Внеклассное мероприятие.
Знатоки природы
Цель: воспитание чувства ответственности за свое поведение в природе,выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.
Задачи:
1.Образовательные:
-повторить, закрепить и углубить знания о грибах, растениях и животных;
-формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.
2.Развивающие:
-развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
-совершенствовать мыслительные операции;
- развивать психические процессы: память,мышление, воображение, внимание,эмоции, речь.
3.Воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;
-формировать умение видеть красоту родной природы;
-формировать моральные и эстетические убеждения ; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.
Эпиграф
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ход мероприятия
| Организационный момент.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, родители и дети. По счастливой случайности мы сегодня встретились с вами в этом классе. Встретились мы с вами для того,чтобы подумать, как сохранить нашу природу. Но прежде чем сохранить природу, надо ее изучать. Мы уже немного узнали ее тайны и причуды. Давайте поделимся со всеми своими знаниями «Сохраним удивительный мир растений и животных». Этой теме мы и посвящаем нашу игру « Знатоки природы»
|| Представление команд.
За столами собрались участники игры.Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.Давайте познакомимся. Главными действующими лицами будут две команды: команда «Друзья природы» и команда «Юные натуралисты»
||| Сообщение правил игры:
Ведущий Приветствую всех членов команд и желаю вам победить.Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.
- Игра состоит из 6 конкурсов.
- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой.После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
-Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри)
-Жюри следит за вашей работой, определяет команду-победителя и в каждой команде – лучшего игрока.
Итак, начнем игру!
1 конкурс. «Разминка»
С ней справиться легко та команда,которая прочитала книгу В.Бианки «Лесная газета».
1. Кто раньше прилетает – стрижи или ласточки? ( ласточки)
2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? ( Потому что бросают гнезда,если их тронуть руками).
3. Что птицам страшнее -холод или голод? ( голод)
4. С прилетом каких птиц начинается весна? ( грачей )
5.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики )
6. Какая птица выводит птенцов в дождь ? ( лебедь )
Итог.( Жюри подводит итоги. )
Ведущий. Переходим ко II конкурсу нашей игры.Каждой команде задается отдельный вопрос.
Итак, слушаем.
Не так он прост звериный хвост ! Как много могут рассказать о себе наши четвероногие друзья при помощи хвоста. Для обезьяны хвост-пятая рука. Можно висеть на ветке, зацепившись хвостом или, наоборот, хвостом срывать бананы.Пушистый хвост- парашют белки. Помогает ей совершать головокружительные прыжки с дерева на дерево.Рыбе и морскому зверю хвост -весла.
Вопрос первой команде.
1)А зачем хвост лисе?
Варианты ответов: а) для укрытия носа в стужу; *
б) для заметания следов.
2)Когда у кошки хвост мечется из стороны в сторону?
Варианты ответов: а) в хорошем настроении;
б) нервничает;
в)заметила птичку. *
Справка. Если кошка в хорошем настроении – хвост у нее поднят и красиво изогнут в виде вопросительного знака. Кончик хвоста задергался – киска нервничает. Но вот она заметила птичку,приготовилась к прыжку и хвост заметался из стороны в сторону.
Вопрос второй команде.
1)А собачий хвост ? Да это просто переводчик с песьего языка на человеческий. Что означает у собаки хвост, поднятый вверх?
Варианты ответов: а)интересно;
б)все в порядке; *
в)боюсь.
Ответ: Хвост вниз - что-то мне не по себе, поджат – боюсь, мелко дрожит –интересно, ну, а вверх – все в порядке.
Следующий вопрос о крысах. Издавна они живут рядом с человеком, ждут момента, чтобы что –нибудь утащить,сгрызть, испортить. Что остается человеку? Изучать их повадки и не разбрасывать объедки. Не ленитесь и наводите порядок. Итак вопрос :1) Что будут делать крысы, если обнаружат бутылку с маслом, не закрытую пробкой.
Варианты ответов : а)опрокинут и вылижут содержимое;
б) попробуют прогрызть;
в) достанут хвостами. *
Ответ. Чтобы добраться до содержимого, крысы не станут опрокидывать бутылку. Просто одна крыса опустит хвост в бутылку и даст полизать его другой, а потом они поменяются местами. Да хвостов много, ивсе они разные.Но лишних и ненужных хвостов не бывает.
Жюри подводит итог.
Музыкальная пауза.(Дети исполняют песню Ю. Энтина « Прекрасное далеко» из т/ф « Гостья из будущего».
Следующий конкурс посвящаем грибам.Команда, которая ответит быстрее всех получит 1 очко.
Сейчас я вам покажу и назову несколько грибов. Мне кажется, что они все съедобные. Права ли я ?
а) рыжик; б) масленок ; в) желчный; г) опенок.
(желчный – ядовитый )
Кто лечится мухоморами ? ( лось )
Какой гриб использовали во время Великой Отечественной войны?(трутовик. Он заменял вату.)
Какие птицы едят грибы ? (глухари)
Какие грибы появляются первыми? (сморчки )
Может ли гриб съесть дом ( Да. Это домовый гриб, который разрушает древесину )
Итог.
Музыкальная пауза. Грибные частушки.
4 конкурс. « От капли до океана»
Предлагаю вам названия больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания. ( Карточки с названиями водоемов на столах.Команды работают одновременно.)Лужа,капля,море, океан,река,озеро,ручей.
Дополнительный вопрос. В каких водоемах вода проточная ?
5 конкурс. На каждый вопрос дается 3 ответа. Участники должны выбрать правильный ответ. Отвечают все команды одновременно. Если в команде один участник ответил правильно, команда получает 1 очко,если 2 участника – 2 очка и т. д.
1)Чем комар может быть полезен?
а) Опылением растений. *
б) Служит пищей птицам и рыбам.
в) Не полезен. Только вреден.
Ответ. Совсем недавно ученые выяснили, что за полярным кругом, по ночам, и самцы, и самки комаров перелетают от цветка к цветку,питаются нектаром и попутно опыляют растения.Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей.
2)Чем полезны человеку птицы ?
а) Уничтожением вредителей. *
б) Пением и общением.
в) Как объект промысла.
Ответ. За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 796 майских жуков,160 их личинок, 27 жуков и 12 личинок.1 сова за лето съедает 1000 мышей полевок и т. д.
3) Что такое «Красная книга»
а) Книга в красной обложке.
б) Книга учета жив
в) Книга о боли. *
4)Что называется табуном ?
а) Стадо овец.
б) Стадо лошадей. *
в) Козье стадо.
5)Какую траву нельзя давать домашним животным?
а) Свежескошенную.
б) Сухую.
в ) С городских газонов. *
Ответ. Трава с городских газонов не только сильно загрязнена, но и перенасыщена тяжелыми металлами, которые могут вызвать у животных серьезное отравление.
Итог
( Включается грамзапись «Голоса птиц». На фоне музыкального сопровождения дети читают стихотворение « Не разоряйте птичьего гнезда» )
1.Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своем жилище птица
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
2.Храните дерево от топора
Оно высокое и вековое
Дает нам тень, когда стоит жара.
Оно чарует все живое.
3.Не разоряйте птичьего гнезда !
Мне больше чем другому. боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
6 конкурс «Ситуация»
1.Птенец выпал из гнезда.Как вы поступите ?
а) Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему. *
б) Положите птенца в гнездо.
в) Возьмете домой и будете держать в клетке.
2.Вы всей семьей или всем классом выехали в лес.Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой вы
а) сложили бумажки, бутылки и банки и аккуратно положили под кустик;
б) Все бросили в костер;
в) Бумаги сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
Почему?
Ведущий. Жюри подводит итоги.
Награждение.
Рефлексия. Продолжите предложение.
С наступлением весны, я…….
-посажу дерево.
-не буду рвать цветы.
-сделаю скворечник.
-не буду брать выпавших птенцов.
-не оставлю горящий костер в лесу.