Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи для класса ГУО «Лиственные и хвойные деревья»»
Конспект открытого урока по развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы класс ГУО по теме
«Лиственные и хвойные деревья»
учитель Цыгвинцева Елена Геннадьевна
Цель: закрепление знаний о строении дерева; выделение существенных признаков отличия между лиственными и хвойными деревьями.
Задачи образовательные: закрепление навыка составления рассказа – описания;
Задачи коррекционные:: развитие зрительной памяти и внимания на основе упражнений на запоминание; расширение кругозора и словарного запаса;
Задачи воспитательные: воспитание бережного отношения к деревьям, культуры поведения в лесу, умения видеть красивое в окружающем.
Оборудование: веточка ели в вазе; иллюстрации из дидактического словаря по развитию речи дошкольников по теме «Цветы. Деревья»; три картинки с изображением видов леса: лиственный, хвойный, смешанный; на каждого ученика раздается контурное изображение елочки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
а) Вступительная беседа
- Что у меня на столе? (Еловая веточка)
- А где веточки можно увидеть? Почему сегодня веточка на моем столе? О чем мы будем беседовать? (О деревьях)
- Где растут деревья? (В лесу, в парке)
- Посмотрите на картинку и скажите, о чем пойдет речь на уроке? Как сказать одним словом? (Лес)
Прежде чем начать работу разомнем свой язычок.
б) Артикуляционная гимнастика
II. Изучение нового материала.
1.Вступительная беседа.
- Что растет в лесу?
- Какие звери и птицы живут в лесу? Какие бывают леса?
Учитель показывает картинки: лес, где растут одни ели; лес, где растут одни березы и дубы; лес, растут и ели, и дубы.
2. Игра на внимание «Какое дерево спряталось в нашем лесу»
- А сейчас мы поиграем. Сначала назовите все деревья, которые здесь изображены (рябина, тополь, дуб, клен, ель, береза)
Учитель убирает по одному дереву пока на доске останется только береза и ель.
- Все деревья можно разделить на две группы. К каким деревьям отнесем березу? А каким ель?
Учитель использует гербарий.
- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то давайте рассмотрим, что находится на ветке у березы? (Листья). А что находится на ветке ели? (Иголки, хвоя)
Вывод. Лес, где растут деревья с хвоинками вместо листьев называют хвойным. Лес, где растут деревья с листьями называют лиственным. Есть леса, где растут разные деревья их называют смешанными.
- Какие деревья растут в хвойном лесу?
- Какие в лиственном?
- Какой лес всегда зеленый, даже зимой?
- В каком лесу деревья сбрасывают листву?
- Какую пользу приносит лес людям?
III. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише -
Деревцо все выше, выше.
IV.Закрепление пройденного.
1. Строение дерева.
Учитель. – Я хочу проверить, как вы знаете строение дерева.
Один ученик показывает корни, другой ствол, третий ветви, четвертый листья.
- Чем покрыт ствол дерева?
- Для чего дереву корни и кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева)
2. Составление рассказа – описания по картинному плану
Учитель использует направляющие вопросы:
- Что это? (Это береза)
- Это дерево, цветок или куст? (Это дерево, т.к. есть ствол, покрытый корой)
- Какие у этого дерева части? (Корни, ствол, ветки, листья, почки)
- Где растет? (В лесу, в парке, в сквере)
- Какую пользу приносит людям? (Используют в медицине, делают веники)
Вывод. Молодцы из вашего рассказа я поняла, что вы знаете о березе все.
3. Творческое задание.
Учитель каждому из детей раздает листочки с контурным рисунком ели.
- Скоро Новый год.
- Какое дерево приходит к нам в гости на этот праздник?
- А каким деревьям оно относится?
Посмотрите, как празднично я оформила свою елочку. Попробуйте вы украсить свою елочку, нарисовав разноцветные шары (работаем фломастерами или цветными карандашами).
По окончанию работы дети делают выставку рисунков. Учитель дает только положительную оценку работы детей.
V. Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вы узнали о лесе? Каким бывает лес? (Хвойным, лиственным, смешанным).
Давайте сейчас украсим нашу гостью (Дети по очереди вешают на ветку маленькие новогодние игрушки).