kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по развитию речи "Искусство общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть понятие «общение» и его роль в жизни человека.

Задачи:              Образовательные:

- формировать знания и умения детей по культуре общения и поведения;

- развивать познавательный интерес к родному языку, к самопознанию;

- закрепление навыка самооценки посредством тестирования.

Коррекционные: - развитие словаря вежливых слов и долгосрочной памяти посредством упражнения «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»;

- коррекция  поведенческих отклонений в игре «Толкалки без слов»;

- развитие речи, логического мышления через участие в конкурсе знатоков этикета;

- коррекция групповых взаимоотношений в игре «Терем-теремок».

Воспитательные: - воспитание вежливости, привычки соблюдения правил этикета в общении;

- развитие творческой активности детей.

 Форма проведения: интегрированное занятие (Развитие речи + ИКТ +  Воспитание культуры поведения и общения + Личностное развитие + Развитие творческого воображения)

                                                      Ход занятия:                 

1. Организационный момент: - Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь.

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы поздоровались, т.е. пожелали друг другу здоровья, и на «капельку радостней сделалась жизнь».

Упражнение-разминка «Приветствие» на снятие эмоционального напряжения:

- Разделитесь на 3 равные части «европейцев», «японцев», «африканцев». Нужно пройти по кругу и поздороваться со всеми своим способом («европейцы» пожимают друг другу руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами).

2. Основная часть:

1) Постановка цели занятия:

- Тема нашего разговора сегодня – это общение людей. Мы будем учиться великому искусству общения.

2) Информационный блок «Что такое общение?»:

- А что вы понимаете под общением?

(Общение – это вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.)

3) Словарная работа:

- А теперь предлагаю к слову «общение» подобрать возможно большее количество однокоренных слов. (Община, общий, общительный, сообщник, сообща.) – А что объединяет эти слова? (Ответы детей.)

4) Конкурс знатоков этикета:

- Наше с вами общение началось с приветствия. Давайте вспомним правила этикета:

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

2. Если ты идёшь с товарищем по  улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо,  как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, на площадке, через которую ходите в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

5. А кстати, кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)

- Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется. Что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому правилу – никогда не ошибётесь.

5) Физпауза: Игра  «Толкалки без слов» - упражнение на профилактику конфликтных ситуаций:

 - У каждого из нас в течение дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в транспорте, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию  поведения?

Вы должны свободно двигаться по комнате, касаться друг друга, толкаться, постукивать, щипаться, но никто не разговаривает.

Анализ игры:

- Трудно ли всё это было проделывать молча?

- Было ли ощущение напряжения и раздражения?

- Могла ли между некоторыми из играющих возникнуть ссора?

- Помогли бы вам избежать ссоры правильно подобранные слова?

- Умейте дружить, уступать друг другу, находить добрые слова.

6) Упражнение «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»:

- Давайте устроим соревнование, кто больше вспомнит «волшебных» слов. Одна группа ребят подумает над словами-приветствиями, вторая – над словами-обращениями, а третья – над словами-извинениями.

(Учащиеся соревнуются, кто больше назовёт вежливых слов.)

7) Самооценка общения: Тест «Легко ли с вами общаться?» на закрепление

- Насколько вы приятный собеседник поможет ответить небольшой тест. На предложенные вопросы отвечаете «да» - ставите 1, «нет» - ставите 0.

Теперь, кто поставил 1 на вопросы 4 и 5, поменяйте их на 0. Посчитаем очки.

А вот и результаты:

1-3 балла. Общаться с вами не очень-то приятно, можно сказать, даже тяжело. Подумайте об этом, сделайте выводы, и тогда у вас всё будет просто замечательно!

4-8 баллов. С вами говорить просто и приятно потому, что вы всегда можете выслушать своих друзей. Но вас трудно назвать общительным человеком. Иногда, особенно когда у вас нет  настроения, вы бываете рассеяны.  

9-11 баллов. Поздравляем, общаться с вами – одно удовольствие! Друзья никогда не смогут обойтись без ваших весёлых рассказов и шуток. И это просто замечательно!

8) Игра «Терем-теремок» на гуманизацию групповых взаимоотношений:

- Ребята, давайте вспомним известную сказку «Теремок».

Дети инсценируют сказку. Участники игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, лягушки, произносят слова: «Кто, кто в теремочке живёт?» и «Пусти меня к себе жить». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!»

 - Нужно вспомнить слова-обращения, обратиться к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка! или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и привести разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок. Уговаривайте мышку, пока она не согласиться, от умения общаться, договариваться зависит, останетесь ли вы на улице или станете жить в теремке. Например: «Пусти меня, пожалуйста, я тебе другом стану» или «…я стану двор мести».

Дети приводят аргументы, которые оказывают решающее воздействие на главную героиню. В итоге все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод.

3. Итог занятия: - Я очень надеюсь, что сегодня мы с вами общались не зря. Человек может обойтись без многого - но не без человека и общения. Уступайте друг другу, наблюдайте за поведением окружающих и помните – словом можно и убить, словом можно и спасти.

  Тест «Приятно ли с вами общаться?»

1.Когда вы разговариваете со своим другом, вы больше любите  говорить?

2.Легко ли вы знакомитесь с новыми друзьями?

3.Когда ваш друг вам что-нибудь рассказывает, всегда ли вы внимательно слушаете?

4.Любите ли вы что-нибудь советовать своим друзьям?

5.Представьте такую ситуацию: друг вам что-нибудь рассказывает, а вам это совсем не интересно. Вы скажете ему об этом?

6.Или такая ситуация: вы что-нибудь рассказываете, а вас не слушают. Сильно ли вы расстроитесь?

7.Всегда ли вы говорите, что думаете по любому вопросу?

8.Станете ли вы говорить о том, чего не знаете?

9.Любите ли вы быть в центре внимания? Например, заинтересовать своих друзей чем-нибудь, чтобы они вас внимательно слушали?

10.Как вы считаете, есть ли в школе хотя бы 3 предмета, по которым вы так много знаете, что запросто сможете помочь своим одноклассникам?

11.Представьте ситуацию: в школе вас вызвали к доске и попросили рассказать новую тему. Вы рассказываете так интересно, что все слушают с большим вниманием?

Итого

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Искусство общения" »


Конспект занятия по развитию речи

из серии заседаний кружка «Школа вежливости»

Тема: «Искусство общения»

Автор Агачева Лада Валентиновна, восп. ГБОУ РМЭ «Семёновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

I, II и V вида»


Класс: 7 класс 2 отд. школы II вида.

Цель: раскрыть понятие «общение» и его роль в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- формировать знания и умения детей по культуре общения и поведения;

- развивать познавательный интерес к родному языку, к самопознанию;

- закрепление навыка самооценки посредством тестирования.

Коррекционные:

- развитие словаря вежливых слов и долгосрочной памяти посредством упражнения «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»;

- коррекция поведенческих отклонений в игре «Толкалки без слов»;

- развитие речи, логического мышления через участие в конкурсе знатоков этикета;

- коррекция групповых взаимоотношений в игре «Терем-теремок».

Воспитательные:

- воспитание вежливости, привычки соблюдения правил этикета в общении;

- развитие творческой активности детей.

Участники: учащиеся класса, воспитатель.

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: интегрированное занятие (Развитие речи + ИКТ + Воспитание культуры поведения и общения + Личностное развитие + Развитие творческого воображения)

Основной дидактический метод: беседа, дидактические игры, викторина.

Частичные методы: словесные (диалог, театральное действие), наглядные (демонстрация презентации ), элементы наблюдения, практический метод.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение поиску ответов по теме «Этикет», метод самооценки по умению общаться, креативный метод эвристического обучения в инсценировке сказки «Теремок на новый лад».

Частичные приёмы: припоминание, сопоставление, похвала, анкетирование.

Дидактические пособия:

- раздаточный материал,

- анкета « Приятно ли с вами общаться?»,

- компьютерная презентация «Искусство общения»,

- атрибуты к сказке «Теремок».

Методическая литература:

Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2; М.,ТЦ Сфера; 2004.

Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5; М., ТЦ Сфера; 2004.

Настольная книга для девочек / Сост. Ю.Б. Виес: Мн., Книжный дом; 2005.

Ход занятия:

1. Организационный момент: - Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь.

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы поздоровались, т.е. пожелали друг другу здоровья, и на «капельку радостней сделалась жизнь».

Упражнение-разминка «Приветствие» на снятие эмоционального напряжения:

- Разделитесь на 3 равные части «европейцев», «японцев», «африканцев». Нужно пройти по кругу и поздороваться со всеми своим способом («европейцы» пожимают друг другу руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами).

2. Основная часть:

1) Постановка цели занятия:

- Тема нашего разговора сегодня – это общение людей. Мы будем учиться великому искусству общения.

2) Информационный блок «Что такое общение?»:

- А что вы понимаете под общением?

(Общение – это вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.)

3) Словарная работа:

- А теперь предлагаю к слову «общение» подобрать возможно большее количество однокоренных слов. (Община, общий, общительный, сообщник, сообща.) – А что объединяет эти слова? (Ответы детей.)

4) Конкурс знатоков этикета:

- Наше с вами общение началось с приветствия. Давайте вспомним правила этикета:

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

2. Если ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, на площадке, через которую ходите в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

5. А кстати, кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)

- Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется. Что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому правилу – никогда не ошибётесь.

5) Физпауза: Игра «Толкалки без слов» - упражнение на профилактику конфликтных ситуаций:

- У каждого из нас в течение дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в транспорте, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?

Вы должны свободно двигаться по комнате, касаться друг друга, толкаться, постукивать, щипаться, но никто не разговаривает.

Анализ игры:

- Трудно ли всё это было проделывать молча?

- Было ли ощущение напряжения и раздражения?

- Могла ли между некоторыми из играющих возникнуть ссора?

- Помогли бы вам избежать ссоры правильно подобранные слова?

- Умейте дружить, уступать друг другу, находить добрые слова.

6) Упражнение «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»:

- Давайте устроим соревнование, кто больше вспомнит «волшебных» слов. Одна группа ребят подумает над словами-приветствиями, вторая – над словами-обращениями, а третья – над словами-извинениями.

(Учащиеся соревнуются, кто больше назовёт вежливых слов.)

7) Самооценка общения: Тест «Легко ли с вами общаться?» на закрепление

- Насколько вы приятный собеседник поможет ответить небольшой тест. На предложенные вопросы отвечаете «да» - ставите 1, «нет» - ставите 0.

Теперь, кто поставил 1 на вопросы 4 и 5, поменяйте их на 0. Посчитаем очки.

А вот и результаты:

1-3 балла. Общаться с вами не очень-то приятно, можно сказать, даже тяжело. Подумайте об этом, сделайте выводы, и тогда у вас всё будет просто замечательно!

4-8 баллов. С вами говорить просто и приятно потому, что вы всегда можете выслушать своих друзей. Но вас трудно назвать общительным человеком. Иногда, особенно когда у вас нет настроения, вы бываете рассеяны.

9-11 баллов. Поздравляем, общаться с вами – одно удовольствие! Друзья никогда не смогут обойтись без ваших весёлых рассказов и шуток. И это просто замечательно!

8) Игра «Терем-теремок» на гуманизацию групповых взаимоотношений:

- Ребята, давайте вспомним известную сказку «Теремок».

Дети инсценируют сказку. Участники игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, лягушки, произносят слова: «Кто, кто в теремочке живёт?» и «Пусти меня к себе жить». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!»

- Нужно вспомнить слова-обращения, обратиться к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка! или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и привести разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок. Уговаривайте мышку, пока она не согласиться, от умения общаться, договариваться зависит, останетесь ли вы на улице или станете жить в теремке. Например: «Пусти меня, пожалуйста, я тебе другом стану» или «…я стану двор мести».

Дети приводят аргументы, которые оказывают решающее воздействие на главную героиню. В итоге все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод.


3. Итог занятия: - Я очень надеюсь, что сегодня мы с вами общались не зря. Человек может обойтись без многого - но не без человека и общения. Уступайте друг другу, наблюдайте за поведением окружающих и помните – словом можно и убить, словом можно и спасти.


















Тест «Приятно ли с вами общаться?»


1.

Когда вы разговариваете со своим другом, вы больше любите говорить?


2.

Легко ли вы знакомитесь с новыми друзьями?



3.

Когда ваш друг вам что-нибудь рассказывает, всегда ли вы внимательно слушаете?



4.

Любите ли вы что-нибудь советовать своим друзьям?



5.

Представьте такую ситуацию: друг вам что-нибудь рассказывает, а вам это совсем не интересно. Вы скажете ему об этом?



6.

Или такая ситуация: вы что-нибудь рассказываете, а вас не слушают. Сильно ли вы расстроитесь?


7.

Всегда ли вы говорите, что думаете по любому вопросу?



8.

Станете ли вы говорить о том, чего не знаете?



9.

Любите ли вы быть в центре внимания? Например, заинтересовать своих друзей чем-нибудь, чтобы они вас

внимательно слушали?



10.

Как вы считаете, есть ли в школе хотя бы 3 предмета, по которым вы так много знаете, что запросто сможете помочь своим одноклассникам?



11.

Представьте ситуацию: в школе вас вызвали к доске и попросили рассказать новую тему. Вы рассказываете так интересно, что все слушают с большим вниманием?




Итого










Лягушка-квакушка: - Уважаемая мышка-норушка!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Могу полезной в доме быть,

\ Мух, комаров ловить.

На рыбалку ходить

И порядок наводить.


Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!


Зайчик-побегайчик: - Дорогая лягушка-квакушка!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Хочу хорошим другом быть,

Могу в магазин, на рынок ходить.

Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!


Лисичка-сестричка: - Сударь зайчик-побегайчик!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Не привыкла я лениться,

Печь, варить я мастерица.

И на завтра, говорю,

Всем я каши наварю.


Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!


Волчок-серый бочок: - Сударыня лисичка-сестричка!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Хочу вам верным другом стать,

Огород копать

И дом охранять.


Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!


Медведь: - Господин волчок-серый бочок!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Я могу зверей лечить,

Мёд добывать

Да баньку топить.

Все: - В тесноте, да не в обиде!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по развитию речи "Искусство общения"

Автор: Агачева Лада Валентиновна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка занятия "Письмо Деду Морозу" "
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-pis-mo-diedu-morozu"
    ["file_id"] => string(6) "235326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443676794"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока истории в 5 классе по теме "Искусство Древнего Египта" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-drievniegho-ieghipta"
    ["file_id"] => string(6) "141591"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418141915"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства