Экологическая викторина
«Знатоки природы».
Цель: Расширение и углубление природоведческих знаний учащихся.
Задачи:
1) Обобщить и закрепить знания учащихся о природе планеты Земля.
2) Развивать устную речь на основе полных правильных ответов на вопросы.
3) Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и бережного отношения по отношению к объектам природы.
Оборудование:
мультимедийная доска; эмблемы «Белки», «Бабочки», карточка «Жюри», карточки
«Белки», «Бабочки», медаль «Знаток природы», жетоны за правильные ответы.
Ход викторины
Команды входят в класс. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
Ведущий
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Знатоки природы!». Викторина посвящена экологическим проблемам нашей зеленой планеты ЗЕМЛЯ!
- Для проведения викторины нам понадобится оценивание ваших знаний жюри. Жюри представляет Иванова И.И Петрова А.Н.
- Внимание! Внимание!
Начинаем экологическую викторину: «Знатоки природы».
Давайте уточним правила нашей игры:
1. нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей;
2. если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники;
3. нужно быть очень внимательными и терпеливыми.
Ведущий.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А еще есть природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
- Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн и загадок, чудес. Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знаток природы».
Представление команд.
1- команда «Белки».
Девиз: Наш девиз всего три слова:
Белки побеждать готовы!
2- команда «Бабочки».
Девиз: Мы как бабочки порхаем
Всех друзей мы побеждаем!
Конкурс «Знатоки родного края».
Животные нашего края.
1) Какие животные живут в наших лесах? (кто больше назовет)
2) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц)
3) Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
4) Назовите животное, похожее на кошку, с кисточками на ушах? (Рысь)
5) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? ( Умирает)
6) Какой хищный зверь очень любит малину? (Медведь)
7) Каких зайцев называют листопадничками? ( Которые родятся осенью, в листопад)
8) Какие животные спят зимой? (Медведь, еж)
9) Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? ( Зайца короткие передние ноги, а задние длинные, поэтому ему удобнее бежать в гору, с горы он катиться кубарем)
10) Карп морская рыба? (нет)
Птицы нашего края.
1) Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
2) Пингвин – птица? (Да)
3) Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнезда? (Кукушка)
4) Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
5) Почему снегиря так назвали? (Прилетают с первым снегом)
6) С прилетом, каких птиц считается начало весны? (С прилетом грачей)
7) Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, рощах)
Загадки о птицах.
1) В зимнем лесу песни пою.
В морозы и стужу гнездышко вьют.
Там будут птенцы, об этом все знают.
А самка с гнезда никогда не слетает.
Своим теплом птенцов согревает.
Что это за птица? (Клест)
2) Летом увидеть меня не легко:
Прячусь я в чаще лесной.
Но лишь наступят холода,
Ты встретишься со мной.
Грудь самки в серое одета,
Самца же грудка – красного цвета. (Снегирь)
3) Летом я ловила мошек,
А зимой поем и крошек.
Люблю сало поклевать,
К вам в окошко залетать.
Очень юркая я птица,
А зовут меня … (Синица)
4) Толстый клюв у меня,
А язык мой длинный
Насекомых достаю,
Заснувших в древесине.
Что я за птица?
Отгадайте-ка друзья? (Дятел)
Лес – наше богатство.
1) Как по пню срубленного дерева узнать сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца.Сколько колец – столько и лет)
2) Что за трава, которую слепые узнают? (Крапива)
3) Какие деревья нашего пришкольного участка и зимой остаются зелеными ?(ёлка)
4) Дерево – символ нашей Родины? (Береза)
5) Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и–мачеха, подорожник, душица, мята)
6) Какие лекарственные растения растут у нас в классе? Как их можно применить? (эвкалипт)
7) Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
8) Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (Волчье лыко, вороний глаз)
Конкурс «Лапы, уши и хвосты».
По описанию отгадайте, какой зверь своих детенышей учит добывать пищу, спасать себя от врагов.
1 команде – «Копай нору – подземный дом - глубокую- глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами – за камнем, выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве.пятый – в чистом ельнике. Станут собаки тебя догонять – ты скорей в нору! Они лаять, они копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода – и в лес… Только тебя и видали» (Лиса с лисятами)
2 команде – «На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай. С елки, на сосну скакни, с сосенки на сосну перелети, а с осины – на березу. С березы на куст, с куста на землю. По земле к дереву перебеги, с ветки на ветку, с ветки на ветку и опять на самую вершину заберись! Шишку пошелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай. У вас зубы острые. Лапки цепкие, хвост, как руль – куда повернешь. Туда и полетишь. Вот какие вы ловкие!» (Белка)
Конкурс «Загадочные животные»
ВАЙРУЕМ – _________________________ (Муравей).
СОЛЬ - ______________________________ (Лось)
ЛЬДОША - ___________________________ (Лошадь)
БАКОСА - ____________________________ (Собака)
ЗОКА - _______________________________ (Коза)
ШАУГКЯЛ - __________________________ (Лягушка)
БАОБЧАК - ___________________________ (Бабочка)
ДЕВЬДЕМ - ___________________________ (Медведь)
Ведущий - Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе–туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Ведущий. Взрослым и детям давно пора знать.
Что для природы важнее всего -
Это везде чистоту соблюдать.
И больше не надо почти ничего.
Мусору – свалку, а птице гнездо.
Белкам и зайцам – леса и поля,
Не загрязняй никогда ничего.
И будет тебе благодарна Земля.
- Итак, ребята, наша викторина подошла к завершению. Пока жюри подводит итоги, мы с вами проведем еще один конкурс –
«Художественный». Командам нужно нарисовать слона с закрытыми глазами.
-Команды выбирают по одному участнику который выходит ему завязывают глаза и на доске он рисует слона.
Ведущий. Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри.
Награждение победителей.