kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания обучающихся являются Закон
 «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Устав МОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево, методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных образовательных программ ( Приказ Минобрнауки РФ от 18.06.2003г №28-02-484/16), примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Москва 2009., о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях ( Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13), методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях ( Приложение к Письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51-433/16)

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих с хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7 – 10 лет. Все это предполагает актуальность разработки программы курса «Здоровячок» и проведение мероприятий для улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний не только на уроках, но и во внеурочное время.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

      Актуальность данной программы определяется сле6дующими обстоятельствами:

  - необходимостью обучения школьников бережному отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, начиная с раннего детства;

         - задачами формирования у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

         Основными целями реализации новых ФГОС является идея развития личности школьника, воспитания  и социализации.

Под развитием мы понимаем необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Под социализацией мы понимаем становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Цель программы - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Примерными видами внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации программы являются: проблемно – ценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); спортивно-оздоровительная деятельность.

Формы проведения занятий: познавательные беседы, этическая беседа, проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, инсценировки, КТД, участие в оздоровительных процедурах, школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме.

Режим занятий.

Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года.

         Ожидаемые прогнозируемые результаты реализации программы

формирования  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок» »

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Афанасьево


Утверждаю: директор Белёва И.В.

Приказ №____


место для печати

Согласовано с методсоветом











Программа


внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

« Здоровячок»












Возраст детей 6,5 – 10 лет

1 час/нед – 135 часов

Автор составитель:

Ромашова Нина Павловна

Учитель МКОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево


Пгт Афанасьево 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания обучающихся являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Устав МОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево, методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных образовательных программ ( Приказ Минобрнауки РФ от 18.06.2003г №28-02-484/16), примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Москва 2009., о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательных учреждениях ( Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13), методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях ( Приложение к Письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51-433/16)

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих с хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7 – 10 лет. Все это предполагает актуальность разработки программы курса «Здоровячок» и проведение мероприятий для улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний не только на уроках, но и во внеурочное время.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Актуальность данной программы определяется сле6дующими обстоятельствами:

- необходимостью обучения школьников бережному отношению к своему здоровью и здоровому образу жизни, начиная с раннего детства;

- задачами формирования у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Основными целями реализации новых ФГОС является идея развития личности школьника, воспитания и социализации.

Под развитием мы понимаем необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

Под социализацией мы понимаем становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Под воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Цель программы - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Примерными видами внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации программы являются: проблемно – ценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); спортивно-оздоровительная деятельность.

Формы проведения занятий: познавательные беседы, этическая беседа, проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, инсценировки, КТД, участие в оздоровительных процедурах, школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме.

Режим занятий.

Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года.

Ожидаемые прогнозируемые результаты реализации программы

формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.













Учебно – тематический план

1 класс

п/п

Раздел, тематика

Коли

чество

часов

Форма занятия

Содержание

Ожидаемые

результаты

1

Введение

1

беседа

Расписание кружка, цели, презентация кружка, необходимые материалы для занятий.

первоначальные представления о роли здоровья человека

2

Дружи с водой

1. Советы доктора Воды

2. Друзья Вода и Мыло

2


познавательная беседа

игра

Знакомство с «Доктором Вода», для чего моется человек, советы доктора Воды.

Микробы, как правильно мыть руки, уход за собой.

прививать личной гигиены, показать значимость воды для здоровья человека.

3

Забота о глазах

Берегите зрение

1

Игра-наблюдение

Орган зрения, строение глаза, защита глаз, гимнастика для глаз, правила бережного отношения к зрению, , вредное и полезное для глаз

первоначальный личный опыт по сохранению и улучшению зрения.

4

Уход за ушами

Чтобы уши слышали

1

опытно-экспериментальная деятельность

Орган слуха, строение уха, массаж ушей, бережное отношение к органам слуха

знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним

5

Уход за зубами

1. Почему болят зубы

2. Чтобы зубы были здоровыми

3. Как сохранить улыбку красивой

3

познавательная беседа


практическая деятельность

практическая деятельность

Для чего нужны зубы, строение зуба.

Что вредно для зубов, правильное питание, зубная щётка, чистка зубов (практика)

Смена зубов, уход за зубами.

представление об основных методах профилактики кариеса;

использование полученные знания в повседневной жизни.

6

Уход за руками и ногами

«Рабочие инструменты» человека

1

познавательная беседа


Значение рук и ног для человека, тренировка рук и ног, как беречь ноги, уход за ногтями

Формирование у детей навыков аккуратности

7

Забота о коже

1.Зачем человеку кожа

2.Надёжная защита организма

3. Если кожа повреждена

3

опытно-экспериментальная деятельность


практическая деятельность

познавательная беседа

Значение кожи для человека, правила ухода за кожей.

Кожа – орган осязания, практическая работа, строение кожи, схема «Значение кожи», гигиена кожи, первая помощь при повреждениях,

болезни кожи,

формирование гигиенической культуры

8

Как правильно питаться

1. В гостях у Витамина Витаминовича


2. Витаминная семья

3. "Каша — матушка наша"

3



Инсценировка


познавательная беседа


Доктор – Здоровая пища, органы пищеварения, зачем организму витамины.

Советы Доктора Здоровая Пища, самые витаминные «продукты».

Зачем кушать кашу, золотые правила питания.

навыки здорового образа жизни, значимость витаминов для здоровья человека.


представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.

9

Как сделать сон полноценным

Сон – лучшее лекарство

1


познавательная беседа

игра

Зачем человек спит, кому сколько нужно спать, гигиена сна

гигиенические требования организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование

10

Настроение в школе

Как улучшить настроение в школе

1

познавательная беседа


Что помогает сохранить хорошее настроение, «азбука волшебных слов», беседа о дружбе

Создание комфортной школьной среды

11

Настроение после школы.

Я пришёл из школы

1

Анализ ситуации

От чего зависит настроение, поведение после уроков


12

Поведение в школе.

Я – ученик.

1

Анализ ситуации

игра

Правила поведения в школе, чтение и обсуждение произведений Б. Заходера «Перемена» и М. Куниеа «Федя на перемене».

Создание комфортной школьной среды

13

Вредные привычки.

1. "Вредные привычки и их влияние на здоровье»

2. "Знать - значит побеждать!"

2

проблемно – ценностное общение


Вред никотина, болезни органов дыхания, вред алкоголя

понятие “вредные привычки” на примере привычки употребления алкоголя, губительно влияющего на здоровье человека.

14

Мышцы, кости и суставы.

1. "Из чего я состою"

2. "Правильная осанка"

3. Упражнения для сохранения и исправления осанки.

3

практическая деятельность





практическая деятельность


Скелет, мышцы – их значение и развитие, если повреждена мышца или кость,

Значение правильной осанки для организма, нарушения осанки, правила для поддержания правильной осанки

знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения



знать упражнения для сохранения правильной осанки

15

Закаливание

"От болезней всех полезней"

1

Анализ ситуации

игра

Микробы и их вред, водные процедуры, правила закаливания, признаки здорового и закалённого человека

представление о закаливании, его пользе для здоровья

16

Правила безопасности на воде.

1. "Правила безопасного поведения на воде, на льду. Берегите воду!"

2. "На реке родной не будь дурной"


2



познавательная беседа



Анализ ситуации

игра



Правила поведения на водоёмах, различные состояния воды, купание и рыбалка.


знания детей о правильном, безопасном поведении на воде, на льду






17

Здоровье и физическая культура

1.Подвижные игры.

2.Народные игры

2

практическая и игровая деятельность


Игра «Городки», подвижные игры с детьми

формирование потребности ребёнка в занятиях физкультурой

18

Мое Здоровье

1.Я здоровье берегу, сам себе я помогу

2.Береги здоровье смолоду!

3.Визит к врачу

3


Анализ ситуации

Игра

Родительское собрание

Комплексный медосмотр

Что значит быть здоровым, что мы делаем, чтобы быть здоровыми.

Беседа с родителями.


Медицинский осмотр детей.


формированию навыков ЗОЖ


Формирование у родителей и учащихся ответственное отношение к здоровью

19

Доктора природы

обобщение

1

Игра по станциям

Повторение правил здоровья, советы на летние каникулы.



Предполагаемые результаты реализации программы

приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; о русских народных играх; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения.

Дети научатся:

играть активно, самостоятельно и с удовольствием, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;


знать:

  • о способах и особенностях движение и передвижений человека;

  • о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

  • о причинах травматизма и правилах его предупреждения;


уметь:

  • правильно выполнять комплексы физических упражнений на формирование правильной осанки;

  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.





















2 класс

п/п

Раздел, тематика

Коли

чество

часов

Форма занятия

Ожидаемые

результаты

1

Почему мы болеем.

1.Причины болезни.

2. Признаки болезни.

3. Болезнь легче предупредить

3


познавательная беседа

Игра

Представление о существовании и причинах возникновения болезней

2

Кто и как предохраняет нас от болезней.

1. Как организм помогает себе сам.

2. Здоровый образ жизни.

2



Анализ ситуации

Игра

представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

3

Кто нас лечит.

Доктор – кто он.

1


познавательная беседа

формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу

4.

Прививки от болезней

1. Инфекционные болезни.


2. Прививки от болезней.

2



Анализ ситуации


Игра


расширение знаний о прививках

5

Что нужно знать о лекарствах

  1. Лекарства в природе

  2. Домашняя аптечка

2


сюжетно-ролевая игра


практическая деятельность


знакомство учащихся с важными лекарственными растениями


Разумное, грамотное использование лекарств, опасность самолечения

6

Отравления

1.Ядовитые растения России

2.Опасные вещества

3.Осторожно, грибы!



4.Пищевые отравления

5. Отравление угарным газом

5

познавательная беседа


практическая деятельность

познавательная беседа

Расширение знаний учащихся о ядовитых растениях

знания учащихся об отравлениях лекарствами

основные признаки отравления грибами и оказание первой помощи

основные признаки пищевого отравления


основные признаки отравления угарным газом

7

Безопасность при любой погоде

1.Если солнечно и жарко

2. Как помочь себе при тепловом ударе

4. Если на улице дождь и гроза

5. Как уберечься от мороза

5


познавательная беседа


Анализ ситуации


Игра



представление о солнечных ожогах и тепловых ударах

Безопасность при грозе



Правила поведения в морозную погоду

8

Правила безопасного поведения

1.Опасность в нашем доме

2. Как вести себя на улице

2



сюжетно-ролевая игра


знания детей о причинах многих травм дома


Знание детьми правил дорожного движения

9

Правила безопасного поведения на воде

Не зная броду, не суйся в воду

1


Дискуссия


формирование у детей навыков безопасного поведения на водоёмах

10

Огонь – друг или враг?

1.Осторожно, огонь! Пожар!

2. Огонь – друг, огонь – враг

3. Чтобы огонь не причинил вреда

3

Игра –путешествие




знания детей ситуации возникновения пожара

роль огня в жизни человека


правила безопасного обращения с огнём

11

Этот полезный и опасный электрический ток

Что такое электрический ток.

1



Анализ ситуации


знания детей о том, как уберечься от поражения электрическим током.


12

Травмы

1.Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

2. Растяжение связок и вывих костей.

3. Переломы

4.Если ты ушибся или порезался

5. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

5


познавательная беседа


практическая деятельность



Решение проблемных ситуаций



научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье





13

Укусы

1.Чем опасны насекомые

2.Укусы змей

2


Анализ ситуации


знания детей о том, как избежать укусов

14

Доктора природы

обобщение

1

Игра



3 класс


1

Правила обращения с животными

Что мы знаем про собак и кошек

1

Решение проблемных ситуаций


Знание детьми предосторожностей при обращении с животными

2

Заботы медицины

1. Расти здоровым

2. Воспитай себя

3. Я выбираю движение

3


практическая деятельность


формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье


3

Уверенность и бесстрашие

Чего не надо бояться

1

Решение проблемных ситуаций


научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье

4

Будем добрыми и человечными

1.Урок доброты

2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

3. Спеши делать добро

3

Игра-путешествие


Анализ ситуации




практическая деятельность

любовь, уважение, заботу, терпение к своим питомцам

ответственность детей за свои поступки, стремление к самовоспитанию


доброе отношение к людям, к окружающему миру

5

Почему мы говорим неправду

1."У лжи ноги коротки"

2. “Неправда – ложь” в пословицах и поговорках.

2




Беседа, анализ ситуации





Правдивость и честность детей


6

Почему мы не слушаемся родителей?


1.Надо ли прислушиваться к советам родителей?

2. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

2





проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

игра





Взаимопонимание с родителями

7

Надо уметь сдерживать себя

1.Все ли желания выполнимы.

2.Как воспитать в себе сдержанность

2


Беседа, анализ ситуации




сдержанность

8

Вредные привычки

1.Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

2. Как отучить себя от вредных привычек

2



Беседа, анализ ситуации


игра



Контролирование своих поступков

9

Как относиться к подаркам

1.Я принимаю подарок.

2. Я дарю подарки.

2


Беседа, анализ ситуации


игра



10

Наказание.

Как следует относиться к наказаниям.

1

Беседа, анализ ситуации

практическая работа

Задумываться над причиной поступков, за которые наказали

11

Одежда.

Как нужно одеваться.

1

Беседа, анализ ситуации

игра

Эстетический вкус

12

Ответственное поведение.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

1


Беседа, анализ ситуации




Правила поведения с незнакомыми людьми

13

Боль.

Как вести себя, когда что-то болит.

1


игра, анализ ситуации


Не терпеть боль

14

Как вести себя за столом.

1.Сервировка стола.

2. Правила поведения за столом.

2



практическая работа

Беседа, анализ ситуации



Правила сервировки стола

Соблюдение правил поведения за столом.

15

Ты идёшь в гости.

Как вести себя в гостях.

1

этическая

беседа, анализ ситуации


Соблюдение гостевого этикета

16

Поведение в общественных местах.

1.Как вести себя в транспорте и на улице.

2. Как вести себя в театре, кино, школе.

2






игра, анализ ситуации





Соблюдение правил поведения в общественных местах.



17

Нехорошие слова”. Недобрые шутки.

1.Поговорим о вежливости

2. Вежливость — формула чудес

3. Умеем ли мы разговаривать по телефону?

3



Игра-тренинг



этическая

беседа




употреблять вежливые слова

умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими людьми

18

Помоги себе сам.

Что делать, если не хочется в школу.

1

беседа, анализ ситуации



19

Умей организовать свой досуг

Чем заняться после школы.

1

беседа

Игра-тренинг


Правильное планирование свободного времени

20

Что такое дружба.

1.Дружба – главное чудо

2. Умей дружить

2



Тренинг, анализ ситуации




добрые взаимоотношения между детьми в классе

4 класс

1

Наше здоровье.

1. Что такое здоровье?

2. Что такое эмоции?

3. Чувства и поступки.

4. Стресс.

4


практическая деятельность

беседа

Игра-тренинг



Умение контролировать свои чувства и эмоции

2

Учимся думать и действовать.

1.Как помочь сохранить себе здоровье.

2. Учимся находить причину и последствия событий.

3. Умей выбирать.

3



беседа



игра



Задумываться о последствиях совершённых поступков

Умение делать выбор

3

Принимаю решение.

1.Что зависит от моего решения?

2. Я отвечаю за своё решение.

2



беседа


игра, анализ ситуации



Умение принимать самостоятельное решение

4

Злой волшебник – табак.

Что мы знаем о курении.

1


Беседа,

игра


Профилактика курения

5

Зависимость.

1.Почему некоторые привычки называются вредными.

2.Умей сказать НЕТ.

3.Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.

4. Я умею выбирать тренинг безопасного поведения.

4


игра, анализ ситуации




Беседа



Игра-тренинг



Профилактика вредных привычек

6

Злой волшебник – алкоголь.

1.Алкоголь – враг здоровья

2. Похититель рассудка — алкоголь

3. Алкоголь и алкогольная зависимость

3



Беседа


устный журнал с элементами тренинга


умение активно противостоять пагубным привычкам

7

Злой волшебник – наркотик.

1.Наркотик.


2. Мы против наркомании

2



Психологическая игра

инсценировка



мотивация на нетерпимое отношение к наркотикам

8

Мы – одна семья.

1.Мальчишки и девчонки.

2.Моя семья.

2


Беседа

игра


Взаимопомощь


Поддержка и помощь

9

Как помочь больным и беспомощным.

1.Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

2.Спешите делать добро

2




беседа, анализ ситуации


Ролевая игра




Терпение, сочувствие, ответственность

10

Лекарственные растения

1.Зелёная аптека

2. Аптека на грядке

2



Аукцион



Знать лекарственные растения


11

День здоровья

1

поход на природу

Взаимопомощь

дружба

12

Повторение.

Огонёк здоровья.

1


инсценировка

Пропаганда ЗОЖ

13

Путешествие в страну здоровья.

1

Игра по станциям

Обобщение знаний

Формирование у родителей и учащихся ответственное отношение к здоровью

14

Культура здорового образа жизни.

1

Игра - соревнование

15

Визит к врачу

1

Комплексный медосмотр

16

Чистота и здоровье.

1

КТД


Стремление детей к чистоте и порядку

17

Откуда берутся грязнули?

1

Игра – путешествие

18

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

Игра - соревнование

Формирование у родителей и учащихся ответственное отношение к здоровью

19

КВН “Наше здоровье”

1

конкурсы


Содержание программы

1 класс

1. Введение

2. Раздел 1. «Дружи с водой» ……………………………. 2ч.

Тема 1: Советы доктора Воды ……………………… 1ч.

Тема 2: Друзья Вода и Мыло …………………………1ч.

3.Раздел 2. «Забота и уход» ………………. ………………. 7ч.

Тема 1: Берегите зрение ……………………………. 1ч.

Тема 2: Чтобы уши слышали ……………………….. 1ч.

Тема 3: Уход за зубами ………………... …………... 3ч.

Тема 4: Уход за руками и ногами …………………... 1ч.

Тема 5: Забота о коже ………………………………. 1ч.

4. Раздел 3. «Как правильно питаться» ………………… 3ч.

Тема 1: В гостях у Витамина Витаминовича ……… 1ч.

Тема 2: Витаминная семья …………………………. 1ч.

Тема 3: "Каша — матушка наша" …………………. 1ч.

5. Раздел 4. «Как сделать сон полноценным» ……………. 1ч.

Тема 1: Сон – лучшее лекарство …………………… 1ч.

6. Раздел 5. «Настроение» …………………………………... 1ч.

Тема 1: Как улучшить настроение в школе ………. 1ч.

Тема 2: Я пришёл из школы ……………………….. 1ч.

7. Раздел 6. «Вредные привычки». …………………….. 2ч.

Тема 1: "Вредные привычки и их влияние на здоровье»…1ч.

Тема 2: "Знать - значит побеждать!" ……………………. 1ч.

8. Раздел 7. «Мышцы, кости и суставы…………………..

Тема 1: "Из чего я состою" …………………………. 1ч.

Тема 2: "Правильная осанка" ………………………... 1ч.

Тема 3: Упражнения для сохранения и исправления осанки…. 1ч.

9. Раздел 8. Закаливание …………………………………. 1ч.

Тема 1: "От болезней всех полезней" ……………… 1ч.

10. Раздел 9. Правила безопасности на воде. …………….2ч.

Тема 1: "Правила безопасного поведения на воде, на льду. Берегите воду!" ………………………………………………………… 1ч.

Тема 2: "На реке родной не будь дурной" …………. 1ч.

11. Раздел 10. Здоровье и физическая культура …………2ч.

Тема 1: Подвижные игры. ………………………….. 1ч.

Тема 2: Народные игры ………………………….. 1ч.

12. Раздел 11. Мое Здоровье ………………….. …………

Тема 1: Я здоровье берегу, сам себе я помогу ……1ч.

Тема 2: Береги здоровье смолоду! ……………… 1ч.

Тема 3: Визит к врачу …………………………… 1ч.

13. Раздел 12. Доктора природы ………………….. …..

Тема 1: обобщение………………………….. …… 1ч.


2 класс

1. Раздел 1. Почему мы болеем. ………………….. …………

Тема 1: Причины болезни. ………………………….. 1ч.

Тема 2: Признаки болезни. ………………………….. 1ч.

Тема 3: Болезнь легче предупредить………………… 1ч.

2.Раздел 2. Кто и как предохраняет нас от болезней…….

Тема 1: Как организм помогает себе сам. ……………1ч

Тема 2: Здоровый образ жизни. …………………….. 1ч.

Тема 3: Доктор – кто он. ………………………….. …. 1ч.

3.Раздел 3. Прививки от болезней ………………….. ……. 2ч.

Тема 1: Инфекционные болезни. ……………………..1ч.

Тема 2: Прививки от болезней. ……………………….1ч.

4. Раздел 4. Что нужно знать о лекарствах……………… 2ч.

Тема 1: Лекарства в природе ………………………… 1ч.

Тема 2: Домашняя аптечка……………………………. 1ч.

5. Раздел 5. Отравления ………………….. ………………….5ч.

Тема 1: Ядовитые растения России…………………….1ч.

Тема 2: Опасные вещества ……………………………. 1ч.

Тема 3: Осторожно, грибы! ……………………………. 1ч.

Тема 4: Пищевые отравления ………………………… 1ч.

Тема 5: Отравление угарным газом ………………… 1ч.

6. Раздел 6. Безопасность при любой погоде………………. 5ч.

Тема 1: Если солнечно и жарко ……………………… 1ч.

Тема 2: Как помочь себе при тепловом ударе ………. 1ч.

Тема 3: Если на улице дождь и гроза ………………… 1ч.

Тема 4: Как уберечься от мороза ……………………… 1ч.

7. Раздел 7. Правила безопасного поведения ………………

Тема 1: Опасность в нашем доме ……………………… 1ч.

Тема 2: Как вести себя на улице ……………………… 1ч.

Тема 3: Не зная броду, не суйся в воду …………………1ч.

8. Раздел 8. Огонь – друг или враг? ………………….. ……

Тема 1: Осторожно, огонь! Пожар! ……………………. 1ч.

Тема 2: Огонь – друг, огонь – враг ……………………. 1ч.

Тема 3: Чтобы огонь не причинил вреда ……………… 1ч.

9. Раздел 9. Этот полезный и опасный электрический ток .. 1ч

Тема 1: Что такое электрический ток. ………………… 1ч.

10. Раздел 10. Травмы ………………….. ……………………. 5ч.

Тема 1: Как уберечься от порезов, ушибов, переломов ...1ч

Тема 2: Растяжение связок и вывих костей. ………… 1ч.

Тема 3: Переломы………………………………………. 1ч.

Тема 4: Если ты ушибся или порезался ………………… 1ч

Тема 5: Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 1ч

11. Раздел 11. Укусы ………………….. ……………………. 2ч.

Тема 1: Чем опасны насекомые ………………………… 1ч.

Тема 2: Укусы змей …………………………………….. 1ч.

3 класс

1. Раздел 1. Правила обращения с животными………………

Тема 1: Что мы знаем про собак и кошек …………………1ч.

2.Раздел 2. Заботы медицины………………….. ………………

Тема 1: Расти здоровым …………………………………… 1ч.

Тема 2: Воспитай себя…………………………………… ..1ч.

Тема 3: Я выбираю движение …………………………….. 1ч.

3.Раздел 3. Уверенность и бесстрашие……………………. .. 1ч.

Тема 1: Чего не надо бояться …………………………….. 1ч.

4.Раздел 4. Будем добрыми и человечными …………………

Тема 1: Урок доброты ……………………………………. 1ч.

Тема 2: Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Тема 3: Спеши делать добро……………………………… 1ч.

5. Раздел 5. Почему мы говорим неправду……………………

Тема 1: "У лжи ноги коротки" ……………………………. 1ч.

Тема 2: . “Неправда – ложь” в пословицах и поговорках. .1ч

6. Раздел 6. Почему мы не слушаемся родителей? ………….

Тема 1: Надо ли прислушиваться к советам родителей? …1ч

Тема 2: Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

7. Раздел 7. Надо уметь сдерживать себя ………………………

Тема 1: Все ли желания выполнимы. ………………………1ч.

Тема 2: Как воспитать в себе сдержанность ………………1ч.

8. Раздел 8. Вредные привычки………………….. ………………2ч

Тема 1: Не грызи ногти, не ковыряй в носу. ……………….1ч.

Тема 2: Как отучить себя от вредных привычек ………… 1ч.

9. Раздел 9. Как относиться к подаркам……………………….

Тема 1: Я принимаю подарок ……………………………..1ч.

Тема 2: Я дарю подарки. …………………………………. 1ч.

10. Раздел 10. Наказание. ………………….. …………………….1ч

Тема 1: Как следует относиться к наказаниям. ……………1ч.

11. Раздел 11. Одежда. . ………………….. ……………………….1ч

Тема 1: Как нужно одеваться. ……………………………..1ч.

12. Раздел 12. Ответственное поведение. ……………………….1ч

Тема 1: Как вести себя с незнакомыми людьми. …………1ч.

13. Раздел 13. Боль. . ………………….. ………………………… 1ч

Тема 1: Как вести себя, когда что-то болит. ………………1ч.

14. Раздел 14.Правила этикета ………………….. ………………5ч

Тема 1: Как вести себя за столом.

Сервировка стола. ………………….. ……………… 1ч

Тема 2: Правила поведения за столом. …………………...1ч.

Тема 3: Как вести себя в гостях. …………………………. 1ч.

Тема 4: Как вести себя в транспорте и на улице. …………1ч.

Тема 5: Как вести себя в театре, кино, школе. …………….1ч.

15. Раздел 15. “Нехорошие слова”. Недобрые шутки. …………3ч.

Тема 1: Поговорим о вежливости………………….................1ч.

Тема 2: Вежливость — формула чудес………………….......1ч

Тема 3: Умеем ли мы разговаривать по телефону? …………1ч.

16. Раздел 16. Помоги себе сам. ………………….. ……………… 1ч

Тема 1: Что делать, если не хочется в школу. ……………….1ч.

17. Раздел 17. Умей организовать свой досуг …………………… 1ч

Тема 1: Чем заняться после школы. …………………..............1ч

18. Раздел 18. Что такое дружба. ……………………………………2ч

Тема 1: Дружба – главное чудо…………………......................1ч.

Тема 2: Умей дружить ……………………………………… 1ч.

4 класс


1.Раздел 1. Наше здоровье. ………………….. …………………… 4ч

Тема 1: Что такое здоровье? …………………..........................1ч.

Тема 2: Что такое эмоции? ………………….......................... 1ч.

Тема 3: Чувства и поступки. …………………......................... 1ч.

Тема 4: Стресс. ………………………………………………. 1ч.

2.Раздел 2. Учимся думать и действовать. ……………………… 3ч

Тема 1.Как помочь сохранить себе здоровье. ………………. 1ч.

Тема 2. Учимся находить причину и последствия событий…1ч.

Тема 3. Умей выбирать. …………………................................ 1ч.

3. Раздел 3. Принимаю решение. ………………….. ……………… 2ч

Тема 1.Что зависит от моего решения? …………………....... 1ч

Тема 2. Я отвечаю за своё решение. …………………............. 1ч.

4. Раздел 4. Злой волшебник – табак. ………………….. ………… 1ч

Тема 1. Что мы знаем о курении. …………………...................1ч

5. Раздел 5. Зависимость. ………………….. ……………………… 4ч

Тема 1.Почему некоторые привычки называются вредными..1ч

Тема 2.Умей сказать НЕТ. …………………............................. 1ч.

Тема 3.Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ……….. 1ч

Тема 4. Я умею выбирать тренинг безопасного поведения…..1ч

6. Раздел 6. Злой волшебник – алкоголь. ………………………… 4ч

Тема 1.Алкоголь – враг здоровья…………………................... 1ч

Тема 2. Похититель рассудка — алкоголь…………………… 1ч.

Тема 3. Алкоголь и алкогольная зависимость……………….. 1ч.

7. Раздел 7. Злой волшебник – наркотик. ………………………… 2ч

Тема 1.Наркотик. ………………………………………………. 1ч.

Тема 2. Мы против наркомании…………………...................... 1ч

8. Раздел 8. Мы – одна семья. . ………………….. …………………. 2ч

Тема 1.Мальчишки и девчонки. …………………...................... 1ч

Тема 2.Моя семья. ……………………………………………….1ч.

9. Раздел 9. Как помочь больным и беспомощным. ………………2ч.

Тема 1.Если кому-нибудь нужна твоя помощь. ………………..1ч.

Тема 2.Спешите делать добро…………………........................... 1ч

10. Раздел 10. Лекарственные растения…………………………….. 2ч

Тема 1.Зелёная аптека…………………........................................ 1ч

Тема 2. Аптека на грядке…………………................................... 1ч

11. Раздел 11. День здоровья…………………...................................... 1ч

12. Раздел 12. Повторение. …………………........................................ 8ч

Тема 1.Огонёк здоровья. …………………................................... 1ч Тема 2. Путешествие в страну здоровья. ……………………… 1ч.

Тема 3. Культура здорового образа жизни. ……………………..1ч.

Тема 4. Визит к врачу…………………........................................ 1ч

Тема 5. Чистота и здоровье. ………………….............................. 1ч

Тема 6. Откуда берутся грязнули? ………………….....................1ч

Тема 7. Будем делать хорошо и не будем плохо…...................... 1ч

Тема 8. КВН “Наше здоровье”…………………........................... 1ч


    1. Аудиторные занятия - 80 часов


    1. Внеаудиторные занятия – 55 часов

Воспитательные результаты школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Школьниками могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


Обеспечение реализации программы

  1. Кадровое обеспечение – учитель, медик, психолог

  2. Информационное обеспечение http://познание.com/, festival.1september.ru, http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info.aspx?ob_no=18353

  3. методическое обеспечение - “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,

свои разработки

4. диагностический - мониторинговые процедуры, предусматривающие выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

5. материально-техническое обеспечение – компьютер, проектор, «Дневник Здоровья»




Литература:

“Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,











22




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ромашова Нина Павловна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства