Ноутбук, проектор, колонки, экран, flesh-носитель - презентация с муз. сопровождением.
Эмблемы, разрезные картинки, кроссворд – строение дерева, листья клёна, ветки ели, сосны, шишки, карточки с заданиями, репродукция И. И. Шишкина: «Вырубка леса»
№ п\п | Этапы занятия | Дидактические задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный | Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки | Упражнение: «Улыбнись» «Добрый день, и добрый час, Очень рада видеть вас сейчас! За руки друзья, возьмитесь И друг другу улыбнитесь!» и клёна | Выполняют упражнение в соответствии с текстом, приветствуют друг (а) улыбкой. Деляться на команды |
2 | Подготовка К основному этапу занятия | Мотивация на усвоение знаний | Загадка Дубы, ели, клёны и берёзы — Нам приносят много пользы, Кислородом нас снабжают, Как их люди называют? (ответы детей) Как вы думаете, ребята, о чём пойдет речь на занятии? (ответы детей) | Отгадывают загадку, формируют тему занятия. |
| | Целеполагание | Сегодня на занятии: Мы с вами поговорим о лиственных и хвойных деревьях Узнаем: Чем отличаются деревья друг от друга. Какова польза деревьев в природе и в быту | Знакомятся с темой и целью занятия |
| | А ктуализация опорных знаний. | д/и: «Разрезные картинки» Цель: Развивать навыки работы с разрезными картинками - соединять детали в единое целое Отличия: у клёна - листья (лиственное дерево), у ели – иголки (хвойное дерево). Из каких частей состоит дерево, мы с вами узнаем, если кроссворд разгадаем…. Кроссворд: Строение дерева д/и: «Четвертый лишний» Цель: учить детей выделять из группы перечисленных деревьев лишнее, и доказывать правильность своего решения. 1 группа 2 группа Дуб, рябина, осень, сосна Осень, зима, клен, весна. | Работа в группах Собирают разрезные картинки, называют отличия, делают вывод. Работа в группах Разгадывают кроссворд, отвечают на вопрос – из каких частей состоит дерево Классифицируют перечисленные деревья, выделяют «лишнее» объясняют почему |
3 | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний. | Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес? (ответы детей). Практическое задание №1 Если рассматривать внимательно нижнюю сторону листа, через лупу, то мы увидим, что она покрыта прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями — устьицами, через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Поэтому деревья называют «зелеными легкими» планеты! А как вы думаете, что еще дают нам леса? (ответы детей) Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами. В старину на Руси крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки. О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то интересное. Назовите хвойные деревья? (ель, сосна, туя, пихта, кедр, лиственница, т.д) У хвойных деревьев есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, а постепенно. Поэтому, их называют “вечнозелеными” деревьями. Практическое задание №2 Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. (сравнивают веточки) Как расположены хвоинки? Что можно сказать в отношении цветовой гаммы? Что можете сказать про длину хвоинок? Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные. Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки какие? (твердые и колючие) если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки какие? ( мягкие) они легко скручиваются. В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”. У каждого хвойного дерева свой аромат: У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый. У хвоинок есть дыхательные “окошечки” - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания Хвойные растения не только красивые растения, но и полезные - очищают воздух круглый год. Физкультминутка Встали, сели, сели, встали. Вы немножечко устали. Потянулись, повернулись И друг другу улыбнулись. Опустили руки вниз, И на место все садись! | Ведут с воспитателем диалог, выполняют практические задания, делают выводы |
4 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. | д/и: «Собери пословицу» "Дерево держится корнями, а человек - друзьями" Игра «Зашумленные предметы» Задание: Найдите и закрасьте лист клена. | Артём, Маша – собирают, объясняют смысл пословицы Миша, Максим, Саша - находят, раскрашивают кленовый лист |
5 | Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Слайд с репродукцией И. И. Шишкина: «Вырубка леса» Что изобразил художник, в своей работе? (ответы детей) Чем это грозит людям и животным? (ответы детей) Подумайте, как можно помочь, исправить ситуацию? (ответы детей) | Рассматривают репродукцию, высказывают свои варианты |
6 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Учить анализировать и оценивать успешность. | д/игра: «Вопрос по кругу» Цель: Закрепить знания, по теме в/часа (ствол, ветки, крона) (Почва, тепло, воздух, свет, влага) (соблюдать правила поведения в лесу) Берегите лес, ребята! Он нам дарит кислород В нем еще живут зверята Разных видов и пород По утру поют нам птицы А листва укроет в зной И пыльца цветов на лицах Оставляет запах свой Берегите лес, ребята! И не жгите в нём костры Благодарны будут звери И деревья, и кусты! | В игровой доступной форме закрепляют материал занятия, слушают заключительное слово воспитателя. |