МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с околого – развивающим направлением
в сенсорной комнате
Тема: Роль леса в жизни человека
Цель:
- Формировать представление о роли леса в жизни человека.
- Уточнить знания о разновидностях лесов.
- Расширять представления о последовательности осенних изменений в природе.
- Развивать умение заучивать стихотворение по символам.
- Развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
- Сенсорное развитие (формирование представления о величине диких животных)
- Формировать чувства метроритмической пульсации, интонационного и тембрового слуха.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Психологический настрой.
- Ритуал начала занятия
Звучит музыка Чайковского „ Времена года“, „Осень“. Школьница входит в класс. На фоне негромкой музыки учитель говорит.
– Знаешь ли ты, что у нас в школе есть Клуб знатоков природы Я хочу, чтобы ты стала членом „Клуба знатоков природы“. Для того, чтобы тебя приняли в этот клуб, ты должна показать свои знания, умения, то есть эрудицию. Ты много рассказывала о летнем лесе, сейчас время года изменилось.
– Прислушайся. Ты ничего не слышишь? Кто это так тихо прошагал за окном? (Осень)
Школьница рассказывает стихотворение об осени:
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог
И никто из вас не слышал,
Как листок слетел на крышу.
И услышать не могли вы,
Как осенние травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И грибочек тихо вышел,
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Осень тихо к нам пришла.
– Пришла осень и оставила свои портреты. Ты сейчас их возьми и поставь к знаку – символу, обозначающему определённый период осени.
(Расставляет картинки, которые находятся на полу. Их три: сентябрь, октябрь, ноябрь. Вспоминает приметы осенних месяцев).
– В сентябре солнце ещё голубое, высокое; оно пригревает еще ласковей и горячей.
– В октябре – это осень воды. Идут дожди, дни становятся пасмурными, дождливыми, ветреными.
– А в ноябре – поздняя осень. Появляются перелетные птицы, первые морозы, полностью опадают листья.
Учитель:
- Молодец! Подходят эти приметы к осенниму лесу? Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека. Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в Осенний лес
II. Основная часть
1. Игровое задание „Волшебный мостик“ (с целью массажа тактильных зон)
Начинаем путешествие к волшебному мостику
(Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.)
- Наш путь начинается с этой большой каштановой полянки, затем - по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по массажному мостику. (По ходу педагог спрашивает об ощущениях).
- Что чувствуют твои ножки? (покалывает подошва, щекотно и непривычно)=
- Упражнение в сухом душе „Найди цвет Осени“ (с целью развития зрительных анализаторов)
Школьница проходит в сухой душ и рассматривает струящиеся разноцветные ленточки, затем рассказывает логопеду про свои впечатления о цвете Осени.
Учитель: Правильно, осень – это радостное и грустное время года и сейчас мы будем подражать различным звукам природы, которые можно услышать осенью.
- Логоритмика „Осенние голоса“ с целью развития интонационного и тембрового слуха (на голос птиц пытается подражать звукоподрожанием)
– Молодец! Ты многое умеешь, а теперь отгадай загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Стихотворение С. Погорельского „Лес“
– Правильно! Ну что, идём в лес?
(На полу лежат следы медведя, волка, лисы, белки)
- Знакомство с жизнью леса
– Интересно, чьи это следы? (школьница отвечает)
– Как называют этих зверей? (Хищники)
– Каких хищников ты ещё знаешь? (отвечает)
– К какому необычному дереву привели нас следы.
– Что это за дерево? (Берёзка)
– Это берёза – светлый символ леса.
– Посмотри-ка, какие-то мешочки на дереве и письмо. Что здесь написано?
Читает:
„Здравствуйте. Я очень рада вам. Я люблю, когда ко мне приходят гости. Подумайте и скажите: что меня в земле держит? (Корни). А для чего ещё они нужны? (Питаться, пить воду из почвы).
–Докажите, что я дерево, а не кустарник? (У дерева один ствол у всех кустарников их много и они тоньше). У меня к вам есть просьба: очень мы, берёзы, любим, послушать песни или стихи, нам посвященные. Не могли бы вы уважить меня, прочитать стихотворение понятными словами“.
Логопед: Что нужно, для того, чтобы стихотворение получилось?
Школьница
– подготовить артикуляционный аппарат
- Проводится знакомая артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
( с целью подготовки речевого аппарата для заучивания стихотворения)
- Заучивание стихотворения
Стихотворение „Песнь о берёзе“ (читает школьница с письма)
Из-за ёлки выходит Лесовик (наряженный школьник).
Лесовик: Какое красивое стихотворение. Я не успел зарисовать. Ведь я стихи учу по рисункам. Давай и тебя научу. Это очень интересно. (Лесовик достает плакат с рисунками и заучивает стихотворение со школьницей про берёзу по символам)
– Ну вот, научил я тебя. Пойду дальше по делам. До свиданья!
- Игра „Волшебный мешочек“
– Письмо прочитали. А что же в этих мешочках? Давайте посмотрим. Присаживайся и определи, с каких деревьев детки? (Школьница обследуют мешочки: по запаху и на ощупь, определяет, с какого дерева ветка. Рассуждает, почему она так думает?)
– Молодец! Правильно отгадала. Это тополь и ель.
– Как ты назовешь лес, где растут ели и сосны? (Хвойный лес).
– А где растут берёзы, тополя, липы? (Лиственный лес)
– Что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, берёза, ель, рябина.)
- Игра „Хлопни, если угадал“
Яблоня, груша, берёза
Ель, саксаул, облепиха, мимоза
Вишня, черешня лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин,
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча.
- Заключительная часть
- Подведение итогов. Упражнение „Важные знаки леса“
– Знаешь ли ты растения нашей области?
– А знаешь ли ты какую пользу приносит лес?
(Кормит людей и животных грибами, ягодами, орехами.
Лес дает чистый воздух. Он нужен для отдыха.
В лесу растут лекарственные растения. Из дерева делают много полезных вещей: мебель, бумагу, карандаши.)
– Лес – наше богатство. Он так необходим нам, но встречаются люди, которые безжалостно относятся к лесу. Может быть они так себя ведут,
потому что не знают правил поведения в лесу?
Возьмите знаки, расставь их в лесу и расскажи о чём они говорят. (Знаки: „не разжигайте костры“, „не разоряйте птичьи гнёзда“, „не ломайте деревья“, „не разрушайте муравейники“, „не рвите цветы“ и др.)
– Я принесла веточки которые мы ставили в окрашенную воду. Что с ними стало? (Середина синяя или красная)
– Как ты думаешь, почему? (Вода была окрашена и, двигаясь по веточке, окрасила её).
– Так же и в природе. Деревья растут и хорошо себя чувствуют от чистой влаги и воздуха. Но деревья погибают от бензина, масел, химикатов.
– Чтобы растения не погибали, воду, если она загрязнена, надо очищать, фильтровать.
– Давай попробуем очистить грязную воду. Мы с тобой лаборанты. Проходи в лабораторию.
- Исследовательская работа. Опыт с водой: фильтрование.
- Ритуал прощания
– Хорошо поработала. Мы не только знатоки, но и помощники природы. Я поняла, что ты много знаешь о лесе, любишь лес и будешь всегда его беречь.
Я с удовольствием вручаю тебе значок „Клуба знатоков природы“.
Давай попрощаемся с нашей волшебной комнатой.