kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Лучшие практики в системе дополнительного образования детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анималотерапия (от латинского «animal» − животное) − вид терапии, использующий настоящих животных (безопасных для общения) и их образы, рисунки, игрушки для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики, положительное действие которого на человека подтверждено.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Лучшие практики в системе дополнительного образования детей»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Ленинского района













«Лучшие практики в системе дополнительного образования детей»










Миненкова Елена Андреевна,

педагог дополнительного образования





Нижний Тагил

2022 г.





Введение

В настоящее время формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов, учащихся с природой и животным миром. Вовлечение их в реальную, практическую деятельность по изучению животного мира и охране окружающей среды.

Дополнительное образование детей – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-нравственного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо детям как средство формирования целостной картины мира.

Сложившаяся ситуация и всё более возрастающие показатели уровня тревожности детей заставляют педагогов искать новые подходы в разрешении возникающих у них проблем, создавать безопасные, эффективные, терапевтичные и здоровьесберегающие технологии, одной из

которых, является естественная анималотерапия.

Актуальность практики.

Давно известно, что созерцание живой природы успокаивает человека, врачует его душу и тело. Люди с большим удовольствием любуются животными, птицами, рыбками и бабочками, особенно в их естественной среде обитания. Непосредственный контакт с живыми существами так же полезен для улучшения самочувствия, снятия стресса, одаривает радостными эмоциями.

Описание практики.

Анималотерапия (от латинского «animal» − животное) − вид терапии, использующий настоящих животных (безопасных для общения) и их образы, рисунки, игрушки для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики, положительное действие которого на человека подтверждено.

Анималотерапия открывает широкие возможности в лечении и профилактике множества заболеваний. Несколько основных функций анималотерапии:

- функция общения: животные в процессе взаимодействия с человеком

помогают ему преодолеть чувство одиночества, становясь партнерами в общении, эта функция считается первостепенной;

- психофизиологическая функция: общение человека с животными нормализует работу нервной системы и снимает различные проявления стресса;

- реабилитационная функция: взаимодействие человека и животного ускоряет социальную и психическую реабилитацию.

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно.

Постоянное общение с животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира. Через взаимодействие с животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.

Игра с питомцами, их тренировка и дрессировка, просто зрительное созерцание, воспоминание, воссоздание образа вызывают множество положительных эмоций, умиротворяют ребёнка. Наблюдение за животными и взаимодействие с ними усиливает внимание, настойчивость, стимулирует вербальную и невербальную активность, меняет их поведение в лучшую сторону.

Животные как источник интереса со стороны детей могут быть также отвлекающим фактором, снижающим напряжение во многих ситуациях.

Особенность занятий состоит в том, что технология позволяет учитывать психоэмоциональное состояние детей и использовать два аспекта композиционного построения: структурный, предполагающий наличие четкого разработанного плана с учетом необходимого времени для всех упражнений, переходов между ними, и процессуальный, позволяющий следить за самим процессом самовыражения детей, отвечать на конкретные их вопросы и уделять большее внимание развитию динамики взаимодействия в группе.

Уже несколько лет использую технологию естественной анималотерапии на занятиях в моем объединении. Она направлена на снятие эмоционального напряжения в период адаптации к школьному режиму, коррекции межличностных отношений у детей испытывающих трудности в общении, а также коррекции эмоциональных проблем, страхов, замкнутости, чувства одиночества и, неадекватной самооценки, агрессивности. Занятия проводятся в живом уголке, где имеется большой аквариум, крысы, мыши, хомяки, морские свинки, кролики, шиншиллы, попугаи и домашние птицы.

На занятиях с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения - тревожными, агрессивными, гиперактивными - на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами. Дети младшего школьного возраста нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы.

Анималотерапевтическое занятие обычно длится 30-40 минут.

Перед тем как проводить занятия, необходимо провести подробную психологическую диагностику детей эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.), посредством вербального общения. Группа детей, сформированная для занятий, должна быть одного возраста, не превышающая 10-12 человек. Инновацией следует считать интеграционный подход в выстраивании технологии, а также заявленную тематику работы с её реализацией в системе учебно-воспитательной деятельности дополнительного образовательного учреждения.

Общение с грызунами помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению.

Грызуны учат своих маленьких хозяев внимательности, терпимости (приходится подстраиваться не только под характер питомца, но и под его режим). Кроликов и морских свинок дети просто обожают, поскольку с ними можно играть не только дома, но и на улице, их можно погладить, подержать на руках, они неприхотливы в питании.

Птицы развивают у детей чувство внимательности, ответственности, терпения. Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем. Лечебный эффект при общении с птицами заключается здесь в основном в психологии: простом созерцании веселых, щебечущих птиц надежно предохраняет от хандры, меланхолии, депрессивных состояний. А прослушивание их переливчатых трелей и мелодий — замечательное средство от многих нервных болезней, переутомления и апатии.

Если у ребенка есть логопедические проблемы, он может частично их решить, тщательно проговаривая трудные слова с пернатым питомцем.

Наблюдение за жителями аквариума положительно сказывается на зрении, человек получает возможность эмоциональной разрядки, отвлекается от проблем.

Обитатели аквариума могут научить внимательности и созерцательности, что важно для гиперактивных детей. Влияние этих молчаливых животных на развитие ребенка заключается в том, что на них приятно смотреть, наблюдать за их размеренной жизнью. Такие питомцы идеально подходят для взбалмошных и непослушных детей, ведь они действуют успокаивающе на нервную систему человека. Разглядывая подворный мир, наблюдая за плавающими рыбками, человек успокаивается, расслабляется и восстанавливает силы.

В анималотерапии используются не только животные, но и их изображения и символы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных - прекрасный способ расслабления, и отключения от ситуации.

Практическая значимость данной практики состоит в гармонизации психоэмоционального состояния детей, снятие невротических расстройств, повышение самооценки, а также стимуляция развития такого новообразования младшего школьного возраста, как рефлексия развития межличностных отношений и расширение коммуникативной компетентности. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и могут быть использованы на уроках в начальной школе с использованием интерактивной доски, на развивающих занятиях в системе дополнительного образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Лучшие практики в системе дополнительного образования детей»

Автор: Миненкова Елена Андреевна

Дата: 20.11.2022

Номер свидетельства: 617834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)"
    ["seo_title"] => string(97) "riealizatsiianovoimnoghofaktornoisistiemyotsienkikachiestvaobrazovaniiamladshieghoshkolnikastatia"
    ["file_id"] => string(6) "340700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472112912"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства