- закреплять умение детей делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
- развивать связную речь, точно и четко отвечать на поставленные вопросы.
- развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, мелко-моторные навыки у детей.
1.Приветствие:
Поприветствуем друг друга в разных эмоциональных состояниях. (каждому карточка с эмоцией, задача: поздороваться с таким настроением).
В конце все участники берутся за руки и здороваются друг с другом, улыбаясь.
2. Рассказ о первобытном человеке. Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился.
И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картинку)
-У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но он был быстрым, ловким и сообразительным. Вот бы нам побывать в том времени.
- Дети давайте превратимся в первобытных людей.
-Дети, посмотрите, какая была осанка и походка у первобытного человека. Я предлагаю пройтись как первобытный человек, наклониться немного вперед и опустить плечи вниз.
4. Древний человек (пантомима). Дети имитируют походку древнего человека, ходят, согнувшись, опустив руки вниз и наклонив плечи вперед
- Ребята, вам удобно так ходить? Я предлагаю выпрямить спину и пройтись по залу прямо.
Ходьба по залу в среднем темпе.
5. Беседа по теме «Древние люди» Дети, скажите, что нужно было человеку, чтобы выжить?
- Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? ( Ягоды, фрукты, траву, мясо). А где жили первобытные люди? Они жили в пещерах, отдыхали там после утомительных скитаний по лесам в поиске пищи и добычи. Разговаривать они не умели, слова и буквы не знали, издавали только звуки: ПОВТОР ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Еще чтобы рассказать друг другу что-то, люди использовали разные движения, жесты и танец.
Человек исполнял различные ритмичные танцы, еще задолго до возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал звуки, кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой.
- Перед тем, как отправиться добывать пищу, первобытные люди проводили ритуальный танец (выполнение ритмичных движений под музыку) .
6. «Первобытный танец»
На пол положите красную тряпку, это будет первобытный огонь. Включайте музыку, что-то типа, «Тумба – юмба» и покажите детям пару смешных движений. А дальше все зависит только от них. Каждый ребенок в танце может проявить фантазию,
7. Рассказ о возникновении письменности. И, конечно, человеку хотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Алфавита и букв тогда еще не было, и человек решил рисовать на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины, свои послания они рисовали на камне, на кусочках кожи. Иногда какой-нибудь охотник брал кость или плоский камень и на нем острым резцом выцарапывал охотничьи сцены животных, все что, запомнилось ему или удивило его
Давайте посмотрим, как жили древние люди.
ФИЛЬМ. Брифинг
8. Письменность древних людей. А сейчас мы с вами представим, что мы древние люди, и попробуем сообщить что-то другим древним способом. (рисунок на камнях, выцарапывание на глине)
-Нарисуйте то, о чем вы хотели бы нам рассказать. (дети выполняют задание на камнях и глине)
-Давайте прочитаем ваши сообщения. (дети пытаются разгадать рисунки)
Каждый расскажет о том, что он хотел передать другим.
Давным-давно, когда люди не умели читать и писать, потому что не было букв, они свои послания рисовали на камне, на кусочках кожи. Но постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Такие значки назывались ИЕРОГЛИФЫ. Иероглифами писали в Древнем Египте. Палочку обмакивали в краску и писали на глиняных черепках, на каменных плитах. А Финикийцы придумали буквы. Но буквы у них были только согласные.
А греки, познакомившись с письмом финикийцев, добавили в него гласные буквы. Так появился 1-й в мире настоящий алфавит. Поэтому раньше все книги писались на греческом языке. Но братья Кирилл и Мефодий решили составить свою славянскую Азбуку, чтобы и книги у них были свои - славянские, а не греческие. И вот у славян появились свои буквы. А писали в Древней Руси железной палочкой - писалом или гусиными перьями на бересте, на пергаменте. Книги были рукописные. Рукописных книг было мало и стоили они дорого. Первые печатные книги появились давно. И напечатал их Иван Фёдоров на печатном станке. Иван Фёдоров напечатал и первую русскую Азбуку. Русские печатники использовали буквы, похожие на старые рукописные. Так. букву, которую мы называем “ А”, называлась АЗ, буква “Б” - БУКИ. Из названий этих первых букв и получилось слово АЗБУКА. Царь Пётр 1 ввёл новое начертание букв. Этими буквами мы пользуемся до сих пор.
9. Подведение итогов. Благодарность
Тема: «Время. Назад в прошлое».
ПЛАН занятия № 2 (сентябрь) с детьми 6-7 лет
«Назад в прошлое».
Цель: совершенствовать знания детей о временных представлениях.
Задачи:
- познакомить детей со способами передачи информации древними людьми