Формировать экологическую культуру,обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Уточнитьзнания детей об особенностях птиц: внешнем виде,месте их обитания,питания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа: беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, творческая деятельность
(лепка, рисование, аппликация), работа с родителями по совместному с детьми сбору информации о птицах.
Ход организованной образовательной деятельности.
1 часть.
- Здравствуйте! Как много у нас сегодня гостей, давайте гостей порадуем своими знаниями.
Сюрпризный момент: на экране появляется ворона, в клюве у неё письмо, с криком «кар-кар, беда-беда» бросает письмо и улетает. (слайд 1 и 2) "Подхватываю" и читаю письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам старичок-лесовичок. В нашем лесу произошла беда! Злая волшебница Вьюжка прогнала всех птиц из нашего леса. А без них очень плохо. Помогите, пожалуйста, их вернуть. В конверте вы найдёте задания, после выполнения которых птицы вернутся в лес, волшебную палочку и волшебное заклинание, для того, чтобы быстрее оказаться в зимнем лесу.»
- Ну, что, ребята, поможем старичку-лесовичку вернуть птиц?
Дети: да.
- Тогда приготовьтесь, закройте глаза, я взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание и мы с вами окажемся в зимнем лесу:
«Зимний лес, дивный лес,
Полный сказок и чудес,
Ты, откройся нам скорей,
Удиви наших детей»
Медленно произношу «заклинание», в это время младший воспитатель расставляет макеты деревьев и стелет белое покрывало с нарисованными на нём следами птиц, на экране телевизора появляется изображение зимнего леса c музыкальной композицией Чайковского (слайд 3)
- Открывайте глазки.
Читаю стихотворение Ф.Тютчева:
Чародейкою зимою околдован лес стоит.
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
- В какой лес мы с вами попали? Опишите его.
Дети: снежный, зимний, красивый, морозный и т.д.
-Как красиво в зимнем лесу! Лес разодет в пушистый белый наряд. Деревья стоят в снежном убранстве, кустарники, как волшебные гномы принакрылись снежными шапками. А какая в лесу тишина, никто не нарушает его покой. Ребята, посмотрите, чьи это следы?
Дети: птичьи.
- Но птиц действительно не видно. А, чтобы их вернуть, нам нужно выполнить задания, о которых нам написал старичок-лесовичок. И вот первое задание: нужно отгадать загадку-описание. А поможете мне в этом вы. Только договоримся, что будем слушать загадки до конца.
Игра "Угадай по описанию". Объясняю правила игры.
Выходит ребёнок, закрывает глаза, надеваю ему на голову шапочку дятла.
- Андрей, расскажи нам, что ты знаешь об этой птице.
Если информации недостаточно, спрашиваю другого ребёнка или дополняю сама.
Ребёнок: эта птица живет в лесу. Его можно назвать красавцем. Спинка у него черная, брюшко белое с черными крапинками, а на голове у него ярко - красное пятнышко, точно беретик. У неё очень крепкий клюв. Своим крепким клювом он может сделать дырочку в твердом стволе дерева. А язычок у него длинный, проникает в щель в коре и ловко достает жуков - короедов и других насекомых. Ими он питается.
Ребёнок: его называют санитаром леса, потому что он спасает дерево от жуков- короедов и других вредных насекомых.
Ребёнок: а ещё он питается семенами из сосновых и еловых шишек.
- Ну, что Алина, ты догадалась, кто это?
Алина: дятел.
- А вот и дятел прилетел и на дерево сел. (слайд 4)
Подходит второй ребёнок, закрывает глаза, надеваю шапочку клеста.
Ребёнок: эту птицу мы можем узнать по клюву, верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны, это помогает ему ловко шелушить шишки. Живут клесты в хвойных лесах. Гнездо вьют на высокой ели. Маленькие птенцы рождаются зимой. Птица- мать согревает птенцов своим теплом, а клёст-отец кормит малышей и мать семенами от шишек.
- Дима, как называется эта птица?
Дима: клёст.
- Молодец, клёст прилетел и на дерево сел.( слайд 5)
Далее приглашаю третьего ребёнка, надеваю шапочку снегиря.
Ребёнок: у этой птицы чёрные крылья и красная грудка, своё имя птичка получила за то, что прилетает к нам с первым снегом.
Ребёнок: питаются эти птицы ягодами рябины, облепихи, барбариса, семенами растений.
- Кто-же эта птица, Маша?
Маша: снегирь.
- Правильно, вот и снегирь прилетел и на ветку сел.(слайд 6)
Следующему ребёнку также предлагаю закрыть глаза и надеваю шапочку синицы.
- Даша, расскажи нам, что ты знаешь про эту птицу.
Даша : это зимующая птица, у нее желтая грудка. Они очень шустрые и бойкие птички, переживают зиму, укрывшись в дупле. Весной и летом они питаются разными насекомыми, а зимой, когда корма в лесу не хватает, птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок: синицы, кроме семян любят клевать свежее несолёное сало.
- Данила, догадался, что это за птичка?
Данила: синица.
- А вот и синица прилетела и на дерево села.(слайд 7)
Приглашаю ребёнка и надеваю ему шапочку свиристели.
- Никита, опиши эту птицу.
Никита: оперение у них яркое, на голове хохолок, эти птицы большие любители ягод рябины, калины, плодов шиповника. Налетают всей стаей на куст и с аппетитом глотают промороженные ягоды. Это очень красивые птицы. Остаются с нами зимовать.
- Свиристель прилетела и на ветку села(слайд 8).
- И последнюю птичку надо описать.
Надеваю на голову ребёнка шапочку сороки.
- Настя, расскажи нам по эту птицу.
Настя: эта птица - белобокая длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее – монетку или стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо. Они всеядные птицы.
- Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные, но все они относятся к каким птицам, как их назвать одним словом?
Дети: Зимующие.
- Ребята, сейчас я вас превращу в птичек. (быстро раздаю силуэты птиц каждому ребёнку)
Физминутка
Птичка крылья отрехнула,
Птичка крыльями взмахнула,
Помахала, полетала,
Села, зёрнышки клевала.
Игра "На кормушке".
- У вас в руках силуэт птицы, посмотрите, вспомните, что это за птица и слушайте внимательно стихотворение. Та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку». (Дети прикрепляют птицу на магнитную доску.)
- Ребята, как вы думаете, какая птица здесь лишняя?
Дети: скворец.
- Правильно, а почему?
Дети: скворец - это перелётная птица.
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Дети называют, я демонстрирую картинки: кукушка, ласточка, соловей, грач.
- Почему же эти птицы не остались с нами зимовать?
Дети: Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых: жуков, мух, мошек...
- Правильно, когда становится холодно и насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма.
- Итак, с первым заданием мы с вами справились, но в конверте лежит ещё одно задание: д/и "Угадай птицу по фотографии". Если вы справитесь, то вся птичья стайка нас порадует своим пением.
Раздаю детям картинки с изображением части птицы, объясняю, что фотограф сделал неудачные фотографии и нужно отгадать, что за птицу сфотографировал фотограф. Спрашиваю: чей хвост? (Ласточкин) и т.д.
- Вот мы и со вторым заданием справились. Послушайте, ребята, птицы ожили и запели (звучит запись "Звуки птиц"- слайд 9).
2 часть.
-Ребята, давайте сделаем зимующим птицам приятное и смастерим для них вкусное угощение.
Дети подходят к столам, на которых лежат на подносах шишки, птичий корм, в баночках клейстер. Показываю образец выполнения задания. Далее дети самостоятельно делают угощение для птиц. Обмакивают шишки в клейстер, а затем в корм и складывают на поднос.
- Какие вы молодцы, сколько вкусных угощений для птиц вы смогли сделать. На прогулке мы подвесим наши угощения на веточки, порадуем птиц.
Рефлексия.
- Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что узнали нового? Что для вас было трудно? О чём расскажете дома?