решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 3)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. VI. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.( мин) Цель: организовать усвоение учениками нового VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( мин) Цели: зафиксировать новое содержание урока;
Практическая деятельность V. Итоги урока. Рефлексия | Работа с учебником (с. 106). Интерактивное пособие Игра «Да – нет». Самостоятельная работа
Рассказ учителя.
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут.) – А животные, насекомые, птицы? (Они живут.) Значит, лес – дом для растений, животных, грибов. Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв. – Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё. Посмотрите на схемы, что нового и неизвестного вы увидели? Может кто-нибудь знает значение этого слова? – А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных. На доске в ходе беседы появляется таблица Значение леса Место отдыха | Аптека | Источник чистой воды и пищи | Источник древесины | Источник топлива | Дом для растений, животных, грибов | Защитник воздуха, водоёмов, почв | Проблемная ситуация. Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес. - Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы) На доске дерево. В результате работы проблемы леса вывешиваются на дерево в виде птиц. Проблемы леса Прослушивание стихотворения Н.Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали» (приложение 1) - О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса) - Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. - Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Видеоролик «Вырубка леса» - Какие чувства у вас вызывает эта фотографии? - Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса. Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар” (приложение 2 ) - Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? - А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его. Давайте выведем правила разведения костра. Проверка стр. 107 учебник Костры, которые туристы часто разводят в лесах очень опасны для жизни леса, причем данная опасность заключается не только в риске возникновения пожара, но также в том, что на месте костра гибнут под воздействием высокой температуры корни деревьев, близко расположенные к поверхности почвы, а место кострища на длительный период выходит из строя (5-7 лет). «Пожар в лесу» (показ видеосюжета) - Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”(приложение 3) - Чье поведение в лесу вы считаете правильным? - Какие проблемы леса вы еще знаете? (Загрязнение) - Мы уже знаем, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Видеоролик «Загрязнение леса» – А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.) Незаконная охота (браконьерство). Видеоролик «Браконьерство» Знакомство с заповедниками видео.
Просмотр темы урока в интерактивном пособии. Выполнить задание. – О чём должен помнить человек, входя в лес? • Мухомор увидев, я Мимо прохожу друзья. (да.) | • Выпал птенчик из гнезда, Трогать нам его нельзя. (да.) | • Кто бруснику собирает, С корнем кустик вырывает. (не я.) | • Ландышей нарву в лесу На праздник маме принесу. (нет.) | • По тропинке кто шагает На жуков не наступает? (я.) | • Веточки мы не ломаем, Когда по лесу гуляем. (да.) | • Мы ежонка увидали И домой его забрали. (нет.) | • Муравейник мы найдём, Понаблюдаем и уйдём. (да.) | Работа в печатной тетради стр.51 №3 Проверка – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания. Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь». «Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку». Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль. Значит, природа (лес) – источник познания. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации Ребята, в какой природной зоне мы проживаем? -Как вы думаете, у нас в районе есть леса? Откройте стр. 14 и посмотрите, что вы видите? Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Как мы можем сохранять и беречь природу? Так давайте беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту. Читает стихотворение: Звенит звонок, Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились! – Понравился вам урок? Нарисуйте своё настроение в конце урока. – Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке? | Ищут нужную информацию. Ещё раз проговаривают. читают текст, выполняют задания. Отвечают на вопросы учителя Участвуют в игре. Выполняют задания Отвечают на вопросы учителя Работа со справочником Бор Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы учителя Оценивают работу на уроке | Коллективная.
Индивидуальная работа Фронтальная, индивидуальная.
Групповая
Фронтальная, индивидуальная
| ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности
| Устные ответы
|