Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста"
Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста"
«Если бы я потерял свое тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь - значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно - начало и конец моего существования».
Иван Ильин, русск. философ
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде.
В этот период ребенок активно познает окружающий мир, получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, получает первые элементарные знания.
Современные образовательные программы дошкольного воспитания позволяют активно развиваться ребёнку во всех направлениях, но всё-таки обнаруживаются незначительные проблемы, такие как «недоразвития» речи, нарушение эмоциональной сферы, а также физической «нераскрепощённости», которые необходимо решать более углубленно.
Работа над созданием дополнительных кружковых работ с использованием нетрадиционных методов и технологий оздоровления дошкольников послужило предпосылкой для решения данных проблем. В рамках эксперимента были разработаны инновационные практические направления, которые стали способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, повышению работоспособности, формированию телесно-ориентированных умений и навыков, повышению речевой и творческой активности, развитию психических процессов, увеличению уровня социальной адаптации.
Учитывая, что ведущей системой восприятия ребенка-дошкольника является кинестетические ощущения, то одним из моих направлений работы стал телесно-ориентированный подход с использованием арт-терапии.
Известно, что телесно-ориентированная практика - прогрессивное направление современной психологии, приобретающее все большую популярность в быстро развивающемся мире. В основе работы - принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле. Телесно-ориентированная практика - это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения. Мозг человека устроен таким образом, что он сам от себя скрывает мысли и чувства, но тело человека не умеет лгать. А это значит, что миновав психологическую защиту мозга, тело может дать ответ на многие вопросы.
В свою очередь, арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
На мой взгляд, объединение этих двух направлений, в которых сочетаются музыкотерапия, техники телесно-ориентированной практики, арт-терапии и др. наиболее эффективны, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное – развиваются физические и коммуникативные умения и навыки.
В данной сфере деятельности с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает ребёнку лучше понять себя и с помощью рисунка- движения больше раскрепостится.
Занятия в данном направлении состоят из трёх частей: изучение стихотворения, которое определяет тему; творческое воображение детей в виде зарисовки с помощью движения; в результате индивидуальный или групповой рисунок (либо лепка) предмета воображения. В конце дети обмениваются рисунками, дарят детям, которые наиболее успешно и интересно себя проявили.
В целях проявления уверенности в своих силах, свободе от страха влиять на своё тело, накоплению двигательных умений и навыков, развитию гибкости, выносливости, внимательности у детей дошкольного возраста меня заинтересовало ещё одно направление, кружок «Йога-акробат».
В бешеном ритме современной жизни не каждый из родителей может себе позволить водить своего ребёнка в несколько секций и кружков одновременно. А ведь хочется видеть детей не только ловкими и быстрыми, но и духовно развитыми. И, пожалуй, йога в привычной нам среде может дать человеку и то, и другое.
Йога — древнейшая духовно-телесная практика, пришедшая к нам из Индии. Нет, наверное, сегодня человека, который не знал бы, что такое йога. Традиционные школы йоги открываются в крупных и малых городах по всему миру, всё больше людей обретают гармонию в жизни благодаря практикам. Не остались в стороне и дети. Именно поэтому почти в каждой школе в числе разных практик популярна йога для детей.
Детская йога, конечно же отличается от взрослых практик. Для поддержания здоровья детей, а также развития их гибкости и выносливости, специалистами каждой практикующей школы разрабатывается специальный детский вариант йоги, учитывающий все физические, физиологические и психологические особенности детского возраста. Так и я решила смешать стилистику йоги с элементами акробатики, что увеличило возможности работы в данном направление. Ведь акробатические упражнения не только потрясающе красиво выглядят со стороны, но и очень полезны для физического и психического развития ребенка, гарантируют определенный, правильный круг его общения и чувство уверенности в себе.
Детская акробатика для детей особенно важна для гармоничного развития ребенка. Именно движение приводит к тому, что ребенок выплескивает всю энергию, что гарантирует хорошее самочувствие и положительные эмоции. Давно доказано, что именно движение приводит к усилению обмена веществ, правильному развитию тела и, как следствие, улучшению умственной и психической деятельности.
Занятия йога- акробатикой для детей обычно проводятся в игровой, динамичной форме. Детки бегают, прыгают, кувыркаются и играют. Ведь только в игре снимаются все динамические зажимы. При этом ребята выполняют все необходимые для снятия напряжения асаны, изучают акробатический элемент (в упрощённой форме), соединяя в единый «сюжет» с музыкальным сопровождением. Буквально после нескольких занятий заметно, что ребёнок меняется: становится более внимательным, спокойным, здоровым и более физически развитым.
Формируя правильную осанку, костно-мышечный корсет, развивая координацию движений, укрепляя и развивая сердечно-сосудистую и дыхательную систему умения ритмически согласованно выполнять простые движения, повышая свою речевую активность, память, внимание детей я стала использовать в своей работе речедвигательную гимнастику «Step health» с использованием трёх языков: русского, казахского и английского.
Явления, которые сегодня представляют научный интерес не только с точки зрения лингвистики, но и с позиции психологии, педагогики, социологии- это многоязычие. Современный билингвизм стал одним из самых ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам». Подход к изучению процесса освоения индивидом двух и более языков, предложил В. М. Бухаров: «Комплексный интердисциплинарный подход к интерпретации человеческого общения, лежащий в основе изучения межкультурной коммуникации, в большей степени, чем любые частные лингвистические исследования, соответствует основной онтологической сущности языка − вариативности его системной организации и реализации. Вариативность языка имеет определенные пределы, выходя за которые, лект или другая языковая вариация становится формой существования другого языка».
Формой моей работы стало использование логоритмических гимнастик, музыкальных двигательных игр, песен, двигательных гимнастик, соединяя всё это в единой ритмической ходьбе на степ- платформе. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, головы и туловища подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речи. А использование формы многоязычия способствует активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека.
Формирование самооценки в данном направлении двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, "картине мира" окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - "образ красивого тела"; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствуют занятия «Step health». Ребенок оценивает свое "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Интегрированная форма работы в данном направлении объединяется в три этапа: «слово»- стихотворная форма сюжета, «речедвигательная разминка», «музыка и движение». Все этапы легко доступны к восприятию, творческим фантазиям, равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.
Таким образом, использование данных направлений работы позволяет более многогранно развиваться детям в плане гармонично- развитой личности, стать физически и умственно активным, овладеть способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствовать управлению своим поведением, умением работать по образцу, слушать взрослого, проявлять творчество, использовать приобретённый опыт в детской двигательной деятельности.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Список используемой литературы:
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004
Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. – М.:Просвещение, 1993.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста"»
Использование методов двигательно- речевой и телесно-ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста
«Если бы я потерял свое тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь - значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно - начало и конец моего существования».
Иван Ильин, русск. философ
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде.
В этот период ребенок активно познает окружающий мир, получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, получает первые элементарные знания.
Современные образовательные программы дошкольного воспитания позволяют активно развиваться ребёнку во всех направлениях, но всё-таки обнаруживаются незначительные проблемы, такие как «недоразвития» речи, нарушение эмоциональной сферы, а также физической «нераскрепощённости», которые необходимо решать более углубленно.
Работа над созданием дополнительных кружковых работ с использованием нетрадиционных методов и технологий оздоровления дошкольников послужило предпосылкой для решения данных проблем. В рамках эксперимента были разработаны инновационные практические направления, которые стали способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, повышению работоспособности, формированию телесно-ориентированных умений и навыков, повышению речевой и творческой активности, развитию психических процессов, увеличению уровня социальной адаптации.
Учитывая, что ведущей системой восприятия ребенка-дошкольника является кинестетические ощущения, то одним из моих направлений работы стал телесно-ориентированный подход с использованием арт-терапии.
Известно, что телесно-ориентированная практика - прогрессивное направление современной психологии, приобретающее все большую популярность в быстро развивающемся мире. В основе работы - принцип единства телесных и психических проявлений. Нет таких эмоций, которые не отражались бы в теле. Телесно-ориентированная практика - это вид терапии, при котором понять свои чувства и мысли помогают движения и физические упражнения. Мозг человека устроен таким образом, что он сам от себя скрывает мысли и чувства, но тело человека не умеет лгать. А это значит, что миновав психологическую защиту мозга, тело может дать ответ на многие вопросы.
В свою очередь, арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми.
На мой взгляд, объединение этих двух направлений, в которых сочетаются музыкотерапия, техники телесно-ориентированной практики, арт-терапии и др. наиболее эффективны, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное – развиваются физические и коммуникативные умения и навыки.
В данной сфере деятельности с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает ребёнку лучше понять себя и с помощью рисунка- движения больше раскрепостится.
Занятия в данном направлении состоят из трёх частей: изучение стихотворения, которое определяет тему; творческое воображение детей в виде зарисовки с помощью движения; в результате индивидуальный или групповой рисунок (либо лепка) предмета воображения. В конце дети обмениваются рисунками, дарят детям, которые наиболее успешно и интересно себя проявили.
В целях проявления уверенности в своих силах, свободе от страха влиять на своё тело, накоплению двигательных умений и навыков, развитию гибкости, выносливости, внимательности у детей дошкольного возраста меня заинтересовало ещё одно направление, кружок «Йога-акробат».
В бешеном ритме современной жизни не каждый из родителей может себе позволить водить своего ребёнка в несколько секций и кружков одновременно. А ведь хочется видеть детей не только ловкими и быстрыми, но и духовно развитыми. И, пожалуй, йога в привычной нам среде может дать человеку и то, и другое.
Йога — древнейшая духовно-телесная практика, пришедшая к нам из Индии. Нет, наверное, сегодня человека, который не знал бы, что такое йога. Традиционные школы йоги открываются в крупных и малых городах по всему миру, всё больше людей обретают гармонию в жизни благодаря практикам. Не остались в стороне и дети. Именно поэтому почти в каждой школе в числе разных практик популярна йога для детей.
Детская йога, конечно же отличается от взрослых практик. Для поддержания здоровья детей, а также развития их гибкости и выносливости, специалистами каждой практикующей школы разрабатывается специальный детский вариант йоги, учитывающий все физические, физиологические и психологические особенности детского возраста. Так и я решила смешать стилистику йоги с элементами акробатики, что увеличило возможности работы в данном направление. Ведь акробатические упражнения не только потрясающе красиво выглядят со стороны, но и очень полезны для физического и психического развития ребенка, гарантируют определенный, правильный круг его общения и чувство уверенности в себе.
Детская акробатика для детей особенно важна для гармоничного развития ребенка. Именно движение приводит к тому, что ребенок выплескивает всю энергию, что гарантирует хорошее самочувствие и положительные эмоции. Давно доказано, что именно движение приводит к усилению обмена веществ, правильному развитию тела и, как следствие, улучшению умственной и психической деятельности.
Занятия йога- акробатикой для детей обычно проводятся в игровой, динамичной форме. Детки бегают, прыгают, кувыркаются и играют. Ведь только в игре снимаются все динамические зажимы. При этом ребята выполняют все необходимые для снятия напряжения асаны, изучают акробатический элемент (в упрощённой форме), соединяя в единый «сюжет» с музыкальным сопровождением. Буквально после нескольких занятий заметно, что ребёнок меняется: становится более внимательным, спокойным, здоровым и более физически развитым.
Формируя правильную осанку, костно-мышечный корсет, развивая координацию движений, укрепляя и развивая сердечно-сосудистую и дыхательную систему умения ритмически согласованно выполнять простые движения, повышая свою речевую активность, память, внимание детей я стала использовать в своей работе речедвигательную гимнастику «Step health» с использованием трёх языков: русского, казахского и английского.
Явления, которые сегодня представляют научный интерес не только с точки зрения лингвистики, но и с позиции психологии, педагогики, социологии- это многоязычие. Современный билингвизм стал одним из самых ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам». Подход к изучению процесса освоения индивидом двух и более языков, предложил В. М. Бухаров: «Комплексный интердисциплинарный подход к интерпретации человеческого общения, лежащий в основе изучения межкультурной коммуникации, в большей степени, чем любые частные лингвистические исследования, соответствует основной онтологической сущности языка − вариативности его системной организации и реализации. Вариативность языка имеет определенные пределы, выходя за которые, лект или другая языковая вариация становится формой существования другого языка».
Формой моей работы стало использование логоритмических гимнастик, музыкальных двигательных игр, песен, двигательных гимнастик, соединяя всё это в единой ритмической ходьбе на степ- платформе. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, головы и туловища подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речи. А использование формы многоязычия способствует активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека.
Формирование самооценки в данном направлении двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, "картине мира" окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - "образ красивого тела"; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствуют занятия «Step health». Ребенок оценивает свое "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Интегрированная форма работы в данном направлении объединяется в три этапа: «слово»- стихотворная форма сюжета, «речедвигательная разминка», «музыка и движение». Все этапы легко доступны к восприятию, творческим фантазиям, равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.
Таким образом, использование данных направлений работы позволяет более многогранно развиваться детям в плане гармонично- развитой личности, стать физически и умственно активным, овладеть способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствовать управлению своим поведением, умением работать по образцу, слушать взрослого, проявлять творчество, использовать приобретённый опыт в детской двигательной деятельности.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Список используемой литературы:
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004
Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. – М.:Просвещение, 1993.