Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка для детей с общим недоразвитием речи
Тема: «Лес. Грибы, ягоды, деревья»
Коррекционно-образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные грибы;
- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять употребление предлога в;
- упражнять в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев, корзинка.
Ход занятия:
Игра «Назови одним словом»
Логопед:
Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор. (Грибы)
Малина, клюква, земляника, черника. (Ягоды)
Сосна, ель, береза, осина. (Деревья)
Деревья, грибы и ягоды расположены в трех выделенных зонах кабинета.
Логопед:
Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей) А как должны вести себя туристы в лесу? (Ответы детей)
Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью и отращивают новые весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода.
В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
Игра «Лиственное, или хвойное?»
На доске появляются ветки лиственного и хвойного деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке деревья (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.
Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.
Игра «Части дерева»
На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: сосна, рябина. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют.
У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки.
У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.
Логопед:
Ребята! С собой в лес мы взяли корзинку, а собирать в нее мы будем что? (Ответы детей). Да, конечно же, грибы. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте загадку.
Логопед:
Под еловой лапой колкой
Притаились два грибка.
Крепышей под темной елкой
Вижу я издалека.
Ножки белые, как сахар,
Шляпки темные, как шелк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?»
Логопед: О каких грибах говорится в загадке? Как вы думаете?
Д е т и: Это загадка о белых грибах. Про них можно сказать, что они крепыши. У них темные шелковые шляпки и белые ножки. Они часто растут под елками.
Логопед:
Верно. Вы дали очень хорошее объяснение.
Упражнение «Наш приятель ежик».
Логопед:
Про него народ лесной
Говорит, что он портной.
Почему же, словно елка,
Он с рожденья весь в иголках?
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель.
Дети: Ежик.
Логопед: Правильно. Молодцы!
Логопед раздает детям альбомные листы.
Логопед: Кого вы видите на картинке?
Дети: Это еж.
Логопед: Что он несет на спине?
Дети: Он наколол на иголки три белых гриба.
Логопед: Обведите по контуру изображения ежа и грибов.
Дети выполняют задание.
Подвижное упражнение «За грибами».
Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают вооб-
Рыжики срывали, ражаемые грибы.
Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают вообра-
Лисички собирала, жаемые грибы.
Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые
Искали опятки, грибы.
Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают пра-
Мухомор раздавил. вой ногой.
Логопед: Ребята, а что мы можем еще собрать в наши корзинки?
Дети: Ягоды
Логопед: Правильно, ягоды имеют самую разнообразную окраску. Они богаты сахаром и органическими кислотами. В них содержится то, чего никогда не будет в таблетках, капсулах и порошках, несмотря на все достижения науки. Это — богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используются в пищу, а некоторые из них (например, ягоды черники) - в медицине.
Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники, лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).
Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (При затруднениях логопед приходит на помощь детям: земляника, черника, брусника, ежевика, клюква, малина)
Игра «Слушай, не зевай»
Дети закрывают глаза, логопед забирают одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики» и т.д. В конце игры логопед выкладывает на доску картинку с изображением клубники – дети должны сказать, какая ягода прибавилась.
Логопед: «А почему эту ягоду мы не нашли в лесу»
Ответ детей: «Потому что клубника не растет в лесу. Ее выращивают люди.
А теперь туристам пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия.