П/c: Учить в образовывать и употреблять глаголы с приставками (по, при, в, пере, под, с, при) в своей речи.
Закреплять правильное произношение звуков Ш и Ж. Продолжать развивать умение согласовывать предлоги в; на - с существительными. Формировать умение составлять рассказ по схеме, составлять предложения по картинкам. Развивать словарный запас старших дошкольников в ходе формирования представлений, знаний об окружающем. Воспитывать интерес и критическое отношение к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи.
Билигвальный компонент: продавец – сатушы, salesman; врач – доктор - д?рігер, doctor ; пожарный – с?ндіруші, fireman; парикмахер – шаштараз, hairdresser; повар – аспазшы, cook ; строитель – жасаушы, builder; полицейский - policeman; учитель – м?галім, teacher; водитель шофёр – ж?ргізуші, driver.
Оборудование: логокуб с картинками артикуляционной гимнастике, фуражка для водителя, картинки профессии людей, схемы для образования новых слов с помощью приставок по Ткаченко (для воспитателя демонстрационный и для детей раздаточный материал), схема к стихотворению «Ехали, ехали»; игра: «Исправь ошибку»; мяч; игра» Кто, где работает?»; схемы к составлению рассказа, игра: «Кому что нужно для работы?»; игра: «Найди предметы по профессии». Круги – красного, синего, чёрного цвета на каждого ребёнка.
Этапы деятельности.
Действия воспитателя.
Действия детей
Мотивационно - побудительный
Проводит круг радости.
Как хорошо на свете жить!
Как хорошо уметь дружить!
Как хорошо, что есть друзья!
Как хорошо, что есть и я!
Проводит артикуляционную гимнастику с логокубом в кругу.
Бросает куб, какая картинка выпадает, то упражнение и выполняют дети:
1. «Забор» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. «Грибочек» - улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу.
3. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
4. «Качели» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
5. «Слоник» - вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника», «набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
6. «Лошадка» - вытянув губы, приоткрыть рот, поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).
Повторяют слова и движения за воспитателем.
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Организационно – поисковый
- Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие.
- А на чём мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нём!
Носит обувь из резины
И питается бензином! (автобус).
- Кто управляет автобусом?
- А вы кем будите?
- Правильно, пассажирами.
- Прошу пассажиров занять свои места.
- Все сели на свои места?
- Можно ехать!
- Вдруг у автобуса прокололась шина.
- Поможем водителю накачать колесо.
- Автобус въехал на мокрую дорогу.
- Прислушайтесь. Вдалеке слышится гудок поезда.
- Вдруг совсем близко от нас просигналила машина.
- А теперь посмотрите в окно. Что мы видим?
- Ну вот, автобус остановился и мы приехали.
Первое задание.
- Вам нужно отгадать загадку, найти картинку и поставить её в кармашек гусеницы. Если в слове один слог ставим в первый кармашек, два слога – во второй, три слога в третий и т.д.
- Слушайте внимательно загадки:
1.Кто продаёт вам платье, куртку и любимые продукты?
2. Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
3. Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает?
4. Кто дружен с феном и расчёской, и делает модно причёски?
5. Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты?
6. Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины?
7. Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает?
8. Кто вас научит считать и читать, много знать красиво, писать?
9. Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет?
- Молодцы! С заданием справились верно.
Задание второе.
- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, какое слово в нём изменяется.
Мы ехали, ехали
К речке подъехали,
Мост переехали,
К горке подъехали,
На горку въехали,
С горки съехали,
Дальше поехали,
И домой приехали. (по схеме).
- Кто скажет, какое слово изменяется?
- Правильно, слово ехали.
- Мы приставили приставку к слову под и получилось новое слово подъехали (показывает с помощью схем Ткаченко).
- Потом подставили к слову ехали приставку пере и получили, переехали и т.д.
- Ребята, у вас на столе тоже лежат приставки, с помощью которых можно получить новые слова. Давайте, вместе с вами образуем новое слово от слова: лететь, бежать, плыть.
- Вам понравилось образовывать новые слова с помощью приставления приставок к слову?
- Пришло время отдохнуть.
Физкультминутка:
Ал, балалар, т?райык,
Ала?анды со?айк.
Бір отырып, бір т?рып,
Біз демалып алайы?.
- Поиграем в игру: «Исправь ошибку». Я буду называть профессию и что человек делает этой профессии, а вы слушайте внимательно и если я буду говорить неправильно, то вы должны сказать как должно быть.
1. Уборщица шьёт головные уборы –
2. Водитель водит хороводы –
3. Пожарный обжаривает продукты –
4. Портной работает в порту –
5. Строитель учит ходить строем –
6. Парикмахер – тот, кто делает парики -.
- И с этим заданием вы справились.
- Теперь поиграемв игру: «Кто где работает?» Образуем круг. Я буду кидать мяч и называть профессию, а вы должны словить мяч и сказать где человек работает этой профессии.
1. учитель –
2. повар –
3. строитель –
4. доктор –
5. швея –
6. продавец –
7. парикмахер –
8. пожарный – и т.д.
- С этим вы заданием справились верно.
- Садитесь на места и вам предстоит выполнить последнее задание.
1подгруппа. Составить описательные рассказ о профессии человека по схеме.
2 подгруппа. Игра: «Кому что нужно для работы?» Рассказать кому что нужно для работы.
3 подгруппа. Игра: «Найди предметы по профессии». Составить предложение.
- Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились верно. Вы много знаете профессий и всё о них.
Слушают.
Проявляют интерес.
Слушают загадку и отгадывают.
Автобус.
Автобусом управляет водитель.
А мы будем пассажирами
Садятся на стульчики.
Да.
Произносят звук: ш-ш-ш-ш.
Произносят звук: с-с-с-с.
Произносят слоги: ша-шу-шо-ши.
Произносят слоги на одном выдохе: ту-ту-ту-ту.
Произносят слоги на одном выдохе: би-би-би-би.
Жа-жа-жа – мы увидели ежа.
Жа-жа-жа – иголки у ежа.
Слушают.
Внимательно слушают.
Выполняют задание.
Продавец.
Доктор.
Пожарный.
Парикмахер.
Повар.
Строитель.
Полицейский.
Учитель.
Шофёр.
Слушают стихотворение. Смотрят схему.
Слово ехали.
Смотрят и запоминают.
Образовывают новые слова с помощью приставок: -под; - пере; - в; - с; - по; - при.
Выполняют физминутку.
Встали.
Захлопали в ладоши.
Сели, встали.
Отдохнули.
Играют в игру. Внимательно слушают. Исправляют ошибки.
Уборщица моет полы.
Водитель водит машины.
Пожарный тушит пожар.
Портной работает в ателье.
Строитель строит дома, садики, школы.
Парикмахер делает причёски.
Встают в круг. Ловят мяч и говорят где работает.
В школе.
В столовой, кафе и т.д.
На стройке.
В больнице.
В ателье.
В магазине.
В парикмахерской.
В пожарной охране.
Садят за столы.
Каждый выполняет своё задание и рассказывает.
Рефлексивно - корригирующий
- С какими звуками мы сегодня работали? О чём беседовали? Что нового вы узнали сегодня на занятии? А кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
Рефлексия:«Метод пяти пальцев».
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?
Мы сегодня работали со звуками «Ш» и «Ж».
Беседовали о профессиях.
Ожидаемый результат:
Знать: название профессии людей; упражнения по артикуляционной гимнастике; название профессий на казахском, русском и английских языках.
Иметь: представление о профессиях: продавца, врача, пожарного, повара, строителя, полицейского, учителя, водителя.
Уметь: отвечать полными предложениями на вопросы воспитателя.
Логически мыслить.
Образовывать новые слова с помощью приставок.
Согласовывать предлоги с существительными.
Составлять рассказ по схем и предложения по картинкам.
Анализировать свою работу на занятии.