Просмотр содержимого документа
«Экологическое просвещение в библиотеке»
Экологическое просвещение в библиотеке.
Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Она настолько обострилась за последние десятилетия, что сегодня не осталось ни одной сферы жизни общества, которой бы эта проблема не коснулась.
В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения.
Поэтому перед различными социальными и общественными учреждениями ставится задача активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение достопримечательностей нашей уникальной природы.
Экологическое просвещение читателей всегда является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией крупных акций и марафонов.
Приоритетным направлением работы многих библиотек системы является экологическое информирование населения, экологическое просвещение подрастающего поколения. Важная роль в экологическом воспитании подрастающего поколения отводится, конечно же, библиотекам. Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительным учреждением. Особая роль принадлежит библиотекам в реализации как раз непрерывного экологического образования, в обеспечении учебного процесса необходимой литературой, оказании помощи при проведении научных исследований и т.д. Надо отдать должное библиотекам: они являются активными участниками процесса экологического просвещения и делают все для понимания сути глобальных проблем экологии, создания условий для социального становления и развития молодежи, самостоятельного выбора ее мировоззренческой позиции. Вовлечение молодежи в конкретную природоохранную деятельность, совместная эколого-практическая деятельность очень «демонстративна», с просветительской точки зрения.
Под понятием экологическое просвещение понимается - распространение экологических знаний и образования. Через просвещение проходит практически все население от мала до велика. Именно это направление работы является приоритетным в деятельности таких учреждений, как библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, формирования у населения экологического сознания и воспитания экологической культуры как нового образа мышления, основанного на понимании социально-экономических и экологических процессов.
- обмен опытом работы по экологическому воспитанию;
- накопление, систематизация, хранение и создание новых информационных ресурсов экологической направленности;
- обеспечение свободного доступа к экологической информации;
- Корпоративное взаимодействие с экологическими организациями и службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- формирование экологической культуры и экологического сознания детей, подростков и молодежи путем системной просветительской деятельности.
Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением. Сегодня библиотеки обладают такими ресурсами, которыми не владеет больше никто. Практически им нет альтернативы в деле экологического просвещения. Еще одно преимущество библиотеки – это ее квалифицированные образованные кадры. Это отряд работников культуры, на которых можно рассчитывать в таком трудном деле, как экологическое просвещение.
Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной. Она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки, следующие направления:
Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятий;
Совершенствование информационной работы;
Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;
Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
Изготовление печатно-рекламной продукции;
Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
Освещение работы в СМИ;
Создание информационных продуктов по экологии и охране окружающей среды:
тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;
экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, для своих потенциальных пользователей;
фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организаций, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.
Можно выделить следующие важные факторы или методы работы положительно влияющие на работу библиотеки по экологическому просвещению:
Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера;
Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».
выставочная деятельность.
Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки: Экологические акции; Вечер вопросов и ответов; Круглый стол (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т.д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т.д.); экологические праздники, театрализованные игры, развешивание кормушек, эко-прогулки; конкурсы творческих работ; и традиционные формы: конкурсы рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.
Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности (расскажите о своем опыте работы).
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.
Эколого-просветительская работа имеет в библиотеках хорошие традиции. Последовательно реализуются специальные программы, проекты, работают клубы по интересам экологической тематики, активно используются компьютерные технологии, осуществляется рекламно-издательская деятельность, внедряются инновационные формы. Главное требование – систематичность и целенаправленность в сочетании с неформальным подходом. Библиотекари поняли, что экологическое сознание можно сформировать, если удастся затронуть душу и сердце каждого человека. В деятельности каждой библиотеки есть своя «изюминка», только ей присущее своеобразие, свой оригинальный подход к экологическому просвещению (свой конкретный опыт работы).
Роль библиотеки в экологическом просвещении.
Какова же роль библиотеки в экологическом просвещении населения? Совершенно очевидно, что библиотеки могут вносить огромный вклад в экологическое воспитание и образование, собирать, систематизировать, делать доступной для пользования читателей самую разную информацию, касающуюся экологических проблем. Например, вовлечение населения в конкретную природоохранную деятельность. Такая совместная эколого-практическая деятельность вне возрастов очень «демонстративна» с просветительской точки зрения. Примеров проведения библиотекой различных дней уборки мусора, посадки деревьев, акций по приготовлению кормушек, заботе о речке, и т.д. множество. Идея её вовлечения в культурно-экологическую жизнь родного города, посёлка, района не нова и успешно реализуется во многих уголках России.
Большой вклад в экологическое просвещение детей и подростков вносят библиотеки, работающие с детьми. Одним из направлений в работе по экологическому воспитанию детей является создание библиографических указателей: пособий, рекомендательных списков литературы, собственной медиапродукции на СД-RОМ для разных возрастных групп читателей. В библиотеках работают клубы по интересам экологической направленности.
Для успешного экологического просвещения, основными направлениями работы библиотеки должны стать:
развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения;
работа по целевым проектам, комплексным программам;
непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;
научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.
Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо:
активизировать свою деятельность в области массового распространения экологических знаний и здорового образа жизни:
раскрыть интересней и ярче свои фонды;
постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;
обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;
изучать экологические проблемы своего района, города;
расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;
развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.
В заключение следует отметить, что экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.
Сотрудники библиотек к экологическому просвещению подходят комплексно, опираясь не только на естественнонаучные дисциплины, но и на искусство, нравственность, эстетику. Гуманитарная часть экологического просвещения сегодня едва ли не самая важная в формировании экологического мировоззрения, так как развивает у современных людей эмоционально-чувственную сферу, способность к переживанию и постижению чувства гармонии с природой, наслаждение ее красотой, сострадание ко всему живому.