Просмотр содержимого документа
«Проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»»
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Цель проекта:
сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)
Задачи проекта:
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
Развивать экологическую культуру.
Ожидаемые результаты:
Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. Осознание того, что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Продукты проекта: выставка «Новая жизнь ненужных вещей»
Конкурс семейных детско - родительских газет «Берегите планету!»
Аннотация проекта
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. В течении недели с детьми старшей группы проводились тематические беседы о воспитании бережного отношения к природе, о взаимосвязи в природе, развивались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание детей на то, как писатели и поэты воспевают природу. В течение реализации проекта проводилась работа по формированию основ экологического воспитания. Совместно с родителями был проведен конкурс семейных детско- родительских газет «Берегите планету!» также для родителей проводились специальные консультации по формированию экологической культуры, о необходимости в экологическом воспитании детей.
Этапы проекта:
1этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
4.Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
2 этап - организационный
Задача этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности
1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
Рассматривание картин и иллюстраций на тему: «Природа нашего края»
Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
Рисование природоохранных знаков.
Беседа: «Лесные правила»
Игра – викторина «Зеленый мир»
Прослушивание звуки природы.
Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Беседа – просмотр «Откуда берется и куда девается мусор?»
Д/и ТРИЗ «Что умеет делать?»
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром: не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается
Ситуативная беседа: «Что вы знаете об охране природы? Зачем нужно охранять природу?»
Чтение сказок об охране природы « Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»
Дидактическая игра « Природа и человек».
Дидактическая игра «Экологический светофор»
Рассматривание «Экология в картинках»;
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Изготовление поделок из бросового материала «Новая жизнь ненужных вещей» совместно с детьми.
Беседа по экологии наша «Красная Книга Волгоградской области».
Просмотр иллюстраций «Красная Книга Волгоградской области»
Игра – викторина на тему: «Берегите наш город от мусора».
НОД «Враг природе — мусор»
Ресурсы.
- Предметно – пространственная среда
- уголок экологии и экспериментирования в группе;
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
Методическое обеспечение: теоретическая и методическая литература
материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Риски и пути их преодоления:
1.Низкая заинтересованность родителей.
Для повышения интереса родителей необходимо проводить родительские собрания по разъяснению задач проекта, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми.
2. Низкая заинтересованность детей.
Для повышения интереса детей в проекте включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и представлены в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей.
3.Отсутствие необходимого материала, информации.
Использование библиотеки, ресурсов сети Интернет
Выводы:
В заключении хочется сказать, что семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы
духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно
организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз,
2000.
2.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка -Пресс, 2004.
3.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда
детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы 1999.
5.Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание No 7, 2000
6.Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч No 5,
2004.
7.Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М.
Беньковская и другие. –М.: МАХАОН, 2012.-
16 Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой.
–М.: АСТ: Астрель, 2008. –210 с.
8.Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010. –287 с. Кацура А.В. Отарашвили З.А. Экологический вызов: выживет ли человечество. – М.: МЗ Пресс, 2005. –80 с.
9. Н. Н. Кондратьева и др. «Мы». Программа экологического образования
планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. –М.: Мозаика
-Синтез, 2006.
11. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20
Информационная карта проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Содержание проекта
Познавательное развитие. Ребенок и охрана природы
Регион
Волгоградская область Волгоград
Название проекта
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Авторы проекта
Сучкова С.В. Котова А.Г.
Контактная информация
г. Волгоград, ул. Чебышева 44а
Обоснование, актуальность проекта
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
География проекта
Детский сад №244
Целевая аудитория
педагоги, дети, родители
Количество участников
Дети старшей группы 29 человек, 8 родителей, 2 педагога
Краткая аннотация проекта и механизмы его реализации
В течении недели с детьми старшей группы проводились тематические беседы о воспитании бережного отношения к природе, о взаимосвязи в природе, развивались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание детей на то, как писатели и поэты воспевают природу. В течение реализации проекта проводилась работа по формированию основ экологического воспитания. Совместно с родителями был проведен конкурс семейных детско- родительских газет «Берегите планету!» также для родителей проводились специальные консультации по формированию экологической культуры, о необходимости в экологическом воспитании детей.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе. Задачи проекта: Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала. Развивать экологическую культуру.
Сроки выполнения проекта
Краткосрочный с 22.01.18-27.01.18
Стоимость проекта
280 рублей
Критерии эффективности проекта
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта, продукт
Конкурс семейных детско - родительских газет «Берегите планету!» выставка «Новая жизнь ненужных вещей»