Просмотр содержимого документа
«" Лес в жизни человека"»
Конспект занятия по экологии «Лес в жизни человека» для детей 5–6 лет
Цель: закрепление у детей представлений о лесе, о значении его в жизни человека.
Образовательные задачи.
Формировать знания детей о красоте родной природы, рассказать об эстетической ценности леса, охране лесов. Познакомить детей с новой профессией «лесник». Уточнить знания детьми древесных пород, которыми представлены леса родного края.
Развивающие задачи.
Закрепить знания детей о деревьях, развивать экологическое мышление и экологическую культуру. Развивать связную речь детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней; умение детей слушать друг друга; воспитывать умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках, экскурсиях; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, занятие экологического кружка «Прогулка по лесу».
Материалы и оборудование.
Иллюстрации леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; запись пения птиц, шум деревьев; запрещающие и разрешающие знаки, плакаты «Растения», «Правила поведения в природе», два обруча (зеленый, красный, шишки в корзинке, вырезанные деревья зеленого и белого цвета для игры «Что растет в краю родном?», медальки «Знаток леса», сюрприз – большая конфета, маленькие конфетки.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, на прошлом занятии мы с вами совершили «прогулку по лесу», где вы узнали, какие деревья растут в лесу, кустарники, растения. Попробуйте отгадать загадку, о чем будет идти речь сегодня на занятии.
В нем растут березы, елки,
В нем живут ежи и волки,
В нем есть дуб-тяжеловес,
А зовется место… (лес).
Ответы детей : Лес.
Педагог: Верно, это лес. Но сегодня мы поговорим, о том, какое значение имеет лес в жизни человека. Выясним, нужно ли беречь лес? Согласны?
Ответы детей : Конечно, да.
Педагог: Ну, тогда в путь, ребята!
Педагог и дети берутся за руки:
Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем раз-два-три,
Лес волшебный нас прими!
Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев.
Педагог: Ребята, тому, кто будет самым активным на занятии, я буду давать по шишке, который оставил старичок Лесовичок. В конце нашего мероприятия мы узнаем лучшего знатока леса – кто больше соберет шишек, того ждет сюрприз.
Педагог: И так, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
Ответы детей : Дерево.
Педагог: Совершенно верно, это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет?
Ответы детей : Живое.
Педагог: Почему так думаете?
Ответы детей : Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
Педагог: С помощью чего деревья дышат?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? Предлагаю показать их на плакате «Растения».
Дети подходят к плакату.
Педагог: скажите, что это за часть?
( Корни.)
Педагог: Корни что делают?
Ответ вместе с ребенком: Поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.
Педагог: А, что это за часть?
( Ствол.)
Педагог: Какую функцию выполняет ствол?
( По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.)
Педагог: что есть на ветках?
( Есть листья, цветы, плоды.)
Педагог: Ребята, что выделяют листья?
( Кислород.)
Педагог: Молодцы. Чем же дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных. Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров. Лес - хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озёра. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух.
Педагог: Что дает лес человеку?
Педагог: показывает картинки с изображением даров леса.
Дети: грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.
Педагог: А древесину лес дает человеку?
Дети: Да.
Педагог: Лес - это наша ресурсная кладовая. Без леса невозможна хозяйственная деятельность. Поэтому лес – источник множества материалов. Дуб, сосна, лиственница – отличный строительный материал. Ель и пихта используются для изготовления бумаги и для изготовления музыкальных инструментов. Также из древесины изготавливают посуду, сувениры (матрешки, ложки, игрушки, мебель, канцелярские товары: карандаши, линейки и др.
Педагог А теперь мы отдохнем.
Физкультминутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Педагог: Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?
Дети: Конечно.
Педагог: А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?
Дети подходят к плакату «Правила поведения в природе».
Педагог: Денис, что означает этот знак?
Дети называют значения запрещающих знаков на плакате.
Педагог Я предлагаю поиграть в игру «Можно-нельзя»
Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).
Педагог: Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?
Педагог: Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Педагог: Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю? И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?». Я буду называть деревья и кустарники, если они растут в наших лесах, поднимите зеленое дерево, если нет – то белое. (Яблоня, груша, ель, малина, ежевика, шиповник, береза, вишня, осина, каштан, сирень, лимон, сосна, кедр, липа и т. д.)
Педагог: Ребята, какие молодцы. Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?
Ответы детей : Без света, воздуха, тепла, почвы, влаги.
Педагог: Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
Дети: Хвойный.
Педагог: Правильно. А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
Дети: Лиственный.
Педагог: А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
Дети: Смешанный.
Педагог: Кто помогает лесу и его обитателям?
Предположения детей.
Педагог: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса.
Ребята, чтобы закрепить наши знания о лесе, я предлагаю вам создать панно «Что такое лес. Как человек помогает лесу, и что даёт лес человеку». Согласны?
Ответы детей.
Педагог предлагает детям создать панно с помощью иллюстраций деревьев, кустарников, растений и экологических знаков правила поведения в лесу. Дети приступают к работе.
По окончанию воспитатель предлагает рассмотреть картину.
Педагог: Дети, как мы назовем нашу картину? (ответы детей). Расскажите, кто, что сделал? Что можно узнать о лесе из нашей картины?
Ответы детей.
Педагог: Лес наше богатство, его надо беречь и охранять, помогать всем его обитателям!
Что же, можно сфотографировать нашу картину и раздать фото вашим младшим товарищам. А сейчас давайте подсчитаем ваши шишки.
Педагог вместе с детьми подсчитывает шишки. Знатокам выдаются медальки «Знаток леса»