Урок окружающего мира в 1 классе "Январь – году начало, зиме - середина", Начальная школа 21 века
Урок окружающего мира в 1 классе "Январь – году начало, зиме - середина", Начальная школа 21 века
Цель: создание условий для развития умений рассматривать изменения, происходящие в природе в январе, определять деревья по силуэту, способствовать уточнению понятий: лиственные и хвойные деревья
Планируемые результаты образования:
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование– осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности»
Предметные: научатся определять понятия лиственные, хвойные деревья; наблюдать за изменениями, происходящими в природе в январе,определять деревья по силуэту. Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание – удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: общеучебные– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;предметные – знать понятия: «лиственные» и «хвойные деревья», определять деревья по силуэту наблюдать за явлениями природы, происходящими в природе в январе, узнать особенности снежинок и роль снега в природе
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе "Январь – году начало, зиме - середина", Начальная школа 21 века »
Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема: январь – году начало, зиме - середина
Цель: создание условий для развития умений рассматривать изменения, происходящие в природе в январе, определять деревья по силуэту, способствовать уточнению понятий: лиственные и хвойные деревья
Планируемые результаты образования:
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование– осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности»
Предметные: научатся определять понятия лиственные, хвойные деревья; наблюдать за изменениями , происходящими в природе в январе,определять деревья по силуэту. Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание – удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: общеучебные– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;предметные – знать понятия: «лиственные» и «хвойные деревья», определять деревья по силуэту наблюдать за явлениями природы, происходящими в природе в январе, узнать особенности снежинок и роль снега в природе
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
- А сейчас отгадайте, какой месяц нас встречает сегодня на уроке:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяцэто? (Январь)
- Мы прочитаем и составим на уроке страницы «Книги Зимы»
Усвоение новых знаний и способов действий
Вступительное слово учителя
1.«Книга Зимы» «Январь – году начало, зиме середина», страница 1
– Январь - второй зимний месяц – назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря в небе появлялись «проталины» --островки синего неба. Но славился январь и метелями, и морозами. Именно поэтому русские называли его «сеченем», чехи и словаки- «леднем», сербы «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходится на 1 января. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день приближается уже на два часа ( после дня зимнего солцестояния , 22 декабря, начинается поворот к лету).
2.«Книга Зимы» «Приметы января», страница 2
- Ребята, Зима принесла нам удивительные снежинки. Она их разбросала по классу. (Физминутка). Давайте посмотрим направо, затем налево, поднимаем глазки вверх, повернёмся назад . Ох! Сколько их у нас! Из них мы составим вторую страницу нашей книги «Приметы января».
(Работа в парах)Каждая пара встаёт, берётлюбую снежинку, читает записанную на ней примету или поговорку, объясняет их по значению и приклеивает ко второй странице нашей книги.
Снежинка 1. Январь – году начало, зиме середина.
Снежинка 2.Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.
Снежинка 3. Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Снежинка 4. Рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.
Снежинка 5. Если в январе висит много частых и длинных сосулек, урожай будет хорош.
Снежинка 6. Морозный январь- урожайный год.
Снежинка 7. Если крещенские морозы сильнее рождественских и сретенских, то будет урожайный год.
3. «Книга Зимы»: «Что мы знаем о снеге?», страница3
- Как вы думаете, когда наступает зима? (1 декабря)
- Верно, по календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день ниже поднимается на небе, чем в любой другой, а сам день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
_ Ребята, посмотри на таблицу «Зима».
- А что лежит на ветках деревьев и кустарников? ( снег).Из чего состоит снег? (снежинок). Рассмотрите разнообразные снежинки.
(Показ изображений).
Послушайте рассказ Знатоков о тайне снежинок и снега.
Обучающиеся рассказывают свои сообщения: (Приложение 1)
- Как образуется снег?
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. На земле капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. А вот высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Но кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
- Все помнят, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о зимних явлениях природы. Отгадав их, вы заполните3. третью страницу «Книги Зимы»: «Явления природы зимой»
- Итак, ребята, давайте ещё раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Снегопад, мороз, иней, метель, гололедица).
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала
1. Игра на внимание «Хлопок»
- Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Итак, я перечисляю: иней, листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
2. «Книга Зимы»: «Определи деревья по силуэту кроны», страница 4
1. Работа по учебнику
- Закройте глаза, представьте, что мы идём по зимнему лесу. Деревья стоят голые, запорошенные снегом. Как узнать деревья зимой?
Какие деревья легче всего узнать зимой?
(Работа в группах. Чтение информации.)
1 группа. У ели хвоинки короткие и растут по одной, а у сосны – длинные и растут по две. Шишки у ели длинные, с мягкими чешуйками, а у сосны короткие, округлые, с твёрдыми чешуйками.
2 группа. У рябины и калины зимой на ветках -ярко-красные ягоды. Ими питаются птицы. Плоды калины использует в пищу и человек.
3 группа. Значительно труднее определить ясен, клён, липу. Их можно распознать по плодам: ясень – жёлтые крылатки, клён – крылатки - пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышком.
3.Работа по учебнику
- Так по каким же признакам можно узнать деревья зимой?
- На какие группы можно распределить эти деревья?
- Мы побывали с вами в сказочном зимнем лесу, научились распознавать деревья зимой.
4. Практическая работа
Учащиеся ставят в воду срезанные веточки для проведения наблюдений.
Вот и закончилась на этом страницы «Книга Зимы»
Физминутка. Зимняя зарядка.
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога,
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки – превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!
Закрепление знаний и способов действий
Самостоятельная работа: работа в рабочих тетрадях «Окружающий мир»стр.41
Самооценка (оцени свою работу): стр.41
Быстро, правильно самостоятельно.
Правильно, но медленно.
Правильно, но с помощью других.
Быстро, но неправильно.
Обобщение и систематизация знаний
(Работа в группах)
– Назовите зимние явления природы.
–Разгадайте кроссворд«Январь».
1
2
3
4
6
7
5
8
По горизонтали:
Обильное выпадение снега.
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется коркаизо льда. Это явление называется ….
По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.
Рефлексия
Выбери понравившуюся фразу и закончи предложение:
На уроке я узнал…
Теперь я могу…
Я понял…
Меня удивило…
Было интересно…
Очень понравились ответы…
Мне захотелось…
Приложение 1.
Почему все снежинки шестигранные?
Среди миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы не была снежная звездочка (а рассмотреть ее можно только с помощью микроскопа), каждая из них - шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И.Кеплер опубликовал сочинение «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И ответил на него так: « Вещь эта мне еще не открыта». С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку Природы.
Почему снег под ногами скрипит?
Все вы, разумеется, замечали. Что когда мороз усиливается, то снег под ногами, под лыжами, полозьями саней начинает поскрипывать. Почему ? Ученые говорят, что тональность скрипа снега меняется от температуры воздуха: чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. А вообще-то , скрип снега – не что иное, как звук от раздавленных под нашим весом мельчайших кристалликов льда. Каждый кристаллик так мал, что когда он ломается, то услышать этот звук наше ухо не в состоянии. Но когда миллионы и миллиарды кристалликов начинают «петь хором», мы слышим вполне явственный скрип. Причем «петь» снег начинает только когда температура опускается ниже 6 градусов мороза. А опытные люди, полярники и путешественники, способны безо всякого термометра определить по скрипу снега температуру воздуха.
Значение снега
Снег выпадает из туч. Снежинки, медленно кружась в воздухе, опускаются на землю. Когда снежинки соединяются друг с другом, снег падает пушистыми хлопьями.
Снег – это замерзшая вода. Когда становится тепло, снег тает и превращается в воду. Весной снег тает так быстро, что разливаются реки, начинается половодье.
Чем больше снега выпадает зимой, тем больше влаги попадет весной в почву. Это значит, что с полей можно будет собрать хороший урожай пшеницы и ржи.
Зимой снег сохраняет тепло земли. Под пушистой снежной шубой живут мыши, кроты, землеройки.
Снег защищает нежные листья и корни растений от замерзания. Для задержания снега на полях устанавливают специальные заграждения. Люди давно знают:« Больше снега на полях – больше хлеба в закромах».