Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения.
Предполагаемый результат: расширение понимания учащихся значения слов «ХОРОШО» и «ПЛОХО». Развитие умения отличать плохое от хорошего.
Оборудование:
- Пословицы:
«Называться человеком легко, быть им трудно»
«Человек – это то, что он сам из себя сделал»
«Без добрых дел нет доброго имени»
- Телевизор и видеомагнитофон для просмотра сюжета из киножурнала «Ералаш».
- На доске написано:
«Добрый человек – это тот, который…»
«Злой человек – это тот, который…»
4. Выставка рисунков детей на тему семейного часа.
5. Анкета: добрый человек – это… злой человек – это…
I Ход занятия.
- Ребята, я предлагаю вам встать в круг «хорошего настроения». Подарить друг другу улыбку. И я просто уверена, что у вас все будет хорошо.
- С давних пор люди задумываются над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему мероприятию стали пословицы, которые вы видите на доске. Ребята, как вы понимаете эти пословицы?
II Введение в тему.
- Молодцы, ребята! Мы видим, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком. Тема нашего семейного часа такова: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу –
Это просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старых, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим!
III Домашнее задание.
В качестве домашнего задания вы должны приготовить выступление по теме нашего семейного часа. (Зачитать сочинение «Как научиться детям и взрослым видеть больше хорошего друг в друге»).
-Ребята, мы вам сейчас покажем сказку «Чья помощь лучше», а вы, посмотрев выступление, решите, кто из героев поступает хорошо, а кто плохо.
Сказка
В сказочном лесу жил – был верблюд. И было у него три друга: Бобер, Страус и Суслик. Однажды верблюд созвал своих друзей и сказал:
- Сегодня я прошелся по нашему лесу и просто пришел в ужас: полный бардак! Валяются щепки, сухие ветки и речка совсем грязная, и вообще в лесу совсем мрачно! И вот я решил сегодня убрать в лесу. А вас я хочу спросить, как вы можете мне помочь?
Страус сказал:
- Я вот как помогу… Когда ты начнешь уборку, я буду петь тебе твою любимую песенку. Под эту веселую песенку ты моментально сделаешь уборку.
Суслик сказал:
- А я лучше тебе буду рассказывать смешные стишки. И ты под эти смешные стишки быстро закончишь с этим делом.
-А ты что будешь делать? - спросил верблюд у бобра.
- А я сначала уберу все сухие ветки, соберу щепки, а когда кругом станет чисто, мы все вместе пойдем поиграть.
- Ну что же, - сказал верблюд, - теперь я понял, что у меня есть только один настоящий друг!
Вопросы к сказке:
- От чего Верблюд пришел в ужас?
- Что он решил сделать?
- О чем он спросил друзей, и что они ему ответили?
- Какой вывод сделал верблюд после разговора с друзьями и почему?
- А какой вывод сделали вы?
- Мы покажем инсценировку стихотворения С.Я.Маршака «Хорошие приятели», а вы, посмотрев ее, скажите, какое качество (хорошее или плохое) показывает автор в этом стихотворении.
Мальчик Леша мается,
Леша заикается.
Как другие – чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Не легко ему даются
Все слова на букву «КА»,
Но ребята не смеются –
Дружба сильная крепка!
- Ты с других пример бери!
Просто с духом собирайся
И смелее говори!
Леша выговорил слово:
И приятели готовы,
Если нужно, подождать.
- Наверное, у всех есть хорошие друзья. Расскажите, как вы относитесь к ним. Что вы цените в них прежде всего?
А теперь послушайте стихи Р.Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей».
Знай, мой друг, и преждедружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!
- Что вы скажете по поводу этих строк? Нить дружбы легко порвать – соединить труднее.
- Просмотр и обсуждение сюжета из детского киножурнала «Ералаш».
-Ребята, сейчас мы вам предлагаем посмотреть сюжеты из детского киножурнала «Ералаш». (Просмотр сюжета «Вовка - добрая душа»).
- Как вы считаете, герой этого сюжета поступает хорошо или плохо? Почему?
- Анализ результатов анкетирования, выступление инспектора по делам несовершеннолетних.
- Готовясь к семейному часу, вы ответили на ряд вопросов. Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты: согласно вашим ответам, добрый человек – это… злой человек – это…
- Каждый мечтает о счастливом будущем и видитв себе хорошего человека. Никто не хочет стать преступником, вором – это характеристика злого человека. Сегодня на нашем семейном часе гость – инспектор по делам несовершеннолетних. В своей работе он часто встречается с такими детьми и сейчас расскажет, почему среди детей встречаются такие люди, которые совершают плохие поступки.
- Подведение итогов.
- Давайте встанем в круг от сердца к сердцу. Что для себя вы взяли с этого, что услышали?
- Нужно дорожить дружбой.
- Надо поступать по – человечески.
- Совершать хорошие поступки.
- Относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
- Нужно быть добрым.