kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа Экологического просвещения в школе и детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программой предусматривается взаимодействие со школьной библиотекой, которое предусматривает проведение тематических выставок книг, проведение игр по определённому сценарию, постановка спектаклей и театрализованных представлений, показ презентаций, диалог, проведение акций, организация исследовательской деятельности учащихся. Данная программа призвана стимулировать читательскую активность школьников, развить интерес к книгам у дошкольников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа Экологического просвещения в школе и детском саду»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Буюклы

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

Сахалинской области









Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с. Буюклы

_______________ Рульков В.Д.

_____________________2017 г.

Приказ №




ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ШКОЛЕ И ДЕТСКОМ САДУ


Авторы-составители: Червонная В. В., учитель биологии и химии,

Кузьмина И. А., библиотекарь МБОУ СОШ с. Буюклы









с. Буюклы

2017 г.

Пояснительная записка

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Формирование экологической культуры – это осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Она предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и неживой природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.

Экологическое образование даёт теоретические и практические знания о природе и взаимоотношениях с ней человека, о состоянии окружающей среды и причинах её изменения. Экологическое образование включает знания из разных разделов современной экологии. Это, прежде всего биоэкология, геоэкология, медицинская, химическая, аграрная, промышленная и т.д.

Экологическое образование должно быть нацелено на формирование у детей готовности сделать всё возможное для сохранения планеты и существующего на ней разнообразия жизни, на преодоление всех глобальных проблем, которые могут сделать жизнь человечества на Земле невозможной.

Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Это образ, правила, стиль жизни, при котором человека имеет разумные потребности, сознательно и без чувства ущемлённости отказывается от любых излишеств, бережлив к природным ресурсам, его деятельность направлена на сохранение природы для блага людей и всего сущего в ней.

Существуют разные способы формирования интереса к экологии и экологическим проблемам современности. Наиболее интересными для детей являются нетрадиционные формы, в которых присутствуют игровые элементы. Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Игровые формы обучения способствуют развитию творчества учащихся, реализации краеведческого принципа и практической направленности обучения биологии и экологии.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры занимают важное место в воспитательной работе с детьми. Так же, как и в случае экологического образования, сложно представить эти процессы, реализующиеся без книжного образования, без прочтения художественной и научно-популярной литературы по соответствующей тематике. Сценические постановки, диалоги также способствуют ускорению процесса формирования экологической культуры и становлению экологической грамотности человека. Дети дошкольного и младшего школьного возраста оказываются очень восприимчивыми к сценическим образам, примерам и антипримерам поведения в природе, отношения к природным объектам. С помощью книг, статей, просмотров фильмов экологической направленности возможно грамотное подведение ребёнка к правильному выбору, что в свою очередь никак не нарушает принципов образования по программе ФГОС, и не мешает формированию собственного мнения и развития полноценной личности.

Данная программа была создана для повышения эффективности работы школьной библиотеки, увеличения круга читателей и реализации работы по экологическому воспитанию и образованию детей библиотекарем совместно с учителем биологии во внеурочной деятельности.

Возрастная аудитория, предусмотренная программой, дети от 3 лет, подростки и юноши и девушки до 18 лет, что охватывает всех воспитанников детского сада и учащихся МБОУ СО школы с. Буюклы.

Программой предусматривается взаимодействие со школьной библиотекой, которое предусматривает проведение тематических выставок книг, проведение игр по определённому сценарию, постановка спектаклей и театрализованных представлений, показ презентаций, диалог, проведение акций, организация исследовательской деятельности учащихся. Данная программа призвана стимулировать читательскую активность школьников, развить интерес к книгам у дошкольников. Именно через книги планируется повышать экологическую грамотность воспитанников и учащихся, развивать их словарный запас, стимулировать общественно значимую деятельность. Программой задействованы волонтёры школы, старшеклассники и активные учащиеся, желающие попробовать себя в творческой деятельности.


Цель программы.

Формирование экологической культуры, экологического воспитания и образования детей преимущественно в связи с библиотекой.

Задачи:

- формирование экологической культуры через прочтение книг, журналов;

- оживление экологических образов с помощью театральных постановок;

- осуществление экологического образования в подвижной, игровой форме;

- выявление новой, социально значимой роли библиотеки по формированию экологической культуры детей.


Ожидаемый результат программы – это экологическая грамотность, повышения уровня экологической культуры и воспитанности граждан, а также определение роли библиотек как важной, неотъемлемой части воспитания будущего гражданина Российской Федерации с экологическим мышлением.



Тематическое планирование и содержание мероприятий в детском саду

(Тематика занятий разработана по сезонам года)


Тема мероприятия

Возрастная аудитория

Тип и форма проведения мероприятия

Содержание мероприятия

Воспитательные и учебные задачи

Дата проведения мероприятия

1

Изучение окружающего мира (осенне-летний период)

Младшая группа

Экологические игры

Игры «Угадай растение по описанию», «найди листок, который покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).

Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным.

Поощрять детей отражать осенние природные изменения в рисунках и аппликациях.

Закрепить умения выделять и правильно называть части тела животного, его способности.

Июнь-сентябрь

Чтение художественной литературы

Прочтение произведений библиотекарем детям: С.Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Кто Сказал мяу», К. Ушинский «Васька».

Фольклор:

песенки-потешки «Как у нашего кота», «Шла лисичка по мосту, загадки о лесных зверях, сказки «Кот, лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Козлятки и волк», девочка и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко» и др.

Наблюдения и опыты:


«Рассматривание дерева», «Как устроено растение», части тела животного».

Средняя, старшая и подготовительная (совмещённая) группа

Экологические игры, викторины:

«Съедобное - несъедобное», «Вершки - корешки», «прогулка по лесу», «Грибы», «Почтальон принёс посылку», «Найди, что опишу», «Что лишнее», «Волк и зайцы», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», экологическая викторина «Знатоки природы», «Чей клюв, чьи лапы, чьи хвосты?», игровое занятие «Что и как ест человек».

Развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность. Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы. Расширять представления детей о приспособлении животных к среде обитания. Развивать у детей познавательный интерес к человеку через формирование элементарных знаний о строении и жизнедеятельности человека.

Чтение художественной литературы:

А. Майков «Пейзаж», Ю. Тувим «Овощи», О. Дриз «Новость в узелке», Г.Глушев «Черепаха»,

Фольклор:

Загадки об овощах и фруктах,

Наблюдения и опыты:

Наблюдения за почвой. Знакомство со свойствами почвы. Наблюдения, сравнение двух деревьев. Рассматривание злаковых растений, изучение комнатных растений. Изучение строения тела насекомого.

Беседы:

«Мой четвероногий друг», «Правила друзей леса», «Природа и человек», «Грибы: друзья или враги?», «Наши чудесные помощники – руки», «Речка, реченька, река», «Орган зрения», «Орган слуха», «Для чего нам нужен нос?», «О чём рассказывает Красная Книга?», «Зелёная аптека», «Почему земля кормит?», «Кто такой человек?».

2

Осенние изменения в природе

Младшая группа

Беседы

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде» (беседа об овощах и фруктах).

Формировать представления детей о первых и последующих осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идёт дождь, много ветреных дней), изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют, краснеют и опадают, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору, звери в лесу готовятся к зиме).

Сентябрь-ноябрь

Чтение художественной литературы:

А. Фет «Лист сухой валится», А. Толстой «осень. Осыпается наш бедный сад», А.Майков «Осень».

Сценическая постановка

«Как звери в лесу готовятся к зиме».

Наблюдения и опыты:

Наблюдения за опаданием листьев, за отлётом перелётных птиц, наблюдение за тем, куда прячутся насекомые.

Средняя, старшая и подготовительная (совмещённая) группа

Экологические игры:


«Осенние листочки», «Собери урожай», «Какая работа осенняя?», «С какой ветки детки?», «Оденемся на прогулку», игровое занятие «Посещение кафе «Дары осени»».

Формировать представление о периоде осени как о времени года (стало холоднее, увеличилось количество пасмурных и дождливых дней, сокращение светового дня, расцвечивание листьев, дождь со снегом, средняя температура становится ниже нуля, дуют холодные ветры, созрели овощи и фрукты, люди стали по-другому одеваться).

Развивать умения самостоятельно находить признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.


Фольклор:

Пословицы и поговорки о явлениях природы осенью, народные приметы, загадки об осени.


Чтение художественной литературы:

В.Бианки «Месяц прощания с Родиной», П. Вяземский «Осень», Н. Павлова «Растения осенью», Е. Благинина «Рябина», В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Месяц зимних гостей», «Зима скоро», А. Блок «Осенний день Высок и тих», СВ. Есенин «Отговорила роща золотая…», И. Бунин « «Осень в чаще леса», М. Пришвин «Последние грибы», В. Дацкевич «От зерна до каравая», Н. Сладков «Синичкин запас», «Почему ноябрь пегий».




Беседы:

«Как растения готовятся к зиме» (почему опадают листья, происходит отмирание наземных частей), «Как следы осени искали», «Как животные готовятся к зиме?», «Как человек готовится к зиме?», «Птицы осенью».






Наблюдения и опыты:

Наблюдения за солнцем (отметить с детьми сокращение светового дня). Наблюдения за осадками (понаблюдать за изменениями осадков). Наблюдения за небом (всё чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжёлыми тучами, быстро передвигающимися по небу).



3

Природа зимой

Младшая группа

Экологические игры:

«В зимней столовой».


Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: всё покрыто снегом, вода в лужах замёрзла, часто идёт снег, солнце светит, но не греет.

Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега.

Декабрь-февраль

Чтение художественной литературы:


Л.Аким «Первый снег», З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок», О. Высотская «Снежный кролик»А. Введенская «На лыжах», И. Токманова «Как на горке снег, снег…», А. Барто «Снег», А. Прокофьев «Снегири».

Фольклор:

песенки-потешки о морозе, загадки о снеге, льде.

Беседы:

«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой».

Средняя, старшая и подготовительная (совмещённая) группа

Экологические игры:

Дидактическая игра «Что изменилось?», «Найдите и покормите зимующих птиц»

Формировать представление детей о первом и последующих периодах зимы. Установить связь между продолжительностью дня и ночи и освещённостью. закрепить представление о снеге как особом состоянии воды. Учить устанавливать связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелётных птиц. Познакомить с защитными свойствами снега. Развивать умение самостоятельно выделять и называть признаки зимы. Расширить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме.

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Месяц белых троп», «Книга зимы», «Холодно в лесу, голодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», И. Бунин «Первый снег», А. Стрижев «Декабрь», А. Клыков «Зимой под водой», С. Маршак «Это – снежная страница», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Л. Чарская «Зима», С. Есенин «Заметает пурга…», И. Полуянов «Шёпот снегов».

Фольклор:

Загадки о зимних явлениях в природе, поговорки о зимних месяцах, народные зимние приметы.

Беседы:

Беседа о снеге, «Наш участок зимой», «Снежная шуба для всего живого», «Что случилось зимой на реке?», «Зимой в лесу», обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой!».

Наблюдения и опыты:

Эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за состоянием погоды и снега. Определение погоды по приметам. Наблюдение за поведением птиц около кормушек.

4

Весенние изменения в природе

Младшая группа

Экологические игры:

«Через ручеёк», «Солнышко и дождик», «Что изменилось»

Формировать представления о первых и последующих весенних изменениях в природе (солнечных дней всё больше, стало немного теплее, снег тает, гололёд, солнце стало греть сильнее), изменения в природе в марте, апреле и мае.

Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: бурный рост растений, появление детёнышей у зверей в лесу, прилетели птицы из тёплых краёв, проснулись после зимней спячки насекомые.

Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

Март-май

Чтение художественной литературы:


С.Я. Маршак «Весенняя песенка», Т. Александрова «На солнышке согрелась ель», Л. Толстой «Пришла весна».

Фольклор:

песенки-потешки «Солнышко», «Дождик-дождик», «Радуга-дуга», загадки о деревьях.

Наблюдения и опыты:

наблюдение за распусканием первых листочков, как просыпаются мухи.

Беседы:

«Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко», «Мамы и их малыши» (появление детёнышей у диких животных), «Кто рождается весной?».

Средняя, старшая и подготовительная (совмещённая) группа

Экологические игры:

«Дед Мазай и зайцы», «Не поётся птицам без небес», «Ручеек», «Что сажают в огороде», «Времена года (из книги А. Молодовой «Экологические игры»).

Формировать представление детей первых и последующих признаках весны, о пробуждении природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков), формировать представление о ледоходе. Развивать умение устанавливать связи между этими изменениями и положением солнца, между живой и неживой природой. Понаблюдать за появлением первых насекомых. Учить разливать песни птиц.

Беседы:

«Пробуждение природы», «Март – месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен», «Весенний лёд», «Три победы весны»,

Фольклор:

Поговорки и пословицы о марте, апреле, мае. Весенние приметы, загадки о весенних явлениях природы.

Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «Ранней весной», Г. Скребицкий «Прощай, зима», В. Бианки «Март», «Аперль», Ф. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза», В. Корабельников «Голубые потоки весны», М. Пришвин «Весна света и воды», А. Шевченко «Весна мастерица», А. Плещеев «Уж тает снег…», С. Городецкий «Весенняя песенка», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», И. Беляков «Подснежник», З. Александрова «Салют весне»,

Наблюдения и опыты:

Наблюдения за увеличением продолжительности светового дня. Наблюдения за небом, облаками, сравнение с зимними облаками. Изучение прорастания растений из семян на примере гороха.











Тематическое планирование и содержание мероприятий в школе

(Мероприятия приурочены к важным экологическим датам, дням, субботникам)

Тема мероприятия

Возрастная аудитория

Тип и форма проведения мероприятия

Содержание мероприятия

Воспитательные и учебные задачи

Дата проведения мероприятия

1

День работников леса (17 сентября)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры; круглый стол (для старшеклассников):

«Что значит любить природу», «Пусть всё вокруг цветёт и зеленеет», «Прогулка по лесу»; инсценировка «О незадачливом мальчике и верных друзьях леса юннатах»

Изучить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание населения. Учить детей активно заботиться о лесных обитателях

Сентябрь-ноябрь

Практические дела и акции:

Участие в экологическом субботнике; акция «Заготовим корм для птиц»; акция для 1-4 классов «Пусть всё вокруг цветёт и зеленеет»; акция для 5-11 классов «Посадка деревьев»; акция «Вырастим ели для праздничных веселий»

Игры, конкурсы:

Конкурс рисунков «Напоминающие знаки», игровые занятия «Посади дерево», «Осенние листочки».

Чтение художественной литературы:

Н. Рыленков «Здесь мало увидеть...», А. Яшин «Письмо в «Лесную газету»», М. Сёмкиной «Урок природоведения», М. Карем «Здравствуй, солнце!»; Бобров Р.В. «Беседы о лесе»; Гогулина Т.В. «Люблю бродить по лесу я : (сб. рассказов и стихов о лесе)»; стихи о лесе; Г. Скребицкий «Лесной прадедушка».

2

Международный день моря (28 сентября)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Служба новостей «Море в нашей жизни», «Обитатели морских глубин»,

Сформировать представление о значимости морей в нашей жизни, о биологическом разнообразии морей, об экологической угрозе обитателям морей и океанов, о необходимости сохранения животного и растительного мира морей. Знакомство с водным миром морей, его обитателями, развитие творческого потенциала ребят, раскрепощение посредством активных игр и творческих заданий.

Практические дела и акции:

Распространение листовок «Экологические проблемы морей», «Готовимся к поездке на море: инструкция по поведению на побережье»

Игры, конкурсы:

Сладкая викторина «Море, море!», театральная постановка с викториной «В гостях у жителей подводного царства»; конкурс «Собери рыбу»; конкурсы о рыбах «Так или не так?», «Знаешь ли ты термины?», «Решение творческих задач», «Выбери правильный ответ»; круглый стол для 9-11 классов «Дары Нептуна»

Чтение художественной литературы:

Эрнест Хэмингуэй «Старик и море. Рассказы»; Даниель Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»; Жюль Верн «20 тысяч лье под водой»; Янн Мартел «Жизнь Пи»; Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»; Александр Грин «Алые паруса»; А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»; Джек Лондон «Морской волк»; Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Х.К. Андерсен «Русалочка»; Жак Ив Кусто «Разноцветное безмолвие».

3

Всемирный день домашних животных (30 ноября)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Беседы «Как завести друга», «Можем ли мы позаботиться о братьях наших меньших», службы новостей «История приручения домашних животных», «Жизнь бездомных», «Спорт для животных», «Искусство гуманной дрессировки»

Воспитывать бережное отношение к домашним животным, ответственности за их содержание и понимание того, что они – «братья наши меньшие», а не объект развлечения. Познакомить учащихся с правильным содержанием домашних животных, рассказать об истории приручения домашних животных.

Практические дела и акции:

Мастер-класс «Животные из пластилина», авторская выставка пластилиновых животных ко дню домашних животных;

Игры, конкурсы:

Игра «Соседи по планете», конкурс фотографий «Домашние питомцы», конкурс рисунков «Мой четвероногий друг»

Чтение художественной литературы:

Э. Успенский «Невероятные истории про любимых питомцев»; К. Сергиенко «До свидания, овраг!»; Даниэль Пеннак «Собака Пес»; Доуди Смит «Сто один далматинец»; Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»; К. Аппельт «Под крыльцом»; Ю. Коваль «Шамайка»; Ю. Яковлев «У человека должна быть собака»; Эрнест Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»; Фарли Моуэт «Собака, которая не хотела быть просто собакой»; К. Лоренс «Человек находит друга»; Джон Гроган «Марли и я» П. Гэллико «Лесси»; Джек Лондон «Белый клык»; А. Куприн «Белый пудель»; А. Чехов «Каштанка»; К. Ушинский «Слепая лошадь»; И. Тургенев «Муму»; Г. Заходер «Кися Белая».

4

Международный день морских млекопитающих (день кита, 18 февраля для 2017 года)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Служба новостей + стенгазета «90 удивительных фактов о китах и других морских млекопитающих», беседа «Жизнь обитателей подводного мира», круглый стол для старшеклассников «О чём плачут киты?»

Сформировать знания о китах и морских млекопитающих; привлечь внимание к необходимости охраны китов и других морских млекопитающих; стимулировать познавательную активность и творческую деятельность учащихся.

Декабрь-февраль

Практические дела и акции:

Создание стенгазеты «Морские млекопитающие»; выставка книг в библиотеке о морских млекопитающих.

Игры, конкурсы:

Познавательная викторина «Всё о китах»; конкурс рисунков «Морской зверь».

Чтение художественной литературы:

Герман Мелвил «Моби Дик, или Белый Кит»; Скотт О Делл «Остров голубых дельфинов»; Тамара Михеева «Дети дельфинов»; Тур Трункатов, Святослав Сахарнов «Девочка и дельфин. Приключения Гука. Дельфиний остров»; А. Строкина «Кит плывёт на север»; В. Мирзоев «Я дельфин»; Лорен Сент-Джон «Песня дельфина».

5

Международный день полярного медведя (27 февраля)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

«Белый медведь – живой символ Арктики», круглый стол «Чем я могу помочь белому медведю?»

Сформировать знания о полярных медведях, представления о необходимости охраны полярных медведей, стимулировать познавательной и творческой активности учащихся через конкурсы и игры и познавательные мероприятия. Стимулировать интерес к зиме как времени года и к зимним видам спорта.




Практические дела и акции:

Мастер-класс «Рисуем белых медвежат»; выставка книг в библиотеке о полярных медведях и не только.

Игры, конкурсы:

Игры «Мишка на Севере», «Мы на льдине», «Собери друга в Арктику», конкурс рисунков «Будни белого медведя в Арктике», конкурс фотографий «Нескучная зима».

Чтение художественной литературы:

Чезар Петреску «Фрам – белый медведь»; Джеймс Крюс «Про медведя на пингвиньем пиру»; Ульф Старк «Пусть танцуют белые медведи»; пьеса И.Л. Сельвинского «Умка – белый медведь»; Юрий Яковлев «Умка»; М. Пляцковский «Умка хочет летать»; С.М. Успенский «Белый медведь»; Р. Перри «Мир белого медведя»; В. Чаплина «Фомка – белый медвежонок»; Х. де Беер «Белый медвежонок Барни и воздушные приключения»; Олег Бундур «Навстречу белому медведю».

6

«Час Земли» (25 марта)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Круглый стол «Угроза жизни на планете»; служба новостей «Час Земли»; инсценировка для 1-4 классов «Первая травка»; классный час для 5-11 классов «Ресурсосбережение»

Воспитывать экологическое сознание у школьников, навыки экологически устойчивого стиля жизни, привлечь внимания учащихся к проблемам использования и экономии ресурсов нашей планеты, вовлечение детей в полезную деятельность по энергосбережению.


Март-май

Практические дела и акции:

Поддержание всемирной акции «Час Земли», «Час без электричества», распространение листовок «Час Земли»

Игры, конкурсы:

Конкурс стихов об экологических проблемах «Природа плачет»; урок-игра «Досье на упаковку».

Чтение художественной литературы:

Д. Хэрриот «Всё живое», «О всех созданиях – больших и малых»; Н. Сладков «В лесах счастливой охоты»; В. Обручев «Земля Санникова»; Б. Гибберсон «Жизнь в тайге»; А. Д. Глуховский «Метро 2033»; Л. И. Воробьёв «Лесной закон», «Долгая жизнь», «Недомётанный стог»; В. П. Астафьев «Царь-рыба: повествование в рассказах»; Ч. Т. Айтматов «Плаха: роман»; С. Т. Аксаков «Рассказы о родной природе»; С. А. Есенин стихи «В багровом зареве закат…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «В этом мире я только прохожий…», «В этот лес заворожённый», «Гой ты Русь моя родная…» и др.; А. де Сент-Экзюпери «Планета людей».

7

Международный день лесов (21 марта)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Круглый стол для старшеклассников «Дикий лес или ухоженный парк?», служба новостей «Лёгкие планеты»; мероприятие с театрализованным представлением и конкурсами «Тропа загадок»; беседы «Мусорные кучи в лесах», «Обитатели леса», «Важнейшие леса мира».

Рассмотреть основные экологические правила,

раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения леса, воспитать у учащихся положительное отношение к природе,

развить умение видеть красоту леса и радоваться ею, воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране, чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств, привлекать к природоохранной работе, развивать познавательный интерес к лесу и его охране, кругозор, речь, мышление.


Практические дела и акции:

Распространение листовок «Как сберечь лес от пожара», уход за посадками сосны сибирской на пришкольном участке, акция «Очистим лес от мусора»; выставка в библиотеке книг о лесах.

Игры, конкурсы:

КВН «Бореальное царство», брей-ринг «Кто в лесном тереме живёт?»

Чтение художественной литературы:

Арсеньев В.К. Дерсу Узала «Сквозь тайгу»; Бабич В.Ф. «Хозяйка леса»; Белов В.И. «Деревенька моя лесная»; Бобров Р.В. «Беседы о лесе»; Гогулина Т.В. «Люблю бродить по лесу я : (сб. рассказов и стихов о лесе)»; «Краса земли : сб. стихов и песен о лесе» / [сост.: Т.В. Филатова]; Крутовская Е.А. «Были заповедного леса» : [очерки, зарисовки] Мхов Н.М. «Лесные тайны. [Воспоминания охотника; Михайлова сторожка] : повесть и рассказы»; Паустовский К.Г. «Повесть о лесах»; Пришвин М.М. «Лесной хозяин»; Знакомство с книгами «Новый Атлас времена года. Флора и фауна России»; «Прогулки по лесу»; Зорина Т.Г. «Школьникам о лесе».

8

Международный день птиц (1 апреля)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Классный час «День птиц», беседа «Птичьему пенью внимаем с волнением», «Вестники радости и весны», устный журнал «Удивительные птицы планеты»

Выяснить значение птиц в природе и жизни человека; воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, привлечь учащихся к общественно значимой деятельности, к практическим делам и акциям для помощи птицам.

Практические дела и акции:

Мастер-класс «Кормушка для птиц своими руками», «Гнездовья для птиц своими руками», акция «Покорми пернатых»; выставка книг в школьной библиотеке о птицах.

Игры, конкурсы:

Познавательный конкурс «Пернатые наши друзья»; «Птичий КВН»; игры «Ждём птиц»; «Воробьи и вороны»; «Прилетели птицы»; конкурс стихов о птицах.

Чтение художественной литературы:

Сельма Лагерлёф «Учдесное путешествие Нильса с дикими гусями»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; Юлия Школьник «Птицы. Полная энциклопедия»; Фэнни Флэгг «Рождество и красный кардинал»; И. Феликс «Птицы садов, парков и полей»; В. Бианки «Мастера без топора»; В. Балашов «Алёнкин выводок»; сост. Н. Сладков «Розовые чайки и чёрные журавли. Книга о редких и исчезающих птицах»; В.Г. Бабенко, В.Н. Алексеев «Лучезарный Аполлон. Птицы, бабочки и мифы»;Н. Сладков «Птицы. Орнитология в картинках»; Э. Сэтон-Томпсон «Красношейка»; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; М.Горький «Воробьишко»; Эдгар Аллан По «Ворон. Стихотворения».

9

День Земли (22 апреля)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Служба новостей «Необычные обитатели планеты Земля», театральная постановка для 1-4 классов «Мы – друзья природы».

Углубить представление учащихся о нашей планете как о доме; познакомить с праздником День Земли; сформировать представление о необходимости беречь Землю и её обитателей; стимулировать познавательную и творческую активность учащихся через участие в акциях, конкурсах и прочтение литературы по соответствующей тематике.

Практические дела и акции:

Мероприятие с акцией «Вода – удивительное вещество жизни»; распространение плакатов «Берегите Землю от мусора!», распространение листовок «Экологические проблемы современности».

Игры, конкурсы:

Конкурсная игра «Знаешь ли ты книги и песни о природе?»; биолого-экологическая игра «Знакомые незнакомцы»; конкурс рисунков «Будущее моей планеты»

Чтение художественной литературы:

М. Пришвин «Золотой луг»; Г. Скребицкий «Лесной прадедушка», «Наши заповедники»; «На пороге весны» «Неведомые тропы»; С. Сахарнов «По морям вокруг Земли», «В мире дельфина и осминога»; Г. Скребицкий, В. Чаплина «Беловежская пуща»; В. Арсеньев «По уссурийскому краю. Дерсу Узала»; Н. Надеждина «Полное лукошко»; А. Н. Формозов «Спутник следопыта»; М. Пришвин «Зелёный шум» (сборник); Д. Н. Мамин-Сибиряк «Рассказы и сказки»; С. Лаврова «Занимательная ботаника для малышей»; В. Бурлак «Спроси травы и звёзды»; Д. Адамсон «Рождённая свободной. Живущая свободной. Свободные навсегда»; Н. Дроздов «Полёт бумеранга»; Ф. Зальтен «Бэмби»; В. песков «Просёлки»; н. Сладков «Капли солнца»; Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади».

10

День Экологических знаний (15 апреля)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

Служба новостей «Дикие и редкие: последний шанс их увидеть»; театрализованное представление для 5-9 классов «Польза и вред сорных растений»; устный журнал «Климат вчера, сегодня, завтра».

Сформировать необходимые экологические знания и навыки культуры поведения в природе, развивать память, логическое мышление, стимулировать познавательный интерес и творческую активность учащихся через участие в акциях, конкурсах и прочтение художественной литературы по соответствующей тематике; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Практические дела и акции:

Акция «Всё беречь, всё утилизировать» (серия мастер-классов); создание виртуальной экологической тропы; выставка книг на экологическую тематику.

Игры, конкурсы:

Экологическая игра «Я приглашаю в круг своих друзей»; спектакль «Сэр Мусэр»; игра для 9-11 классов «Выбор пути в будущее».

Чтение художественной литературы:

С. Каста «Зелёный круг: роман»; Л. М. Леонов «Русский лес»; Д. Лондон «Зов предков»; Рэй Бредбери «И грянул гром»; В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»; Й. Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»; А де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; А. П. Чехов «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад»; М. В. Логинов «Ключ от города Антоновска: повесть»; А. П. Платонов «Неизвестный цветок»; Ю. М. Нагибин «Дворы, переулки и весь мир»; Е.И. Носов «Белый гусь».

11

День биологического разнообразия (22 мая)

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Беседы с элементами игры:

«Помоги белке», «Зайчик в беде», «Бывают ли животные и растения вредными», «На красной странице звери и птицы», «Животные в мифах и легендах», «Животный мир в природе и литературе», мероприятие для 5-9 классов «Путешествие с комнатными растениями».

Сформировать знания о различных видах живых существ, обратить внимание на проблему редких и исчезающих видов. Учить учащихся активно заботиться о животных. Объяснить учащимся, что плохо бывает, когда люди думают только о себе. Стимулировать общественную деятельность учащихся, связанную с охраной и бережным отношением к живым организмам.

Практические дела и акции:

Акция «Вернём чистоту зелёным полянам»; эколого-биологическая акция «Если не я, то кто?»

Игры, конкурсы:

Конкурс рисунков «Звери и птицы – герои сказок»; игра-викторина «Знатоки природы»; игры «Биологическое ассорти», «Биологический коктейль», «Загадки нашей планеты».

Чтение художественной литературы:

В. Пальман «Песни чёрного дрозда»; В. Степаненко «Замарайка»; Э. Гленвилл, С. Сова, Л. Брандт «Нгоньяма Желтогривый»; А. Э. Брэм «Жизнь животных. В трёх томах»; Линдбланд Ян «Белый тапир»; К. Джеймс «Бродяги Севера»; Э. Сетон-Томпсон «Буйный и Колючая холка»; Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей: роман»; О. Скалдина «Красная книга России», «Красная книга. Животные мира»; Britannica Энциклопедия для детей «Растения. Животные»; В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»; С. П. Красиков «Легенды о цветах»; Ч. Робертс «Рыжий лис»; Л. Сент-Джон «Белый жираф».












Планируемые результаты экологического образования


Коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умения работать в команде, маленькой и большой группе, развитие навыков работы в паре, умения высказывать свои предположения и мнение по темам занятий, умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки, умение работать с новыми источниками информации, находить нужное, обсуждать прочитанное, умение выделять главное в полученной информации, производить анализ и синтез данного материала, делать вывод.


Регулятивные универсальные учебные действия:

умение планировать исследовательскую деятельность, вносить коррективы в работу для достижения результата, оценивать свои действия и свою роль в команде, делать выводы по прочитанному; развитие творческое мышление, расширение кругозора, развитие глобального мышления.

Умение выявить свою роль, значимость своих действий для сохранения экологически чистой среды обитания и сохранения живого разнообразия, планирование мер по охране редких и исчезающих видов. Для воспитанников осознание себя как части большого разнообразного и посезонно изменяющегося мира.


Познавательные универсальные учебные действия:

получение знаний о многообразии и непостоянстве окружающей среды, о закономерностях развития мира, биологических и экологических законах природы, о правилах взаимодействия человека с окружающей средой, знание новостей науки, важнейших законов, нормативных актов, касающихся охраны природы и рационального природопользования.


Личностные универсальные учебные действия:

Умение видеть и замечать отличия в экосистемах, знание правил поведения на природе, правила рационального природопользования, умение ориентироваться в незнакомой местности, формирование знаний о правилах личной гигиены, правильного распорядка дня и правильного отношения к соседям по планете.

У воспитанников детского сада формирование представлений о смене сезонов года, работах, связанных с определённым временем года, живом многообразии мира и правильном отношении к братьям нашим меньшим, пополнение словарного запаса.



Главными результатами экологического образования должны стать экологическая грамотность, общественная активность учащихся, развитое логическое мышление, развитие творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса и развитие представлений об устройстве и закономерностях мира.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому в образовательную экологическую программу были включены разнообразные игры, конкурсы, викторины, круглые столы. Участие в ролевых играх поможет учащимся и воспитанникам понять многие сложности, которые предстоит преодолеть человечеству на пути к устойчивому развитию, познакомиться с альтернативными вариантами их решения и выработать своё видение экологических проблем. Всё это положительным образом скажется на общей экологической культуре и поможет учащимся занять взвешенную и активную гражданскую позицию.

Познавательная активность учащихся и воспитанников будет расти при использовании презентаций, красочно оформленных стенгазет, ярко оформленных театрализованных представлений. Решая поставленные перед собой задачи при подготовке и проведении мероприятий, учащиеся смогут подготовить выполнение и реализовать проектную работу. Готовя сообщение для большой группы учащихся и воспитанников, ученик чувствует себя роли общественно значимого деятеля. Всё это развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценить свою работу и работу других учащихся.

В процессе проведения таких мероприятий складываются благоприятные условия для развития умений, способностей мышления. Ученики и воспитанники овладевают умением делать краткие, но точные выводы. Необычная, игровая форма проведения мероприятий оживляет мысль.

Взаимосвязь в этом процессе со школьной библиотекой позволяет повысить уровень научных знаний ребят, развивать читательскую активность, стимулировать интерес учащихся и воспитанников к книгам. В художественной литературе ярко раскрываются образы природы, животных, экологические проблемы. Различные литературные произведения учат читателя сочувствию, сопереживанию главным героям, внедряет в сознание мысль о необходимости постоянной переоценки ценностей и пересмотре идеалов, а в поведении придерживаться правилу «не навреди». Правильно подобранная литература по экологическим направлениям способствует развитию именно экологического мышления, формированию экологического сознания и экологической грамотности.






Методическое обеспечение образовательного процесса

Методическая литература:


  1. Молодова Л.И. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: пособие для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. – Мн.: ООО «Современная школа», 2005. – 512 с.;

  2. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы / автор-составитель Асташина Н.И. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.;

  3. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.;

  4. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400 с.

  5. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с.;

  6. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. Курганский С.М. – М.: ВАКО, 2015. – 288 с.;

  7. Плахов И.А. Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 кл.: метод. пособие. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 127 с.;

  8. Щербакова Ю.В. Интеллектуальные игры для школьников. Биология. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 222 с.;

  9. Миркин Б.М. Игры на уроках биологии. 9-11 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с.;

  10. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-сост. Якушкина Е. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 214 с.;

  11. Неделя экологии в школе / авт.-сост. Фадеева Г. А. – Волгоград: Учитель, 2007. – 66 с.;

  12. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / сост. Балабанова В. В., Максимцева Т. А. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с.;

  13. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 512 с.;

  14. Экология. 6-11 классы: исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа, экологические практики / сост. Чередниченко И.П. – Волгоград: Учитель, 2012. – 132 с.;

  15. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 32 с.;

  16. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Набор рабочих тетрадей для детей 4-7 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


Дополнительная литература:


  1. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 160 с.;

  2. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека: Задачи. Дополнительные материалы: 8 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 111 с.;

  3. Левитин В. Удивительная зоология. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. – 256 с.;

  4. Ларина О.В. Удивительная экология. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с.;

  5. Анашкина Е. Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа Экологического просвещения в школе и детском саду

Автор: Червонная Василина Владимировна в соавторстве с Кузьминой Ириной Александровной

Дата: 26.10.2017

Номер свидетельства: 434708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Проект  «Осень золотая» "
    ["seo_title"] => string(22) "proiekt-osien-zolotaia"
    ["file_id"] => string(6) "243248"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445682423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Экологическое и валеологическое развитие младших школьников"
    ["seo_title"] => string(72) "ekologhichieskoie_i_valieologhichieskoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "363646"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480386137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Духовно-нравственное воспитание учащихся в сельской местности. "
    ["seo_title"] => string(73) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-uchashchikhsia-v-siel-skoi-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "121016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413858106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Проект «День матери» в старшей группе"
    ["seo_title"] => string(35) "proekt_den_materi_v_starshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "484944"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541939935"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства