kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 1 классе "Январь – году начало, зиме - середина", Начальная школа 21 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для развития умений рассматривать изменения, происходящие в природе в январе, определять деревья по силуэту, способствовать уточнению понятий: лиственные и хвойные деревья

Планируемые результаты образования:

Личностные: самоопределение -  проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование– осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности»

Предметные: научатся определять понятия лиственные, хвойные деревья; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе,определять деревья по силуэту.                                                                                    Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные: общеучебные– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;предметные – знать понятия: «лиственные» и «хвойные деревья», определять деревья по силуэту наблюдать за явлениями природы, происходящими в природе в январе, узнать особенности снежинок и роль снега в природе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе "Январь – году начало, зиме - середина", Начальная школа 21 века »

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема: январь – году начало, зиме - середина

Цель: создание условий для развития умений рассматривать изменения, происходящие в природе в январе, определять деревья по силуэту, способствовать уточнению понятий: лиственные и хвойные деревья

Планируемые результаты образования:

Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование– осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности»

Предметные: научатся определять понятия лиственные, хвойные деревья; наблюдать за изменениями , происходящими в природе в январе,определять деревья по силуэту. Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные: общеучебные– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;предметные – знать понятия: «лиственные» и «хвойные деревья», определять деревья по силуэту наблюдать за явлениями природы, происходящими в природе в январе, узнать особенности снежинок и роль снега в природе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Оборудование:классный«Календарь природы» (зимние явления природы); пословицы, загадки, приметы про январь;карточки «Узнай дерево»; кроссворд «Январь» , рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс



Ход урока

  1. Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

  1. Подготовка учеников к активному и осмысленному усвоению учебного материала

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года. Вы назовёте, отгадав загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро под ноги вам.

Лес уснул, и всё прекрасным стало.

Потому что к нам пришла …(зима).

- Я вас приглашаю в гости к Зиме. (На доске картина с рисунком зимы).

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

II.Постановка познавательного задания

- А сейчас отгадайте, какой месяц нас встречает сегодня на уроке:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяцэто? (Январь)


- Мы прочитаем и составим на уроке страницы «Книги Зимы»

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Вступительное слово учителя

1.«Книга Зимы» «Январь – году начало, зиме середина», страница 1

– Январь - второй зимний месяц – назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря в небе появлялись «проталины» --островки синего неба. Но славился январь и метелями, и морозами. Именно поэтому русские называли его «сеченем», чехи и словаки- «леднем», сербы «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходится на 1 января. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день приближается уже на два часа ( после дня зимнего солцестояния , 22 декабря, начинается поворот к лету).

2.«Книга Зимы» «Приметы января», страница 2

- Ребята, Зима принесла нам удивительные снежинки. Она их разбросала по классу. (Физминутка). Давайте посмотрим направо, затем налево, поднимаем глазки вверх, повернёмся назад . Ох! Сколько их у нас! Из них мы составим вторую страницу нашей книги «Приметы января».

(Работа в парах)Каждая пара встаёт, берётлюбую снежинку, читает записанную на ней примету или поговорку, объясняет их по значению и приклеивает ко второй странице нашей книги.

Снежинка 1. Январь – году начало, зиме середина.

Снежинка 2.Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.

Снежинка 3. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

Снежинка 4. Рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.

Снежинка 5. Если в январе висит много частых и длинных сосулек, урожай будет хорош.

Снежинка 6. Морозный январь- урожайный год.

Снежинка 7. Если крещенские морозы сильнее рождественских и сретенских, то будет урожайный год.


3. «Книга Зимы»: «Что мы знаем о снеге?», страница3

- Как вы думаете, когда наступает зима? (1 декабря)

- Верно, по календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день ниже поднимается на небе, чем в любой другой, а сам день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

_ Ребята, посмотри на таблицу «Зима».

- А что лежит на ветках деревьев и кустарников? ( снег).Из чего состоит снег? (снежинок). Рассмотрите разнообразные снежинки.

(Показ изображений).

Послушайте рассказ Знатоков о тайне снежинок и снега.

Обучающиеся рассказывают свои сообщения: (Приложение 1)

- Как образуется снег?

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. На земле капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. А вот высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Но кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Все помнят, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о зимних явлениях природы. Отгадав их, вы заполните3. третью страницу «Книги Зимы»: «Явления природы зимой»


Снег летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый, и мохнатый.

И пушистый как медведь…

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь! (Снег)


Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады. (Мороз)


Не снег и не лёд,

А деревья серебром уберёт. (Иней)


Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела

Стала улица бела! (Метель)



- Продолжите шуточное стихотворение Валентина Берестова:

Не идётся и не едется,

Потому что … (гололедица).

Но зато прекрасно падается…

Почему никто не радуется?!

- Итак, ребята, давайте ещё раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Снегопад, мороз, иней, метель, гололедица).


  1. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала

1. Игра на внимание «Хлопок»

- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Итак, я перечисляю: иней, листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.


2. «Книга Зимы»: «Определи деревья по силуэту кроны», страница 4

1. Работа по учебнику

- Закройте глаза, представьте, что мы идём по зимнему лесу. Деревья стоят голые, запорошенные снегом. Как узнать деревья зимой?

Какие деревья легче всего узнать зимой?

(Работа в группах. Чтение информации.)

1 группа. У ели хвоинки короткие и растут по одной, а у сосны – длинные и растут по две. Шишки у ели длинные, с мягкими чешуйками, а у сосны короткие, округлые, с твёрдыми чешуйками.


2 группа. У рябины и калины зимой на ветках -ярко-красные ягоды. Ими питаются птицы. Плоды калины использует в пищу и человек.


3 группа. Значительно труднее определить ясен, клён, липу. Их можно распознать по плодам: ясень – жёлтые крылатки, клён – крылатки - пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышком.


3.Работа по учебнику

- Так по каким же признакам можно узнать деревья зимой?

- На какие группы можно распределить эти деревья?

- Мы побывали с вами в сказочном зимнем лесу, научились распознавать деревья зимой.

4. Практическая работа

Учащиеся ставят в воду срезанные веточки для проведения наблюдений.

Вот и закончилась на этом страницы «Книга Зимы»

  1. Физминутка. Зимняя зарядка.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки – превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа-хлоп, слева – хлоп.

- Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

- Здравствуй, зима!

  1. Закрепление знаний и способов действий

  1. Самостоятельная работа: работа в рабочих тетрадях «Окружающий мир»стр.41

  2. Самооценка (оцени свою работу): стр.41

Быстро, правильно самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

  1. Обобщение и систематизация знаний

  1. (Работа в группах)

– Назовите зимние явления природы.

–Разгадайте кроссворд«Январь».


1



2



3



4


6

7

5




8







По горизонтали:

  1. Обильное выпадение снега.

4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.

6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

8. Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.

По вертикали:

  1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется коркаизо льда. Это явление называется ….

  2. Шуба бела весь свет одела.

5. Сам бежит, а стоять не велит.

7. Снегопад при сильном ветре.

Ответы: По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима.

По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.

  1. Рефлексия

Выбери понравившуюся фразу и закончи предложение:

На уроке я узнал…

Теперь я могу…

Я понял…

Меня удивило…

Было интересно…

Очень понравились ответы…

Мне захотелось…




Приложение 1.

Почему все снежинки шестигранные?

Среди миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы не была снежная звездочка (а рассмотреть ее можно только с помощью микроскопа), каждая из них - шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И.Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: « Вещь эта мне еще не открыта». С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку Природы.



Почему снег под ногами скрипит?

Все вы, разумеется, замечали. Что когда мороз усиливается, то снег под ногами, под лыжами, полозьями саней начинает поскрипывать. Почему ? Ученые говорят, что тональность скрипа снега меняется от температуры воздуха: чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. А вообще-то , скрип снега – не что иное, как звук от раздавленных под нашим весом мельчайших кристалликов льда. Каждый кристаллик так мал, что когда он ломается, то услышать этот звук наше ухо не в состоянии. Но когда миллионы и миллиарды кристалликов начинают «петь хором», мы слышим вполне явственный скрип. Причем «петь» снег начинает только когда температура опускается ниже 6 градусов мороза. А опытные люди, полярники и путешественники, способны безо всякого термометра определить по скрипу снега температуру воздуха.

Значение снега

Снег выпадает из туч. Снежинки, медленно кружась в воздухе, опускаются на землю. Когда снежинки соединяются друг с другом, снег падает пушистыми хлопьями.

Снег – это замерзшая вода. Когда становится тепло, снег тает и превращается в воду. Весной снег тает так быстро, что разливаются реки, начинается половодье.

Чем больше снега выпадает зимой, тем больше влаги попадет весной в почву. Это значит, что с полей можно будет собрать хороший урожай пшеницы и ржи.

Зимой снег сохраняет тепло земли. Под пушистой снежной шубой живут мыши, кроты, землеройки.

Снег защищает нежные листья и корни растений от замерзания. Для задержания снега на полях устанавливают специальные заграждения. Люди давно знают:« Больше снега на полях – больше хлеба в закромах».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богомазова Анна Викторовна

Дата: 12.08.2015

Номер свидетельства: 225065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Зимние месяцы", Начальная школа 21 века "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-zimniie-miesiatsy-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439381349"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства