Урок по окружающему миру во 2 классе .
Тема: "Время".
Цели:
- дать первоначальные сведения о времени и о часах;
- научить определять время по часам;
- познакомить с историей развития часов, с устройством часов.
Оборудование:
- иллюстрации различных часов: старинные и современные: будильники, ходики, настенные, напольные, наручные, карманные; с арабскими и римскими цифрами;
- песочные часы;
- модели часов из картона для учащихся класса.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Приветствие.
- Организация рабочего места.
Постановка задачи урока.
Разгадывание кроссворда
- Отгадайте кроссворд. Определите тему урока.
1. Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна)
2. Главные часы, расположенные на Красной площади. (Куранты)
3. Часть суток. (Вечер)
4. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
5. Увидав рожок над крышей,
Ты его узнаешь вмиг,
Если вечером повыше
Задирать свой нос привык. (Месяц)
Ключ к кроссворду
- О чем мы будем говорить на уроке? (На уроке мы будем говорить о времени)
- А чтобы вы могли точнее сформулировать тему, отгадайте загадку.
Стучит, гремит, вертится,
Никого не боится,
Считает свой век,
Сам не человек. (Часы)
- Тема нашего урока о времени и о часах.
Введение в тему.
На доске записан отрывок из сказки "Старик – годовик”
Вышел старик-годовик, махнул рукавом – и полетели двенадцать птиц.
У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое.
Беседа по отрывку сказки
Дети отвечают, учитель записывает ответы или помещает на доску карточки с ответами.
- Объясните, кто – такой старик – годовик? (Старик – годовик это один календарный год)
- Назовите двенадцать птиц. (Двенадцать птиц – это месяцы)
- Почему у каждой птицы по четыре крыла? (Четыре крыла – это недели)
- Почему в каждом крыле по семь перьев? (Семь перьев – семь дней недели)
- Объясните, как могло получиться, что перо с одной стороны белое, а с другой стороны черное? (Перо с одной стороны белое – это день, с другой стороны черное – это ночь)
- Как по другому называется день и ночь? (Сутки)
Изучение нового материала.
Работа с карточками
- Что обозначают все эти слова? (Эти слова относятся ко времени, к единицам измерения времени)
- Расположите данные единицы времени от наименьшей к наибольшей.
- Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке увеличения? Какие единицы измерения времени больше года? (Больше года: век, тысячелетие)
- Каких единиц времени не хватает в данном ряду? (В данном ряду не хватает секунды, минуты, часа)
- Сколько недель в одном месяце?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в одном месяце?
- Назовите самый короткий месяц.
- Сколько лет составляет один век?
Заслушиваются ответы учащихся
А как вы думаете, что такое будущее? (То, что будет.) Если будущее — это то, что будет, то как называется то, что уже было? (Прошлое; то, что прошло.) А как мы назовем то, что происходит с нами сейчас? (Настоящее; то, что есть сейчас.)
А теперь скажите, пожалуйста когда вы перейдете в третий класс: в будущем или прошлом? А можно ли нам с вами вернуться в первый класс, на год назад? Кому бы этого хотелось? Можем ли мы сейчас, вот в эту самую минуту, стать такими, как ученики десятого класса нашей школы? (Ответы и рассуждения детей.
Учитель: «А где живет наше будущее? В мечтах, в воображении, в надеждах. И еще — в нашем настоящем, в наших делах, от которых зависит, каким будет наше будущее. Объясните, ребята, как вы это понимаете. (Вот, например, хорошо учась сейчас, во втором классе, каждый из вас день за днем подготавливает свои будущие успехи в старших классах.)» После обсуждения учитель зачитывает текст на с. 17 учебника о ценности каждого мгновения текущей жизни, «настоящего». Просит детей рассказать о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Затем предлагает выполнить задание № 1 на с. 12 рабочей тетради.
А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его? Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как? (С помощью часов.) В каких сказках упоминаются часы? («Золушка», «Аленький цветочек», «Сказка о потерянном времени».)» В ходе обсуждения этих вопросов учитель предлагает детям послушать отрывок из рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», в котором пес Барбос описывает часы.
Бобик почесал лапой за ухом, потом увидел на стене часы с маятником и спрашивает:
— А что это у вас за штука на стенке висит? Всё тик-так да тик-так.
— Это часы, — ответил Барбос. — Разве ты часов никогда не видел?
— Нет. А для чего они?
Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но всё-таки принялся объяснять.
— Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят.
— Как ходят? — удивился Бобик. — У них ведь ног нету.
— Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
— Ого! Так они ещё и дерутся! — испугался Бобик.
— Да нет! Как они могут драться?
— Ты ведь сам сказал — бить.
— Бить, это значит звонить: бом! бом!
— А, ну тан бы и говорил.
Физкультминутка.
Часы
Тики-так, тики-так, –
Так ходики стучат.
Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам
Туки-так, туки-так, –
Так колёса стучат.
Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг
Токи-ток, токи-ток, –
Так стучит молоток.
Изображают кулочками молоточки
Туки-ток, туки-ток, –
Так стучит каблучок.
Стучат
Учитель: «Но, оказывается, часы не всегда были такими, как они описаны в рассказе. Давайте заглянем в прошлое часов, в их историю СЛАЙД №5
Время – достаточно абстрактная вещь, почти не поддающаяся пониманию, но поддающаяся измерению. Именно за этим были сотни лет назад придуманы первые часы. Как нетрудно догадаться, первыми часами, которыми стал пользоваться человек, были простейшие солнечные часы, представлявшие собой обыкновенный воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы. Были даже часы, которые условно можно назвать карманными; их нашли при раскопках древнего города. Часы были небольшие. Их вполне можно было бы поместить в кармане. Но карманов жители древнего города еще не придумали. Вот и носили такие часы на шнурке, цепочке или прикрепляли к тросточкам из дорогого дерева.
Логичным недостатком такого устройства было то, что оно не работало в помещениях и в темное время суток. Это, конечно, было крайне неудобно. Видимо, поэтому изобрели водяные часы.
По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекало, определяли, сколько прошло времени. Много сотен лет такие часы – их называли клепсидрами – служили людям. В Китае, например, ими пользовались 4,5 тысячи лет назад. Кстати, первый будильник на земле тоже был водяным – и будильником, и школьным звонком одновременно. Его изобретателем считают древнегреческого философа Платона, жившего за 400 лет до нашей эры. Этот прибор, придуманный Платоном для созыва своих учеников на занятия, состоял из двух сосудов. В верхний наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний., вытесняя оттуда воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. Причем будильник регулировался в зависимости от времени года. Клепсидры были очень распространены в древнем мире.
Кроме водяных часов были известны еще часы песочные и огневые. На Востоке последние представляли собой палочки или шнуры, сделанные из медленно горящего состава.
Следующим шагом в развитии часовой промышленности было изобретение часов с маятником. Его приписывают великому ученому Галилео Галилею. Он в конце XVI века заметил, что периоды колебания маятника зависят от длины цепи, на которой он подвешен. И, начиная с XVIII–XIX веков, часы прочно вошли в нашу жизнь, став необходимой вещью.
Устройство часов
Определение времени
Практическая работа
С.13- рабочая тетрадь №1, 3
Прочитайте стихотворение "Приятная весть” В. Берестовая.
- Какую приятную весть сообщил нам герой стихотворения?
- Почему герой стихотворения был так этому рад? (Он был рад, так как он научился узнавать время по часам)
Учитель: «Ребята, можно ли остановить время? (Время остановить нельзя, но с помощью фотографий, рисунков, ведения дневника можно сохранить память о том или ином событии; образно об этом говорят как об остановленном мгновении, остановившемся времени.) Разглядывая фотографии, картины, слушая рассказы людей, читая книги, мы, как через волшебное стекло, заглядываем в прошлое». Учитель может показать детям фотографии, репродукции, зачитать отрывок из воспоминаний о детстве классиков русской литературы.
Работа по учебнику
- Какие цифры могут использоваться на циферблатах часов? (На циферблатах часов используются арабские и римские цифры)
Итог урока.
- Расположите по порядку единицы времени.
- Назовите самые первые часы.
- Как устроены часы?
- Какое время показывают часы в данный момент.
Домашнее задание.