.
Графическое отражение кривой спроса
Кривая спроса позволяет ответить на вопросы:
Какова будет величина спроса при разных уровнях цен?
Как изменится величина спроса при изменении цены?
Р
10
5
1
Q
10
5
1
P - цена товара
Q - количество товара
Закон спроса
Количество товаров, которые готовы приобрести на рынке покупатели, находится в обратной зависимости от цены этого товара, т.е. повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.
Однако:
Повышение цен на товары е гарантирует увеличения выручки от продаж, а снижение цен не всегда грозит падением этой выручки;
предпринимателю следует учитывать эластичность спроса на этот товар;
Эластичность спроса
Эласти́чность — мера чувствительности одной переменной ( например: спроса или предложения ) к изменению другой ( например: цены, дохода ), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
по цене
Эластичность
по доходу
перекрестная по цене двух товаров
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по ценепоказывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %.
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);
Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);
Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
Товары сэластичнымспросом по цене:
Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы
Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника
Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты
Товары снеэластичнымспросом по цене:
Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии
Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки
Самостоятельно продолжите список товаров с эластичным и неэластичным спросом.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходупоказывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.
Она зависит от следующих факторов:
Значимость товара для бюджета семьи.
Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
Консерватизм во вкусах.
Самостоятельно приведите примеры товаров, спрос на которые будет эластичен в зависимости от дохода покупателя.
Перекрестная эластичность спроса
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми ( субститутами ); отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие ( комплементы ).
Субституты (замена) — взаимозаменяемые товары.
С чем может быть связано подобное изменение спроса?
Комплементарные блага(комплементы) — это несколько товаров и/или услуг, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно.
Факторы, влияющие на спрос
уровень дохода потребителей;
вкусы и предпочтения потребителей;
изменение спроса на комплементарные товары и товары-субституты;
ожидание изменения доходов и цен;
изменение числа покупателей.
Самостоятельно приведите примеры того, как влияют на спрос вкусы и предпочтения потребителей.
Практикум
Назовите три любые фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
2. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.
Подготовка к ЕГЭ
Р
Перемещение кривой спроса D в новое положение D1 может быть вызвано прежде всего:
Усилением конкуренции производителей
Увеличением числа производителей мобильных телефонов
Совершенствованием технологии производства
Ростом доходов потребителей
D1
D
Q
На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р- цена товара, Q – величина спроса товара).
Ответ 4
Подготовка к ЕГЭ
Р
Падение спроса на табачные
изделия может быть вызвано
прежде всего:
Ростом доходов производителей табака
Изменением предпочтений людей
Введением единого налога с производителей
Сокращением издержек производства табачных изделий
D
D1
Q
На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р- цена товара, Q – величина спроса товара).
Ответ 2
Подготовка к ЕГЭ
Р
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать такое
изменение? Запишите цифры, под
которыми они указаны:
Рост доходов населения
Введение единого налога для производителей
Снижение цен на проезд в автобусах и троллейбусах
Увеличение числа владельцев дачных участков
Увеличение объема услуг общественного транспорта
D1
D
Q
На рисунке отражена ситуация на рынке автомобилей: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р- цена товара, Q – величина спроса товара).
Ответ: 1,4
Подготовка к ЕГЭ
Р
Какие из перечисленных
факторов могут вызвать такое
изменение? Запишите цифры, под
которыми они указаны:
рост числа производителей строительных материалов
Введение нового налога для производителей
Снижение цен на строительные материалы
Совершенствование технологий
начало сезона отпусков
D1
D
Q
На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р- цена товара, Q – величина спроса товара).
Ответ:3,4
Самостоятельная работа
Какие из перечисленных
Р
факторов могут вызвать такое
изменение? Запишите цифры, под
которыми они указаны:
Повышение ставки подоходного налога
Появление бытовой техники нового поколения
Монополизация в отраслях, производящих бытовую технику
Рост благосостояния населения
Создание условий для развития малого бизнеса
D1
D
Q
На рисунке отражена ситуация на рынке бытовых товаров длительного пользования: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р- цена товара, Q – величина спроса товара).