Куклева Ольга Александровна – учитель географии, биологии, химии
МБОУ «Нововязниковская оош»
Экологическая игра «Знатоки природы».
Цель: Формирование экологической культуры и активной жизненной позиции детей.
Задачи:
Способствовать развитию внимания, координационных способностей.
Способствовать сплочению детей в коллективе.
Прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим.
Развивать продуктивное экологическое мышление
Ход игры.
Вступление, огр.момент.
Дорогие друзья, здравствуйте. Очень рада приветствовать вас всех.
Сегодня особенный день. 1 сентября - это не только начало нового учебного года. Скажите, какой праздник отмечают сегодня в нашей стране? Правильно, День знаний.
А что такое ЗНАНИЕ?
Зна́ние — результат процесса познавательной деятельности. Знание — это обладание проверенной (каким-либо способом) информацией, позволяющей решить какую-либо практическую задачу.
Предлагаю вам принять участие в необычной игре, где вы сможете применить на практике свои знания. Это экологическая игра «Знатоки природы».
Итак, начнем. Если посмотреть вокруг, все что нас окружает, деревья, травы, цветы - все это природа. Окружающая нас природная среда прекрасна и хрупка. И наша задача с вами сохранить и защитить природу, ведь это источник нашей жизни.
Сейчас вы должны разделиться на команды, выбрать капитана, дать название команды и записать его.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Этап 1. Разминка. Ассоциации
Цель: изучение уровня экологического мышления учащихся; понимание ценности всех элементов живой и неживой природы.
Написать на листке бумаги в столбик слова или заменить их символами - Солнце, Вода, Воздух, Земля, Растения, Животные, а затем напротив записать первые мысли, ассоциации, приходящие вам в голову при произнесении этих слов.
Учащиеся имеют возможность оценить своё восприятие природы через призму данной системы.
Этап 2. Коробка сюрпризов
На ваших столах находятся коробки, в которых размещены различные объекты. Наша с вами задача определить что это?
Для этого предлагаю ответить на следующие загадки:
1.Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (лиственница). Найдите лиственничную шишку и покажите ее всем
2.Дерево хвойное,
Вечнозеленое,
Длинное, стройное,
В небо влюбленное (кипарис) Какая из шишек принадлежит данному растению?
3.Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. ( ель) найдите еловую шишку.
4.У меня длинней иголки,
Чем у елки. Очень прямо я расту
В высоту. Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке. ( сосна
Что общего у данных растений?
К какому отделу они относятся ? Голосеменные или хвойные.
Где мы с вами можем наблюдать за данными растениями? Правильно.
Наша школа реализует проект Парк Победы. Ученики школы посадили сосны, ели, ухаживают за ними и наблюдают, как они растут. Кроме этого на территории Парка Победы проводились и будут проходить уроки и различные занятия.
5.Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. ( Семена) Определите семена каких растений у вас лежат на чашках Петри? К какому классу покрытосеменных растений они относятся?
6.Не то стойло, не то хата.
В ней скотинушка рогата.
Рожки высунуть боится.
Не мычит и не доится.
Не корова, не коза,
Непонятно, где глаза.
Для неё прогулка – пытка!
Как зовут её? Улитка. Какое назначение имеет раковина у моллюсков?
Этап 3. «Друзья природы». Участникам команды необходимо нарисовать знак, запрещающий какую-либо деятельность человека, которая приносит вред окружающей среде.
Этап 4. « Удивительные животные».
На ваших столах вы найдете влажные препараты животных. Ваша задача определить среду их обитания и объяснить, почему вы так считаете.
Этап 5. Расставить предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ «Взаимосвязи в природе»
Филин обиделся и улетел в другой лес.
Мыши стали поедать соты и разорили улья.
Пришлось человеку помириться с филином.
Не стало пчёл – некому стало опылять цветы.
Худо стало человеку без и молока.
Не стало филина – расплодились мыши.
Мало стало травы - коровы молока не дают.
Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы».
Ответ: 8,1,6,2,4,7,5,3.
Этап 6. Творческий. Развитие воображения.
Цель: развитие экологического мышления через эмоциональное восприятие окружающего мира учащимися.
С закрытыми глазами каждый рисует картину:
А) лошадь ест траву на берегу озера, по которому плавают утки. В небе светит солнце.
Б) кот сидит на дереве, под деревом собака грызет кость, мимо летит ворона. Светит солнце и облака.
Этап 7. Экология и сказки.
Объясните с экологической точки зрения проблемы сказочных героев.
- Попил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлика;
- Съела принцесса красное наливное яблочко и заснула крепким сном;
Этап 8. Фитоценозы
Перед вами лежат карты-схемы растительного сообщества. Ваша задача определить видовой состав фитоценоза. Разделите данные растения по ярусам, по жизненным формам.
Этап 9 . «Отгадайка».
Отгадай загадки за 1 минуту.
1.Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось.
2.На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожке. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.
3.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой. Похлопочет над цветком – он поделится медком.
4.Маленький рост, длинненький хвост, серая шубка, острые зубки.
5.Не солнце, не огонь, а светит.
6.Бродит одиноко огненное око, всюду где бывает взглядом согревает.
7.Никто не пугает, а вся дрожит.
8.Висит сито не руками свито.
9.Без рук, без топоренка построена избенка.
10.Крашеное коромысло через реку повисло.
11.Без рук, без ног, а ворота отворяет.
12.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
13.Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала.
14.Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
15.Щиплет, а не рак, шипит, а не гадюка.
16.В болоте плачет, а из болота не идет.
Подведение итогов игры.
Молодцы! Команды справились со всеми заданиями. Вы очень хорошо работали. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе – друг!