Просмотр содержимого документа
«"Мы с природой дружим"»
Итоговая викторина о природе для старших дошкольников
«Мы с природой дружим!»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
- узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные: воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Материал: проектор, презентация на электронном носителе, магнитная доска с магнитами, эмблемы команд, жетоны, медальки «юный эколог», волчок, листы с заданием
Фонограмма «Капитан краб», «Насекомые»
Предварительная работа:
Придумать название для команды и нарисовать эмблемы.
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Ход занятия.
1.Организационный этап
Педагог дети, приглашаю вас в круг дружбы. Давайте подарим друг другу и гостям наши добрые улыбки и хорошее настроение.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья!
Пришла весна, наступил Май!
А май — это песня!
А май — это сказка!
А май — это сплошь чудеса и весна!
Педагог:
Счастливый случай свел нас сегодня всех вместе, чтобы совершить небольшое увлекательное путешествие в неизведанную страну, которая называется природой.
Чтобы подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.
В викторине у нас будут принимать участие две команды. Вначале мы считалкой выберем капитанов, а затем, при помощи нашей волшебной шкатулки, распределимся по командам. Капитаны, выбирайте, название для команды (на столе лежат эмблемы )
Педагог:
Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица,
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
Команды готовы и мы отправляемся в удивительный мир природы.
Первая команда – «Солнышки», вторая команда – «Бабочки». Поприветствуем игроков.
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и я верю, что вы справитесь я вам помогут.
Давайте вспомним правила нашей игры:
Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
2.Основная часть
Педагог: Вы веселые ребята, и не будете скучать.
На вопросы викторины будем с вами отвечать!
Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
И так начинаем!
Педагог:
1. Разминка. У нас две команды. Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки . Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.
Вы смотрите, не зевайте,
И, подумав, отвечайте!
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?(перелетные)
Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Сколько ног у паука? (восемь)
Какая птица лечит деревья? (дятел)
У какого дерева белый ствол? (у березы)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
На каком дереве растут желуди? (на дубе)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
Когда земляника поспевает? (летом)
Педагог: Молодцы! С вопросами разминки вы справились. А сейчас мы проверим, как вы разбираетесь в явлениях природы. Следующая игра называется «Бывает-не бывает»
(задается по очереди каждой команде по 1 явлению)
2.Игра «Бывает — не бывает»
Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)
Педагог: А сейчас я приглашаю вас пойти в лес
Физкультминутка «Насекомые»
Педагог: Вот мы и пришли в лес. Здесь существуют свои правила поведения.
3 Конкурс «Правила поведения в лесу»
Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
«Подбери знак»
(Ведущий называет знак, а участники из всех знаков выбирают соответствующий знак и по очереди показывают).
- «Не разводить костёр»,
- «Не шуметь»,
- «Не ломать ветки»,
- «Не рвать растения»,
- «Не разорять птичьи гнёзда»,
- «Не трогать детёнышей животных».
«Блиц- опрос».
«Правила поведения в природе»
1.Бросать в лесу мусор можно или нельзя?
2.Вырубать деревья можно или нельзя?
3.Можно ломать ветки деревьев и кустарников или нет?
4.Хорошо или плохо разводить костёр в лесу?
5. Ловить диких животных и уносить их домой можно или нельзя?
6.Рвать и топтать полевые цветы, это хорошо или плохо?
7.Можно или нельзя ловить бабочек и других насекомых?
8.Заводы дымят, это хорошо или плохо?
9.Можно разрушать птичьи гнёзда или нет?
10. Громко слушать музыку в лесу, это хорошо или плохо?
конкурс « Животные»
Кто собирает грибы спиной? (ёж)
У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц).
Кровожадный хищник наших лесов? (волк)
Когда еж не колется (когда только родился)
Кто слышит ногами? (кузнечик)
Кто всегда поет на одной ноге? (комар)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Животное наших лесов, похожее на кошку (рысь)
5 Игра-тест «Если ты потерялся в лесу»
(дети выбирают ответ на вопросы)
побежишь со страху, куда глаза глядят;
сядешь под куст и будешь плакать;
будешь кричать и звать на помощь;
начнешь стучать в металлические банки, найденные в лесу;
выложишь на тропинке «сигналы» из камушек, шишек.
Педагог: Ну что ж, кажется, мы нашли дорогу и вышли из леса! Ой! Слышите? Кто-то жужжит! Кто же это?
Ответы детей:
Педагог: Да. В лесу очень много разных насекомых.
Давайте с ними познакомимся. (рассматривают иллюстрации с насекомыми) Как вы думаете, насекомые могут быть опасны?
Как себя вести при встрече с ними?
Ответы детей:
Педагог: Да. Есть среди них и полезные насекомые. Послушайте стихотворение:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
Педагог: Как нужно себя вести, чтобы нас не кусали насекомые.
Ответы детей:
Педагог: Ребята, а почему еще нельзя обижать насекомых, только ли потому что они кусаются?
Ответы детей:
Игра « Правда ли что…»
1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленый картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)
10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)
11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку
Песня-игра «Капитан краб »
6. Игра «Четвертый Лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
1 заяц, ёж, лиса, шмель.
2. бабочка, стрекоза, енот, пчела.
3. кузнечик, божья коровка, комар, воробей.
4. голубь, ворона , воробей, ласточка.
5. Корова, овца, свинья, лось .
6. крокодил, лягушка, черепаха, гусеница.
Наши команды- Mолодцы!
Педагог: Дети, скажите, пожалуйста, а что нам дает в лесу воздух?
Ответы детей:
Педгог: Правильно, растения.
7. И сейчас следующий тур «Узнай дерево по описанию»
1. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)
2.Оно всегда зеленое или голубое.( Ель)
3. Это самое любимое русское дерево. (Береза)
4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)
5. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
8 конкурс « Птицы»
9 конкурс « Цветы»
10 конкурс. Конкурс капитанов.
Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
2. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
3. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
1. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
2. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
3. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Литературная пауза: дети читают стихи о природе
Ребенок Матвей
Да, мир природы прекрасен!
В ярких красках представлен он нам.
И мы знаем, что он не опасен,
Восхищаемся всем чудесам!
Реки, моря, океаны. Настя
Небо, земля, дубы-великаны.
Птицы и звери, растения
Все это нужно нам, без сомнения!
Порой, пройдя по лесу, Ксюша Ш
Вдыхаешь воздух свежий.
Березку, как принцессу
Обнимешь нежно-нежно.
Ласкает слух мелодия Настя Б
Зверей и птиц, травы шуршание.
И отдаю природе я
Эмоции своих воспоминаний.
Дружите с природой и будьте добры! Егор Р
Впустите вы в сердце чуть-чуть красоты.
Душа распахнется, станет ярче вокруг.
Тогда вы поймете, что природа наш друг!
Я узнал, что у меня есть огромная страна Лиза Ш
И тропинка и лесок, в поле каждый колосок
Речка, небо — голубое - это всё моё родное
Всех люблю на свете я
Это Родина моя!
Любите родную природу - Саша Д
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, Диана
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Рефлексия
Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.
— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.