Интегрированное занятие для детей старшей группы
Образовательные области: «Коммуникация», «Социум»
Разделы: Развитие речи, художественная литература, ознакомление с окружающим
Тема: Зимующие птицы
Цели:
Образовательные: закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях, развивать наблюдательность.
Развивающие: расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова), имен прилагательных - зимующие, птичий, глаголов - перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел; закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.); развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти; совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.) образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере; развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки); учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Воспитательные: учить отвечать на вопросы полным ответом; закреплять навыки ориентировке в пространстве.
Материалы и оборудование: картинки зимующих птиц, игрушка сорока на длинной палочке, кормушка, черные прищепки, крупные макароны на тарелочке для каждого ребенка, белое полотно со следами птиц, блестящий сундучок с раскрасками зимующих птиц.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов про зимующих птиц, наблюдение на прогулке за зимующими птицами, показ видео слайдов про зимующих птиц.
Билингвальный компонент: птицы - құстар, воробей - торғай, сорока - сауысқан, ворона - қарға, синица - сары шымшық, снегирь - шымшық, голубь - көгершін.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, нас сегодня ждет веселая игра, мы узнаем много нового и интересного. И начнем мы игру с таких слов:
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все, кто верит доброте!
Здравствуйте, все: кто не жалея сил,
Счастьем делиться своим!
Сегодня мы тоже будем делиться счастьем своим, а с кем вы сейчас узнаете, отгадав мои загадки.
1) Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает,
Эта птица круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она, громко с самого утра:
«Просыпайтесь, поскорей!»
Всех торопит… (Воробей)
2) Птица черная сидит на лохматой елке.
«Кар!» все время говорит, клюв страшней иголки! (Ворона)
3) Посмотрите на балкон,
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)
4) Красногрудый красавец в саду,
Кувыркался в пушистом снегу.
А потом он на веточку сел,
Засвистел и тихонько запел.
Кто зимою морозной поет?
Почки, ягоды, шишки клюют? (Снегирь)
5) Прилетает к нам зимой
С желтой грудкой пуховой
Шустренькая птица.
Кто это?. (Синица)
6) Что блестит не пропущу,
Все в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока.
Догадались? Я -. (Сорока)
Воспитатель: Дети, как назвать этих птиц одним обобщающим словом? (Зимующие птицы). Почему их так назвали? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами).
Воспитатель показывает кормушку.
Воспитатель: Дети, что это? ( Кормушка) Для кого она предназначена? (Для птиц).
Воспитатель предлагает пальчиковую гимнастику: «Заботливые дети»
«Заботливые дети синицам корм дают, (пальцы обеих рук соединяют в кучку)
А птицы на рассвете им песенки поют! (указательный соединяют с большим)
Когда похолодает, умолкнет звон ручьев, (потирают ладошки)
Друзья не забывают синиц и воробьев!» (хлопки)
Воспитатель: Дети, посмотрите на нашу кормушку прилетели (Синицы и воробьи). А эта что за птица? (Сорока)
Воспитатель показывает птицу сороку на палочке и говорит скороговорку:
Прилетела к нам сорока,
У нее два белых бока,
Черный хвостик и спина,
Голова и та черна! (Дети повторяют скороговорку)
Воспитатель: Дети, а теперь посмотрим, куда же сорока сейчас полетит, наблюдать будем только глазками, чтобы ее не спугнуть.
Воспитатель проводит гимнастику для глаз: сорока летит вверх, сорока летит вниз, сорока летит вправо, сорока летит влево, сорока летит по кругу. (Дети глазами наблюдают за сорокой).
Воспитатель: Дети, а сейчас я вас превращу в маленьких птичек, в птичек – невеличек (Дети садятся на корточки).
Маленькие птички, птички – невелички (Дети садятся на корточки)
По лесу летают, песни распевают, (Машут руками и бегают)
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел, (Дети садятся на свои стульчики)
Птички спрятались в дупло, их не тронет здесь никто!
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Один - много»:
одна сорока – много… (сорок),
одно крыло – много… (крыльев),
одно перо – много… (перьев),
один клюв – много… (клювов),
один хвост – много… (хвостов) и т.д.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зимой птицам тяжело? (Птицам зимой тяжело, голодно и холодно). Правильно пережить зиму очень тяжело, давайте представим что в наших ладошках маленькая птичка, которой очень холодно, согреем ее своим дыханием (Через нос вдыхаем, через рот выдыхаем - согреваем птичку). Птичка согрелась и полетела дальше - выпускаем ее из ладошек.
Воспитатель: Дети, а сейчас вас ждет еще одна игра «Большой - маленький»:
У вороны клюв, у вороненка… (клювик),
У вороны крыло, у вороненка… (крылышко),
У вороны перо, у вороненка… (перышко),
У вороны хвост, у вороненка… (хвостик),
У вороны голова, у вороненка… (головка) и т.д.
Воспитатель: Детки, а кто знает стихотворение про ворону?
Дети рассказывают стихотворение «Глупая ворона»
Глупая ворона клювик приоткрыла,
Глупая ворона фантик ухватила,
Думала конфетки, а их съели детки,
Ам, ам, ам, никому конфет не дам!
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с прищепками и покажем глупую ворону. Какого цвета прищепку для вороны мы должны взять? Черного! Почему? Потому что ворона черная! Правильно! (Дети проходят за свои столы, берут черную прищепку и фантик конфетки).
Воспитатель: Ребята, а теперь покажем с помощью прищепок стихотворение «Прилетайте, птички!»
Прилетайте, птички!
Сало дам синичке,
Приготовлю крошки:
Эти крошки голубям,
Эти крошки воробьям,
Галки и вороны ешьте макароны!
Угостим ворону макаронами (Дети с помощью прищепки перекладывают макароны с одной тарелочки на другую).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли, а теперь посмотрите, пожалуйста, на этот огромный сугроб. Что вы видите на снегу? (Следы). А чьи это следы, как вы думаете? (Следы птиц). Действительно, это следы птиц, а каких именно вы узнаете, послушав мое стихотворение «Кто расхаживал по снегу?»
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся- ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы -
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница -
Это прыгала синица.
Каждый птичий снежный след
Рассказал мне свой секрет.
Воспитатель: Дети, это следы голубей и синиц, а сможете ли вы узнать по следам куда же ходили птички? (Дети рассматривают направление следов и находят сундучок). Ребята, вам птички передали подарок на память – это раскраски зимующих птиц (Дети рассматривают раскраску и благодарят птиц).
Воспитатель: Дети, вам понравилась играть? Что нового вы узнали? Нужно ли заботиться о птицах? Я говорю вам всем спасибо, вы молодцы!