Алмагуль Альжанова
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Рассказывание на тему «Что нам осень принесла? ». Аппликация «Овощи и фрукты»
Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, учить различать их по вкусу, цвету, форме, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты», использовать эти слова в речи; продолжать знакомить с фольклором, упражнять в отгадывании загадок; формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать ближнему. Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Овощи» и «Фрукты», составление рассказов по картинкам, дидактические игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Материал: фрукты и овощи, игрушка заяц, подносы, вазы, картинки, схемы.
Интеграция полученных умений и навыков ребёнка через образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество
Содержание организованной деятельности детей Вступительное слово воситателя:
-Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»
-Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)
-Что плохо осенью? (Услышать, как шуршат листья, часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.) А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Появляется внучка.
Внучка: Ребята, здравствуйте, меня зовут Танюша, сегодня мне позвонила бабушка и пригласила меня к себе в гости. Хотите отправиться к ней со мной? А отправимся мы в гости на автобусе, готовы.
Игра «Автобус» Чтобы занять место в автобусе нужно отгадать загадку. Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто
Летом выросла (капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную (картошку).
От дождя земля намокла
Вылезай, толстушка – (свекла).
А теперь пойдем мы в сад
Там созрел уж (виноград)
Очень сочны и красивы
Выросли на ветках (сливы).
Из земли за чуб плутовку
Тянем сочную (морковку).
Помогает деду внук,
Собирает с грядок (лук).
Вот зеленый толстячок-
Крупный, гладкий (кабачок).
Для Володи и Катюши
Соберем в корзину (груши).
Не забудем для Алены
Очень кислые (лимоны).
Для начинки в пироги
Набираем (яблоки).
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали! Садятся в автобус.
Пока едут в автобусе проговаривают чистоговорку.
Развитие дикции, речи.
- Отгадайте и повторите чистоговорки.
Ор-ор-ор — сорвали красный … помидор.
Ец-ец-ец – съели вкусный … огурец.
Жан-жан-жан – лежит на грядке… баклажан.
Бус-бус-бус – мы разрезали …. арбуз.
Звучит музыка. Приехали к бабушке. Бабушка : Здравствуй, внученька, моя дорогая! Как я соскучилась, а это кто?
Внучка: Бабушка, милая моя, это ребята из д/сада «Ромашка», они тоже захотели побывать у тебя в гостях и помочь тебе, если нужно.
Бабушка :
Здравствуйте, детишки!
Девчонки, да мальчишки,
Шалуны, да шалунишки
- Ой, да вы не с пустыми руками. Что это у вас?
-Что мы собрали? (овощи и фрукты). Поднимите руку у кого овощи, у кого фрукты. Где растут овощи? (на огороде)
-Где растут фрукты? (на деревьях) У бабушки есть огород рядом с домом и сад.
Взяв картинку нужно рассказать об овоще или фрукте: цвет, форма, где растёт. Поместить картинку или на грядку, или на дерево.
Бабушка : Помощникам я всегда рада, да. Кстати, я собралась обед для тебя приготовить. А теперь подумайте, какой суп если я его буду варить
Из свеклы - свекольный суп
Из картофеля – картофельный суп
Из капусты – капустный суп
Из гороха- гороховый суп
Какие вы сообразительные и умные, как моя внучка.
Внучка: Бабушка, мне пить очень хочется.
Бабушка : Ребята, поможете мне приготовить сок для Танюшки.
Внучка: Я люблю все соки.
Бабушка : Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?
Сок из моркови- морковный сок
Сок из свеклы- свекольный сок
Сок из яблока – яблочный сок
Сок из помидоров- томатный сок
Внучка: чтобы сварить суп и приготовить сок, давайте поможем бабушке Арине. Нужно из частей картинки сложить целое.
(дети складывают, получаются изображения овощей и фруктов)
Бабушка : Ой! Какие молодцы! Поднимите руку у кого получились овощи, поднимите руку у кого получились фрукты.
Каждый подойдёт и положит свой овощ в корзинку, а фрукты в вазу и назовёт ласково.
Что можно приготовить из овощей? А фруктов?
Игра «Чудесный Мешочек»
Работа с рисунком.
- Что это? (геометрические фигуры)
- Назовите их.
Таня заметила, что некоторые овощи похожи на геометрические фигуры. А вы согласны с этим? Докажите свое мнение. (дети прикладывают плоскостные изображения овощей к геометрическим фигурам). Воспитатель показывает овощ или фрукт, а дети геометрическую фигуру.
Сценка «ОГОРОД»
Осень:
Прогуляюсь в огород,
Посмотрю, что там растет.
Все ли овощи дозрели.
Все ли овощи поспели?
Под веселую музыку выбегают, дети в костюмах овощей, и садятся спиной к зрителям.
Сценка «Огород».
Осень
В огороде у меня урожай не плох.
Посадила я морковку, и капусту, и горох.
Помидоры поспевают, огурцы растут,
И картошка подрастает, зеленеет лук.
Солнышко греет, дождик поливает,
Овощи на грядках быстро поспевают!
Осень берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают (дети поворачиваются лицом к зрителям).
Морковь:
Я морковка всем на диво:
И румяна и красива.
Я – морковка гладкая,
Рыженькая, сладкая.
Капуста:
А я, сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
Ах, какие вкусные
Щи мои капустные!
Горошек :
Я зелененький мальчишка!
Я веселый хвастунишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу.
Помидор:
Очень важный я синьор,
Спелый, сладкий помидор.
Красный, сочный я и гладкий.
Угощаю всех, ребятки,
Кто мой сок томатный пьет,
Не болеет целый год.
Огурец:
Свеженький я и хрустящий.
Я – огурчик настоящий.
Был на грядке я зеленым,
Стану в банке я соленым.
Картошка:
Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Лук.
Я – лучок от всех болезней.
Я, ребята, всех полезней.
Хоть я горький, не беда.
Нужно есть меня всегда.
Овощи.
Все мы с огородной грядки,
Нас запомните, ребятки.
Витаминами богаты.
И нужны мы вам ребята.
Ведущая: Вот какой огород. Все, что хочешь, в нем растет!
Предлагаю поиграть - фрукты угадать.
Проводится игра «Узнай на вкус»
Ход игры: на столе стоит тарелка с фруктами. Ведущая берёт тарелку и подходит к первому ребёнку. Он закрывает глаза, и ведущая кладёт ему в рот кусочек фрукта. Ребёнок должен угадать, какой фрукт ему положили в рот.
Аппликация «Овощи и фрукты»
На доске ваза и блюдо. Нужно заполнить их овощами и фруктами.
Исполнение песни «Урожайная» (диск)
Бабушка : Ай да ребятки! Порадовали, удивили и огромное спасибо заслужили! Приходите еще с Танюшкой в гости, буду вам очень рада!
Не хотелось бы, чтобы вы домой без подарка возвращались, и я дарю вам корзинку с овощами, из которых ваши повара в детском саду приготовят вам много вкусных супов и салатов, а вам фрукты. Внучка: Ребята, нужно возвращаться в детский сад, но мы еще придем в гости, до свиданья бабушка!
Садятся в автобус. Говорят чистоговорку.
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады ТИ – ТИ - ТИ - будет яблонька расти АЙ–АЙ–АЙ – яблок вкусных урожай
Подведение итогов:
- А какие задания оказались для вас самыми интересными?
- Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?
Приложения
1. Чистоговорка:
Виноград
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, мы купили виноград
Гро-гро-гро, гро-гро-гро, растёт он гроздъями всегда.
Со-со-со, со-со-со, виноградный пьём мы сок.
2. Физминутка.
«В ОГОРОДЕ»
Дети шли, шли, шли дети шагают на месте
В огород они зашли.
Капусту нашли, наклонились и собирают овощи
Огурцы нашли, помидоры все собрали,
Кабачки нашли,
Всё в корзинки положили
И домой пошли. шагают на месте
3. Игры по развитию речи:
«Кто больше назовет овощей. »
Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет
«Кто больше назовет фруктов. »
Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.
Команда «Фрукты»:
«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка,, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)
А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.
А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.
Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)
Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники. А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».
«Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что? », незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.
Большой (что) – арбуз, кабачок, картошка
Маленькая (что) – редиска, морковка
Круглый (что) – помидор, персик, горошек
Синяя – слива
Зеленый – огурец, помидор, кабачок
Сладкая – груша, морковка, слива.
Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.
Игра «Знатоки сказок».
Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.
1. Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н. Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».
2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:
- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут. »
- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят. »
3. В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька
«Крошечка - хаврошечка» - яблонька
Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.