kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 4 классе "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ЛЕС И ЧЕЛОВЕК Задачи урока: Воспитательные: Учить детей бережному отношению к лесу. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту природы. Развивающие: Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Предметные: Раскрыть роль леса в природе и жизни людей. Организовать групповую работу на уроке. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу. Цели деятельности учителя Воспитательные: Учить детей бережному отношению к лесу. Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту природы. Развивающие: Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Предметные: Раскрыть роль леса в природе и жизни людей. Организовать групповую работу на уроке. Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу. Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» Тип урока Открытие нового знания Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные Регулятивные УУД: ? овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; ? осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; ? уметь проговаривать последовательность действий на уроке; ? слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; Познавательные УУД: ? умеют пользоваться учебником. ? понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; ? способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: ? умеют вступать в речевое общение, ? формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; ? участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 4 классе "Лес и человек" »

Тема: Лес и человек

Задачи урока:












Цели
деятельности
учителя

Воспитательные: Учить детей бережному отношению к лесу.

Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту природы.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Предметные: Раскрыть роль леса в природе и жизни людей.

Организовать групповую работу на уроке.

Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу.

Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека,
с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию
у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные Регулятивные УУД:

  • овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

  • слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке;

Познавательные УУД:

  • умеют пользоваться учебником.

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • умеют вступать в речевое общение,

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

методы и формы
обучения

Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Межперметные связи

Музыка, чтение, ОБЖ, ИЗО, технология.

Оборудование

Фотографии леса; видеосюжеты « Вырубка леса», « Загрязнение леса», «Заповедники», «Пожар в лесу»; аудиозаписи звуков леса;

Основные
понятия

фитонциды

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

Деятельности

( мин)

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка , книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Прослушивание звуков леса

- Куда я предлагаю вам отправиться на прогулку. Перед тем, как отправимся в лес, нарисуйте своё настроение.

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

(С. Никулина.)

– О чём говорится в этом стихотворении?

Слушают, принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

( мин)

Проверка
домашнего
задания:

Организует выставку рисунков на тему «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес».

Несколько слов о рисунке.










комментируют рисунки.


Фронтальная, индиви-

Познавательные: осуществляют логические действия:

Устные ответы,

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


конкурс рисунков.


кроссворд















– разгадайте кроссворд




Решают
кроссворд

дуальная.

Коллективная

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют
и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эф-

фективных способов

карточки

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).( мин). Цели:

организовать вывод темы и постановку цели урока;

Разгадывание ребуса

Вывод темы урока

КОЛЕВЧЕ



ЛЕС И ЧЕЛОВЕК


-Раскрыть роль леса в жизни человека.

-Познакомиться с проблемами леса.

-Бережно относиться к окружающей среде.





IV. Реализация построенного поекта. ( мин)

Цели:

1)Организовать уточнение и согласование темы урока.

2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при




Работа
по группам: выявление роли леса
в жизни человека и природы и проблем леса.







Каждой группе детей выдаются схемы и вопросы, по которым ребята рассказывают о роли леса в природе и жизни человека.



«Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.)

«Почемучки». что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной?

- где мы покупаем лекарства?

– лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.

– А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)

– А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)

Значит, лес – источник древесины.





Делятся
на 2 группы: «Знатоки»,«Почемучки».

Отвечают
на вопросы учителя.



Выдвигают предположения.




Фронтальная, групповая.











решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно использу-

Устные ответы,

выполненные

задания


































Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

3)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.











































































































VI. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.( мин)

Цель: организовать усвоение учениками нового












VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( мин)

Цели: зафиксировать новое содержание урока;








Практическая деятельность




























V. Итоги

урока.

Рефлексия











Работа с учебником
(с. 106).














































































































Интерактивное пособие





Игра «Да – нет».




















Самостоятельная работа








Рассказ учителя.


















































Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок


– А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья?
(Они там растут.)

– А животные, насекомые, птицы? (Они живут.)

Значит, лес – дом для растений, животных, грибов. Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв.

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё. Посмотрите на схемы, что нового и неизвестного вы увидели? Может кто-нибудь знает значение этого слова?

– А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды.

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

На доске в ходе беседы появляется таблица

Значение леса

Место отдыха

Аптека

Источник чистой воды и пищи

Источник древесины

Источник топлива

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов, почв

Проблемная ситуация.

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

На доске дерево. В результате работы проблемы леса вывешиваются на дерево в виде птиц.

Проблемы леса

Прослушивание стихотворения

Н.Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали» (приложение 1)

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины.

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности!

Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

Видеоролик «Вырубка леса»

- Какие чувства у вас вызывает эта фотографии?

- Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

Послушайте стихотворение

В. Шефнера “Лесной пожар” (приложение 2 )

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

Давайте выведем правила разведения костра.

Проверка стр. 107 учебник

Костры, которые туристы часто разводят в лесах очень опасны для жизни леса, причем данная опасность заключается не только в риске возникновения пожара, но также в том, что на месте костра гибнут под воздействием высокой температуры корни деревьев, близко расположенные к поверхности почвы, а место кострища на длительный период выходит из строя (5-7 лет).

«Пожар в лесу» (показ видеосюжета)

- Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”(приложение 3)

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

- Какие проблемы леса вы еще знаете?

(Загрязнение)

- Мы уже знаем, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Видеоролик «Загрязнение леса»

– А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.)

Незаконная охота (браконьерство).

Видеоролик «Браконьерство»

Знакомство с заповедниками видео.



Просмотр темы урока в интерактивном пособии.

Выполнить задание.

– О чём должен помнить человек, входя в лес?

• Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья.

(да.)

• Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя.

(да.)

• Кто бруснику собирает,

С корнем кустик

вырывает.

(не я.)

• Ландышей нарву в лесу

На праздник маме

принесу.

(нет.)

• По тропинке кто шагает

На жуков не наступает?

(я.)

• Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем.

(да.)

• Мы ежонка увидали

И домой его забрали.

(нет.)

• Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

(да.)



Работа в печатной тетради стр.51 №3

Проверка

Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.

Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь».

«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?

Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать.

Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень

прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».

Вот такие открытия природа подсказала

человеку, разбудила его творческую мысль.

Значит, природа (лес) – источник познания.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Ребята, в какой природной зоне мы проживаем?

-Как вы думаете, у нас в районе есть леса?

Откройте стр. 14 и посмотрите, что вы видите?

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Как мы можем сохранять и беречь природу? Так давайте беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.



Читает стихотворение:

Звенит звонок,

Окончен урок,

и выполнен план.

Спасибо, ребята,

огромное вам

За то, что упорно

и дружно трудились!

– Понравился вам урок?

Нарисуйте своё настроение в конце урока.

– Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке?




Ищут нужную информацию.

Ещё раз проговаривают.



читают текст,

выполняют задания.

















Отвечают
на вопросы учителя


















































































































Участвуют
в игре.








Выполняют
задания





Отвечают на вопросы учителя
























Работа со справочником



Бор


Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы.


Отвечают
на вопросы учителя





Оценивают работу на уроке








Коллективная.







































































































































Индивидуальная работа







Фронтальная, индивидуальная.










































Групповая




































Фронтальная, индивидуальная



ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.








Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку

вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

























Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета































Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения

последовательности работы.



























Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям









































Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха
в учебной деятельности











































































































































































































Устные ответы






Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Задание задаётся по уровням

– Найдите ответы на вопросы:

1. Почему на Земле не кончается кислород?

2. Какую пользу приносит лес людям?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как человек должен вести себя в лесу?

5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?

6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?

Задают уточняющие вопросы



Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


кроссворд

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.) Ключевые слова: берегите лес.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 4 классе "Лес и человек"

Автор: Максимова Ирина Валерьевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Интегрированный урок "Природа и человек. Охрана лесов. Значение леса в жизни человека. Упражнения в распознавании времени и лица глаголов» (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(164) "intieghrirovannyi-urok-priroda-i-chieloviek-okhrana-liesov-znachieniie-liesa-v-zhizni-chielovieka-uprazhnieniia-v-raspoznavanii-vriemieni-i-litsa-ghlagholov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "205519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429900226"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "140773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418018862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Лес-наше богатство "
    ["seo_title"] => string(22) "lies-nashie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "116286"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412398299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Лес-наше богатство" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-lies-nashie-boghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "116287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412399574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока изобразительного искусства  "В осеннем лесу, парке""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-osienniem-liesu-parkie"
    ["file_id"] => string(6) "250666"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447100224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства