Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Батамайская ООШ»
Экологический проект
«Великая река - Лена»
Руководитель проекта: воспитатель МБОУ
«Батамайская ООШ»
Егорова Оксана Семеновна
Батамай, 2017
Паспорт проекта:
Тема: Великая река – Лена.
Вид проекта : творческо – познавательный.
Продолжительность проекта – краткосрочный.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Все чаще мы слышим слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но эти глобальные проблемы, недоступны пока детскому пониманию. Как быть? Начать надо с малого, т.е со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить общению с природой. Ведь природа нашего края удивительна и разнообразна. Леса, горы, озера – все есть у нас. Но особую роль в жизни нашего села всегда играла река. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь.
Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.
Цель проекта:
- интересно и увлекательно знакомить ребенка с историей родного края, объектами окружающей природы;
- расширить представления о значении воды для всего животного и в частности для поселка;
- прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоеме;
- научить любоваться и гордиться родной природой, понимать необходимость бережного отношения ко всем без исключения объектам природы;
- разработать наглядный материал, познавательные занятия, поддерживать детскую любознательность, познавательную активность.
Задачи проекта:
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
- воспитание бережного отношения к миру природы;
- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;
- повышение экологической культуры педагогов, родителей и детей.
Предварительная работа.
Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлась разработка по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей детского сада и привлечение к активному участию в этом родителей.
На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно:
- Анкетирование, интервьюирование родителей и педагогов;
Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так-же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.
Результаты тестирования позволили выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду, выработать систему действий, направленных на укрепление детско-родительских отношений.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от детского сада, определить ряд вопросов, внимательно рассмотреть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе детского сада.
Целью следующего этапа стало внедрение проектной деятельности в практику ДОО как формы взаимодействия с родителями.
II этап (формирующий) работа велась по следующим направлениям:
─ обеспечена профессионально-педагогическая готовность педагогов к взаимодействию с родителями;
─ использование разнообразные формы с целью формирования позиции равноправных и ответственных партнеров;
- Разработка и реализация проекта совместно с родителями воспитанников.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На первом этапе (подготовительный) нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Мы подобрали и изучили методическую литературу по теме проекта. Пополнили развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; составление картотек загадок, ребусов, стихов; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой; подбор иллюстраций с изображением реки Лена.
В детском саду разработали проект «Великая река – Лена».
Разработали план по реализации проекта. Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.
Затем мы определили цель проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациями к заведующей МБОУ. Кроме того, были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, опыты, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).
Были проведены беседы и консультации с родителями, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также предлагалась выполнение заданий, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собрали информацию по теме проекта. Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.
Следующий второй этап (реализационный)- это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет)
Были организованы и проведены экскурсии в библиотеку, в соответствии с планом проекта. Огромное удовольствие все участники проекта получили от экскурсии в библиотеку.
На данном этапе проведения эксперимента нами так же были проведены:
- Познавательное занятие: «Красавица река - Лена».
- Открытое занятие «Моя Якутия. Река Лена»;
- Беседа «Вода в жизни Человека»;
- Творческие рассказы;
- Экскурсия на реку Лена;
- Чтение художественной литературы;
- Конкурс стихов: «Воспеваю реку Лену».
- Конкурс рисунков: «Моя река - Лена»
- Сочинение сказок «Сказка о реке Лена»
- Выставка поделок «Подводный мир»;
- Литературно – художественный досуг «Моя река Лена»;
- Опыты с водой;
- Оформление стенгазет «Береги реку».
Третий этап – заключительный.
- Презентация проектной деятельности на тему «Сказка о реке Лена», участие научно-практической конференции;
- Фотовыставка «Наша семья на реке Лена»;
- Тематический утренник, награждение участников проекта.
Провести презентацию, было решено в форме научно практической конференции приуроченной к году экологии «Могучая река Лена», в которой приняли активное участие воспитанники и их родители.