kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные виды деятельности по экологическому воспитанию во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности»

Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,      

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

                                   чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

        В. А. Сухомлинский



История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, то они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать такое воспитание нужно с младшего школьного возраста. Именно такой возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира, нравственно-экологической позиции личности, которая определят отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ.

В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе – начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.

Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.

  Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей

Вопросами экологического воспитания и образования занимается довольно много педагогов. Огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым педагогам и методистам, как И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, А.Я Герд, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Б.Т. Лихачёв, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.М. Низова, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий и др. А делают они это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших классов становятся более экологически воспитанными.

Младшие школьники эмоциональны, но они, как правило, не могут самостоятельно открыть для себя красоту природы, заметить ее неповторимые и удивительные краски, формы, звуки, запахи. Поэтому в нашем классе очень часты экскурсии в природу. Мы не проходим мимо интересного объекта. Обращаю внимание детей, как свежо и приятно пахнет опавшая осенняя листва, как причудлив узор веток зимних деревьев, как удивительно красиво сочетание зеленых веток с белым снегом, какое необыкновенное сочетание у анютиных глазок, как красиво переливается оперение грача, скворца и т.п. Стараюсь постоянно открывать перед ребятами мир природы, учить их внимательно вглядываться в него, находить удивительное и прекрасное вокруг.

Младшие школьники отличаются повышенной восприимчивостью, подражательностью. Этот возраст наиболее благоприятен для эмоционального взаимодействия ребенка с природой, формирования положительного отношения к окружающему миру, которое является основой нравственно-ценностной деятельности в природе. Поэтому свои занятия стараюсь делать эмоционально насыщенными, привлекательными (познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые игры; праздники; практические работы с природным материалом), а также с занимательным материалом. Так, для знакомства с комнатными растениями, их экологическими потребностями в первом классе я проводила игру “Визитка” и путешествие “Откуда родом комнатные растения”. Игра “ Зеленый доктор” формирует у младших школьников навык ухода за комнатными растениями, воспитывает заботу. В процессе игры “Острый глаз” ребята углубляют знания о птицах, удивляются особенностям поведения отдельных их видов. Заметить необычное в обычном, заново открыть для себя знакомые растения – задача устного журнала “Зеленая книга”.

    Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.

     Ведущей тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

     Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов предполагает решение ряда задач:

- расширение экологических знаний;

- повышение экологической культуры;

- обогащение кругозора детей;

- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

- привитие бережного отношения и любви к природе.



– «Экологические беседы»Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений  и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.



– «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

– «Экологические игры»Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

-«Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

– «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

     Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой

Занятия внеурочной деятельностью дают большие возможности и учителю, и учащимся, и родителям для экологического воспитания младших школьников. Учитель использует разнообразные формы занятий: путешествие, экскурсию в природу, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, постановку опытов. Учащимся отводится роль не пассивных слушателей, а организуем самостоятельный подбор материала, самостоятельную работу с энциклопедиями, дополнительной литературой.

Особую роль играют ИКТ (информационно – коммуникативные технологии) : просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций; создание  и защита собственных презентаций.

        К работе данного направления привлекаем родительскую общественность

Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.

Берегите Землю. Берегите!

Берегите жаворонка в голубом зените,

 Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

 Над пустыней тень от баобаб,

 Ястреба, парящего над полем,

 Ясный месяц над речным покоем,

  Ласточку, мелькающую в жите.

  Берегите Землю! Берегите!

                                                М. Дудин..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Автор: Дорохина Ирина Николаевна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов  в рамках внедрения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-ramkakh-vniedrieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "225184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439474394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Программа  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок» "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-zdoroviachok"
    ["file_id"] => string(6) "175083"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424228162"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(77) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tropinka-k-zdorov-iu-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "129679"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415734264"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства