kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль экологического воспитания в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения подростков, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким. Причин этому несколько. Во - первых, экологические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный  и зачастую противоречивый характер. На этом фоне ощущается явный недостаток в доступной подросткам достоверной, научно обоснованной информации. Во- вторых, имеющаяся информация носит, как правило,  бытовой характер (что можно и чего нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотноситься с потребностями и интересами подростков, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. Именно система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи: воспитание экологической культуры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных сведений экологического характера, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представлений об окружающей среде.

«Экология» в переводе с греческого (ойкос) означает- дом, родина, обиталище. По общепринятому определению, экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но по определению С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина, авторов (экологической педагогике), слово экология еще связано с понятиями; тревога, защита, сохранение.

Рассмотрен теоретический аспект данной темы, были раскрыты следующие понятия.

Ответственное отношение к природе есть способность и возможность подростков сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата. Целью поведения восприятия должны быть такие поступки, которые направлены на нанесение наименьшего ущерба природе, ее эстетическим и материальным ценностям. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости подобного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Именно убежденность позволяет человеку противодействовать любым дурным влияниям, а также преодолевать свои побуждения и сомнения, не соответствующие экологической необходимости.

Ответственность, как внутреннее качество личности есть единство рационального и эмоционального, т.е. гармоническое сочетание разума и чувств. Экологическая ответственность связана с такими качествами восприятия, как целеустремленность, собранность, умение мобилизовать свои возможности, самоконтроль, критическое отношение к себе и другим.

Экологическое сознание определяют как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе.

Сознание есть единство знания и переживания. Усвоение экологических знаний, следовательно, должно сопровождаться эмоциональными переживаниями подростка и способствовать становлению его экологических убеждений как стержневого компонента экологической ответственности.

Экологические убеждения есть субъективное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об организованности и эволюции природы, чувственно пережитое и включенное в те аспекты сознания, которые связаны с пониманием идей природопользования. Как любые нравственные убеждения, экологического убеждения подростка. С точки зрения морали ответственное отношение к природе должно быть основано на убеждении, что природа принадлежит как настоящим, так и будущим поколениям.

Экологическое воспитание подростков предполагает решение следующих задач:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие),

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее),

- участие воспитанников в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Отношение к природе в данном возрасте неоднозначно, что обусловлено сложным процессом развития личности подростка. Наиболее ярким выражением этого противоречия является несовпадения между высказываемым положительным отношением к природе и негативным поведением в природной среде.

Природа в понимании подростков - это окружающий нас материальный мир, в первую очередь животные, растения. Однако чаще всего школьники под природой подразумевают только местность вне городских поселений. Лишь отдельные учащиеся включают в понятие «природа» преобразованную человеком среду и видят ее красоту. Интерес школьников подросткового возраста к природе устойчив, причем в его мотивировании прослеживаются две тенденции. Часть подростков рассматривают контакт с природой, как  свою обязанность, как проявление определенных общественных требований (с природой общаться наш долг; «изучать законы природы надо всем»). Однако преобладает потребность общения с природой, вызванная любовью к ней.

Познавательный мотив отношения к природе в этом возрасте становится преобладающим и приобретает личную значимость: « Мне нравится», «мне интересно».

Следующими по значимости являются нравственно-эстетические мотивы отношения к окружающей среде. Значительно обогащаются гуманистические мотивы (Защита природы - это забота о благополучии людей), поэтому осуждается всякое зло, жестокость, жадность, влияющие на природу.

Существенно развиваются патриотические мотивы отношения к природе. Учащиеся начинают более отчетливо понимать роль природы в жизни общества, оценивают свою деятельность как пользу Родине, ибо: Родина - это прежде всего моя родная природа и поэтому мой вклад в охрану природы будет помощью Родине. Такие взгляды сформированы у подростков на основе предшествующего изучения природы родного края и своей страны, знакомства с литературой.

Эстетические мотивы выступают в форме любования красотой природы. Они свойственны в первую очередь девочкам и, как, правило, эмоционально окрашены. «Природа - самое прекрасное, изящное»; «Ведь природа-это самое необходимое, что нужно человеку; от природы зависит настроение человека». Расширяются и обогащаются представления подростков о природоохранительной деятельности. Ряд из них поднимается до осознания государственной и общечеловеческой значимости экологических проблем.

Ряд обучающихся рассматривает проблемы охраны природы с точки зрения гигиены, заботы о состоянии здоровья людей. В то же время в их ответах содержатся ошибки, обусловленные ограниченностью экологических знаний, слабыми представлениями о последствиях влияния человека на природу; Учащиеся плохо предвидят последствия своих действий, часто возникающих под влиянием любопытства и озорства; разоряют муравейники, разводят костры в лесу, загрязняют реки, леса. В тоже время расширяется перечень их дел по охране природы: убрал территорию школьного двора, рисовал плакаты по охране природы.

Таким образом, в педагогическом руководстве развитием  и укреплением экологической культуры учащихся следует учитывать активность и стремление к деятельности, которые могут  стать основой для организации целенаправленной работы по овладению научными знаниями, формированию практических умений и навыков природоохранительного значения.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание подростков следует рассматривать,  прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен исходить из следующего: главное чтобы воспитанники поняли, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом - безнравственны.

              В  практической деятельности уместно использовать следующие методы и формы воспитательной работы:

   Одной из поставленных задач на учебный год перед коллективом класса можно взять - воспитание осознанно-правильного отношения к природе.

Она  реализуется через деятельность классного  объеденения: «ЭКОТОП»

( ЭКОЛОГО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПАТРИОТОВ.)

ДЕВИЗ:

                 Давайте будем беречь планету!

                 Во всей Вселенной похожей нету.

                 Во всей Вселенной совсем одна,

                 Что будет делать без нас Она?

Деятельность ЭКОТОПА предусматривает два направления:

  • Я познаю мир (мероприятия познавательного характера);
  • Добро миру (природоохранные мероприятия).

Важным системообразующим фактором ЭКОТОПА является коллективно-творческая деятельность, на основе которых построен круг ключевых дел на год.

Традиционными стали такие дела как «День земли», «Прилет птиц», «Осенняя неделя», (Мы чистим город).

Основная форма работы - познавательная игра. ТЕМЫ мероприятий спланированы с учетом рекомендаций городского примерного образовательного стандарта по экологии. Автором разработчиком которого является Лебедева В.В., методист ИМЦУ образования.

В познавательных играх подростки получают экологические знания, учатся быть милосердными, бережно распоряжаться богатством природы, участвовать в посильной для них деятельности по уходу за комнатными растениями, по охране и защите природы.

Помимо этого совместно с подростками можно составить «правила друзей природы» и «правила поведения на экскурсиях, и расспостранить их по классам.

С интересом подростки относятся к ведению экологического словаря, где записываются и расшифровываются ранее незнакомые экологические понятия. Для этого им приходится работать в библиотеках с научно-познавательной литературой.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. (День птиц, День земли, День воды, Всемирный день охраны окружающей среды - 5июня.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ – форма экологического образования, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. В играх в полной мере раскрываются творческие способности подростков, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического воспитания.

Выделяются соревновательные игры, ролевые, экологические игры. Такие игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Также они приближают участников к условиям реальной жизни.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ – групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры. На экскурсиях подростки учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Формируется отношение к природе ( осознанно - правильное)

                                              ЛИТЕРАТУРА

  1. АЛЕКСЕЕВ В,А., 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль- 1998год.
  2. АНАШКИНА Е,Н., 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль- 1998год
  3. БАЛАБАНОВА В,В., МАКСИМЦЕВА Т,А,  Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград 2000год.
  4. Большая советская энциклопедия. ТОМ 29, Москва 1978год.
  5. ДЕРЯБО С.Д., ЯСВИН В,Я, Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону 1996год.
  6. Отношения школьников к природе. Ред. ЗВЕРЕВА И.Д., СУРАВЕГИНА И.Т., Москва1988год.
  7. КУКУШКИН В,С, Теория и методика воспитательной работы. Ростов-на-Дону2002год.
  8. СИТАРОВ В,А,,ПУСТОВОЙТОВ В,В, Социальная экология Москва 2000год.,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль экологического воспитания в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья »


Роль экологического воспитания в подростковом возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья

Несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения подростков, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким. Причин этому несколько. Во - первых, экологические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный и зачастую противоречивый характер. На этом фоне ощущается явный недостаток в доступной подросткам достоверной, научно обоснованной информации. Во- вторых, имеющаяся информация носит, как правило, бытовой характер (что можно и чего нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотноситься с потребностями и интересами подростков, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. Именно система образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи: воспитание экологической культуры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных сведений экологического характера, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представлений об окружающей среде.

«Экология» в переводе с греческого (ойкос) означает- дом, родина, обиталище. По общепринятому определению, экология – это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и зависимости между различными формами жизни. Но по определению С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина, авторов (экологической педагогике), слово экология еще связано с понятиями; тревога, защита, сохранение.

Рассмотрен теоретический аспект данной темы, были раскрыты следующие понятия.

Ответственное отношение к природе есть способность и возможность подростков сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования и решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата. Целью поведения восприятия должны быть такие поступки, которые направлены на нанесение наименьшего ущерба природе, ее эстетическим и материальным ценностям. Добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность в необходимости подобного поведения, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Именно убежденность позволяет человеку противодействовать любым дурным влияниям, а также преодолевать свои побуждения и сомнения, не соответствующие экологической необходимости.

Ответственность, как внутреннее качество личности есть единство рационального и эмоционального, т.е. гармоническое сочетание разума и чувств. Экологическая ответственность связана с такими качествами восприятия, как целеустремленность, собранность, умение мобилизовать свои возможности, самоконтроль, критическое отношение к себе и другим.

Экологическое сознание определяют как совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям. Формирование экологического сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к природе.

Сознание есть единство знания и переживания. Усвоение экологических знаний, следовательно, должно сопровождаться эмоциональными переживаниями подростка и способствовать становлению его экологических убеждений как стержневого компонента экологической ответственности.

Экологические убеждения есть субъективное отношение людей к природе, раскрываемое в знаниях о ее значении для человека, об организованности и эволюции природы, чувственно пережитое и включенное в те аспекты сознания, которые связаны с пониманием идей природопользования. Как любые нравственные убеждения, экологического убеждения подростка. С точки зрения морали ответственное отношение к природе должно быть основано на убеждении, что природа принадлежит как настоящим, так и будущим поколениям.

Экологическое воспитание подростков предполагает решение следующих задач:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие),

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее),

- участие воспитанников в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Отношение к природе в данном возрасте неоднозначно, что обусловлено сложным процессом развития личности подростка. Наиболее ярким выражением этого противоречия является несовпадения между высказываемым положительным отношением к природе и негативным поведением в природной среде.

Природа в понимании подростков - это окружающий нас материальный мир, в первую очередь животные, растения. Однако чаще всего школьники под природой подразумевают только местность вне городских поселений. Лишь отдельные учащиеся включают в понятие «природа» преобразованную человеком среду и видят ее красоту. Интерес школьников подросткового возраста к природе устойчив, причем в его мотивировании прослеживаются две тенденции. Часть подростков рассматривают контакт с природой, как свою обязанность, как проявление определенных общественных требований (с природой общаться наш долг; «изучать законы природы надо всем»). Однако преобладает потребность общения с природой, вызванная любовью к ней.

Познавательный мотив отношения к природе в этом возрасте становится преобладающим и приобретает личную значимость: « Мне нравится», «мне интересно».

Следующими по значимости являются нравственно-эстетические мотивы отношения к окружающей среде. Значительно обогащаются гуманистические мотивы (Защита природы - это забота о благополучии людей), поэтому осуждается всякое зло, жестокость, жадность, влияющие на природу.

Существенно развиваются патриотические мотивы отношения к природе. Учащиеся начинают более отчетливо понимать роль природы в жизни общества, оценивают свою деятельность как пользу Родине, ибо: Родина - это прежде всего моя родная природа и поэтому мой вклад в охрану природы будет помощью Родине. Такие взгляды сформированы у подростков на основе предшествующего изучения природы родного края и своей страны, знакомства с литературой.

Эстетические мотивы выступают в форме любования красотой природы. Они свойственны в первую очередь девочкам и, как, правило, эмоционально окрашены. «Природа - самое прекрасное, изящное»; «Ведь природа-это самое необходимое, что нужно человеку; от природы зависит настроение человека». Расширяются и обогащаются представления подростков о природоохранительной деятельности. Ряд из них поднимается до осознания государственной и общечеловеческой значимости экологических проблем.

Ряд обучающихся рассматривает проблемы охраны природы с точки зрения гигиены, заботы о состоянии здоровья людей. В то же время в их ответах содержатся ошибки, обусловленные ограниченностью экологических знаний, слабыми представлениями о последствиях влияния человека на природу; Учащиеся плохо предвидят последствия своих действий, часто возникающих под влиянием любопытства и озорства; разоряют муравейники, разводят костры в лесу, загрязняют реки, леса. В тоже время расширяется перечень их дел по охране природы: убрал территорию школьного двора, рисовал плакаты по охране природы.

Таким образом, в педагогическом руководстве развитием и укреплением экологической культуры учащихся следует учитывать активность и стремление к деятельности, которые могут стать основой для организации целенаправленной работы по овладению научными знаниями, формированию практических умений и навыков природоохранительного значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание подростков следует рассматривать, прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен исходить из следующего: главное чтобы воспитанники поняли, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом - безнравственны.

В практической деятельности уместно использовать следующие методы и формы воспитательной работы:

Одной из поставленных задач на учебный год перед коллективом класса можно взять - воспитание осознанно-правильного отношения к природе.

Она реализуется через деятельность классного объеденения: «ЭКОТОП»

( ЭКОЛОГО-ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПАТРИОТОВ.)

ДЕВИЗ:

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас Она?

Деятельность ЭКОТОПА предусматривает два направления:

  • Я познаю мир (мероприятия познавательного характера);

  • Добро миру (природоохранные мероприятия).

Важным системообразующим фактором ЭКОТОПА является коллективно-творческая деятельность, на основе которых построен круг ключевых дел на год.

Традиционными стали такие дела как «День земли», «Прилет птиц», «Осенняя неделя», (Мы чистим город).

Основная форма работы - познавательная игра. ТЕМЫ мероприятий спланированы с учетом рекомендаций городского примерного образовательного стандарта по экологии. Автором разработчиком которого является Лебедева В.В. , методист ИМЦУ образования.

В познавательных играх подростки получают экологические знания, учатся быть милосердными, бережно распоряжаться богатством природы, участвовать в посильной для них деятельности по уходу за комнатными растениями, по охране и защите природы.

Помимо этого совместно с подростками можно составить «правила друзей природы» и «правила поведения на экскурсиях, и расспостранить их по классам.

С интересом подростки относятся к ведению экологического словаря, где записываются и расшифровываются ранее незнакомые экологические понятия. Для этого им приходится работать в библиотеках с научно-познавательной литературой.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. (День птиц, День земли, День воды, Всемирный день охраны окружающей среды - 5июня.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ – форма экологического образования, основанная на развертывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. В играх в полной мере раскрываются творческие способности подростков, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического воспитания.

Выделяются соревновательные игры, ролевые, экологические игры. Такие игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Также они приближают участников к условиям реальной жизни.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ – групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры. На экскурсиях подростки учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Формируется отношение к природе ( осознанно - правильное)

ЛИТЕРАТУРА

  1. АЛЕКСЕЕВ В,А., 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль- 1998год.

  2. АНАШКИНА Е,Н., 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль- 1998год

  3. БАЛАБАНОВА В,В., МАКСИМЦЕВА Т,А, Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград 2000год.

  4. Большая советская энциклопедия. ТОМ 29, Москва 1978год.

  5. ДЕРЯБО С.Д., ЯСВИН В,Я, Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону 1996год.

  6. Отношения школьников к природе. Ред. ЗВЕРЕВА И.Д., СУРАВЕГИНА И.Т., Москва1988год.

  7. КУКУШКИН В,С, Теория и методика воспитательной работы. Ростов-на-Дону2002год.

  8. СИТАРОВ В,А, ,ПУСТОВОЙТОВ В,В, Социальная экология Москва 2000год.,








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сакнэ Любовь Александровна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства