Цель: Закрепить знания детей о природе, создавая условия для формирования коммуникативных речевых функций.
Задачи:
Образовательные:
Формировать устойчивый интерес к природе;
Систематизировать и уточнять знания детей о природе (перелетных и зимующих птицах, диких и домашних животных, деревьях, лекарственных растениях, рыбах, насекомых);
закрепить навыки экологически безопасного поведения в природе.
Закрепить умение классифицировать предметы по определенному признаку, выделять лишний предмет.
Закреплять умение употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;
Упражнять детей в умении объяснять значение фразеологизмов.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными ответами.
Воспитательные:
Воспитывать желание принимать участие в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, умение прийти на помощь, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным.);
воспитывать чувство уверенности, способствовать
приобретению детьми опыта публичного выступления;
Поддерживать атмосферу положительных эмоций.
Методы и приемы:
наглядный метод (демонстрация наглядного материала),
словесный метод (беседа, вопросы, художественное слово, уточнение, обобщение, поощрение);
•закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным ответом;
Ход викторины:
Звучит аудиозапись «Звуки природы».
Ведущий: Что за звуки вы слышите, дети? (Звуки природы).
Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! В течение всего года мы узнавали интересные сведения о жизни
растений и животных , рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие вопросы. Сегодня нам предстоит выяснить, дети, какая команда лучше знает природу и могут дать правильные ответы на все вопросы. Итак - внимание! Начинаем игру-викторину «Знатоки природы».
Ведущий:
Мы готовились заранее.
И начнём соревнование.
Две команды есть у нас.
Они просто суперкласс!
Представление команд.
В игре участвуют две команды во главе с капитанами.
Первая команда: капитан –
(ребенок представляет свою команду)
Наша команда - «Листочки».
Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».
Вторая команда: капитан –
(ребенок представляет свою команду)
Наша команда - «Цветочки».
Наш девиз: «Будем природу любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».
Ведущий:
Конкурс «Разминка». Командам нужно дать как можно больше правильных ответов на мои вопросы. Каждая команда отвечает быстро, хором.
Вопросы для команды «Листочки».
-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это (Насекомые.)
-Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
-У какого дерева белый ствол? (У березы.)
-Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
-Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)
-Сколько ног у жука? (Шесть.)
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
-Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха.)
-У каких зверей есть иголки? (у ежа, дикобраза.)
-Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)
-Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
-Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
-Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)
-Сколько ног у паука? (Восемь.)
Вопросы для команды «Цветочки».
-На каком дереве растут желуди? (На дубе.)
-Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)
-Карась, щука, сом, окунь - это кто? (рыбы)
-У какого зверя рыжая шубка? (У белки летом, лисы.)
-Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
-Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
-Кто в лесу плетет паутину? (Паук)
-Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых имеют яркую окраску. (Они ядовиты)
-Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
-Чем питается бабочка? (Нектаром.)
-Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
-Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
-Какая птица днем спит, ночью летает, птиц и грызунов в лесу пугает? (Сова)
Ведущий: Пока жюри подводит итоги разминки, прошу ответить на вопрос: скажите, а надо ли беречь и охранять природу? (да, надо)
Ведущий: Давайте все вместе вспомним правила поведения в природе. Ребята знают об этом стихотворения.
Ребенок 1:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай ...
Ребёнок 2:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь:
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ребенок 3:
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Ребёнок 4:
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!:
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ребёнок 5:
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Ребёнок 6:
Охранять мы вместе будем
Этот сказочный народ:
Зайцы, лисы,
Волки, птицы,
Ели, клёны и дубы.
Эти дивные поляны нам природою даны.
Ребёнок 7:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Мы любим природу в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь...
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!
Ведущий: Спасибо, дети. Теперь проверим, как команды знают «Правила поведения в природе». Командам нужно будет дать правильный ответ, как вести себя в определенной ситуации и показать соответствующий экологический знак.
2. Конкурс «Как вести себя в природе».
1-я ситуация (для команды «Листочки»)
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
-Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
-А в нем яичко.
-Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
-Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Ведущий. Правильно ли девочки поступили?
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
2-я ситуация (для команды «Цветочки»)
Две сестренки гуляли по лесу.
-Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
-Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
-Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Ведущий. Правильно ли поступили девочки?
Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
3-я ситуация (для команды «Листочки»)
Мальчик шел по лесной тропинке и увидел красивое стройное деревце. Дерево очень понравилось мальчику, и он решил нацарапать на коре дерева острым ножиком свое имя.
Ведущий. Правильно ли поступил мальчик?
Дети. Кора служит дереву защитой, поэтому повредив кору, дерево может засохнуть и погибнуть.
4-я ситуация (для команды «Цветочки»)
После дождя дети пошли гулять по лесу.
-Посмотри, сколько грибов!
-А вот это мухомор, он ядовит! Сейчас я его как пну!
И мальчики растоптали мухомор.
Ведущий: Правильно ли поступили ребята?
Дети: У каждого растения и животного своя роль в природе. Да, мухомор ядовит, но уничтожать его нельзя им лечатся некоторые животные, например, медведи, олени и лоси.
Ведущий: Молодцы, обе команды дали правильные ответы .
Ведущий Предлагаю отгадать загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)
- Молодцы, правильно отгадали загадку. Дети, давайте представим, что мы с вами стали деревьями.
Проводится разминка «Руки подняли и помахали , это деревья в лесу».
Ведущая: Следующий конкурс «Четвертый лишний». Узнаем, какая из команд хорошо знает деревья.
Каждой команде предлагаю определить лишнее изображение. Нужно назвать номер с лишним изображением, и объяснить, почему вы так считаете (каждая команда по очереди называет лишний предмет).
Ведущий. Вижу, что участники обеих команд знают и любят родную природу, знают, как себя вести, чтобы ей не навредить. А если мы что-то любим, то называем ласково.
4.Следующий конкурс «Ласковые словечки». По очереди каждой команде буду называть слово, а вы должны будете хором назвать это слово ласково.
Команда «Цветочки»: ручей, дождь, солнце, цветок, дерево, облако, проталина, лужа.
Команда «Листочки»: почка, гнездо, трава, птица, лиса, капля, паук, ветер.
Ведущий: Жюри подводит итоги этого конкурса, а мы переходим к следующему испытанию.
5.Конкурс "Лесные Айболиты". В лесу очень много полезных растений. Вам нужно отгадать загадки о лекарственных растениях и сказать, чем они полезны.
(ромашка аптечная помогает от простуды и кашля, лечит горло)
5.Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
(лист подорожника помогает при ссадинах и ранах, сок лечит желудок.)
6.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
(помогает снижать температуру, давление, используют при простуде)
7.Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его
(василёк)
(помогает улучшить пищеварение, широко применяется в косметологии)
8.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах..
(мяты)
(используют как успокоительное средство)
6. Конкурс «Объяснялки». Надо объяснить выражения.
-«Волка ноги кормят» (Волк не стережет добычу, как, например, кошки, а догоняет её, чтобы прокормиться, надо искать, добывать себе пищу, не сидеть на месте)
-«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» (Не стоит браться сразу за несколько дел, а то будет мало толку. Сделай сначала одно дело, а потом берись за другое.)
-«Медведь на ухо наступил» (Нет музыкального слуха, не умеет петь)
-«Делать из мухи слона» (сильно преувеличивать)
Ведущая: Молодцы, и с этим заданием справились!
7. Следующий конкурс «Звери, птицы, рыбы, насекомые».
Для следующего конкурса с каждой команды нужно по 4 человека. Участникам необходимо распределить животных, птиц, насекомых, рыб по видам. Каждый вид в свой обруч.
В обруч с изображением схемы животного необходимо разместить всех животных; в обруч, где имеется схема насекомого - разместить насекомых; в обруч с изображением схемы птиц- всех птиц; в обруч со схематичным изображением рыб-всех рыб.
Ведущая: Пока участники команд выполняют задание, предлагаю всем поиграть в игру «Фразеологический зверинец». Угадайте, кто в нем живет:
-Грязный, как…свинья.
-Хитрая, как…лиса.
-Трусливый, как…заяц.
-Изворотлив, как…уж.
-Упрямый, как…осёл.
Колючий, как…ёж.
-Голодный, как…волк.
-Здоровый, как…бык
-Неуклюжий, как…медведь.
-Ползет, как…черепаха.
Объявляется музыкальная пауза. Пока жюри проверяют правильность выполнения задания, все дети приглашаются на музыкально-ритмическую разминку.
Ведущая: Следующий конкурс для команд. Вам нужно выбрать игрока, которому вы доверите выполнить задание.
8. Конкурс «Исправь ошибку». Я читаю предложение, а вы исправляете ошибки.
Задание для команды «Цветочки»
Червяк клевал скворца.
Песня пела соловья.
Мохнатая гусеница съела синицу.
Задание для команды «Листочки»
В цветке стояла ваза.
Грибы собирали детей в корзину.
Пушистая мышка поймала кошку.
Ведущая: Предлагаю проверить кто у нас самый внимательный и сообразительный.
«Логические задачи».
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, морская свинка Глаша и дочка Любаша. Сколько детей у мамы? (1 ребенок).
Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).
Кто громче мычит: свинья или корова? (свинья не умеет мычать)
Какого цвета волосы у петуха? (у петуха нет волос, есть перья).
Сколько у змеи ног? (их нет)
В какое время года опадают листья у ели? (у ели иголки, они не опадают)
Итог викторины:
Ведущая: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями.
Награждение команд медалями.
Ребята, вы многому научились, много знаете, умеете, и готовы идти в школу.