Тематическая разработка «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»
Тематическая разработка «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»
(для 5-7 классов)
Смелова Нина Ивановна – учитель географии первой категории.
Цель занятия:
Рассмотреть взаимоотношения человека и природы в доисторическом прошлом и в настоящем времени. Создание экологической картины жизни людей каменного века.
Задачи:
Формировать представления о целостности взаимодействия природы, общества.
Развивать коммуникативные способности учащихся и навыки общения.
Формировать оценочные суждения, умение прогнозировать отношения в системе «природа-человек-общество.
Воспитывать чувство сопереживания природе, другим людям.
Содействовать становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, себе.
Тематический вечер рассчитан на учащихся 5-6 классов.
Разыгрывать сценку можно со сцены и затем вести обсуждение экологической картины мира с большой аудиторией.
«Чтобы иметь отношение к будущему,
мы должны отдавать себе полный
отчет о прошлом.»
Норберт Винер
Историко-экологическая информация имеет прогнозное значение, поскольку позволяет получить представление об изменениях, которые могут произойти в окружающей среде в будущем в результате производственной деятельности человека. Опыт природопользования прошлых поколений заслуживает тщательного изучения.
Сегодня нам представляется такая возможность с помощью машины времени побывать в доисторическом прошлом и оказаться очевидцами воздействия человека на природу в результате производственной деятельности.
Приготовление к путешествию
Внимание! Приготовились к путешествию! Положили голову на руки, закрыли глаза. Мы отправляемся в путешествие. Я желаю вам счастливого пути! В добрый путь! Навстречу приключениям!
(Звучит музыка, гаснет свет)
Ребята, занятые в сценке, заходят и занимают свои места. Включается свет.
Ведущая: Табло на машине времени показывает 11 тысяч лет до нашей эры. Мы с вами в доисторическом прошлом!
- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на поляну.
- Что вы видите?
- Древних людей у костра.
- Что они делают?
- Они доедают останки какого-то очень крупного животного и о чем-то разговаривают.
- Давайте мы их послушаем.
Сценка
«Разговор первобытных людей у костра»
Длинные волосы:
-Мы съели последний кусок мяса! Больше есть нечего!
Черные глаза:
- Зоркий глаз! Ты много ходил! Ты много видел! Ты много знаешь! Есть ли место, где много крупных животных?
Зоркий глаз:
- Я много дней и ночей потратил на поиски мамонта, но все напрасно. А о таких животных, как шерстистый носорог, олень карибу, пещерный медведь, я, как и вы слышал от своего отца, но никогда не видел.
Острый зуб:
- Неужели мы убили последнего мамонта?
Ясная улыбка:
- Что мы будем есть?
Черные глаза:
- Чем будем кормить своих детей?
Острый зуб:
- Нам придется оставить нашу пещеру и уйти в другое место?
Зоркий глаз:
- Мудрый медведь! Скажи, что нам делать?
Как нам жить дальше?
Мудрый медведь
- Выслушайте меня! Ты, Зоркий глаз! Ты, Острый зуб! Ты, Черные глаза! Ты, длинные волосы! И ты, Ясная улыбка! Нам идти некуда! Самое лучшее место было здесь.
Длинные волосы:
- Но сейчас, здесь нет еды! И мы погибнем!
Мудрый медведь:
-Есть река, есть лес. Мы будем ловить рыбу, собирать моллюсков, плоды, коренья. И мы выживем.
Ведущая: Мы оставим древних людей разговаривать у костра. А мы с вами вернемся в настоящее время.
Приготовление к путешествию
Внимание! Приготовились к возвращению в наше время. Положили голову на руки, закрыли глаза. Я желаю счастливого пути домой!
(Звучит музыка, гаснет свет).
Ребята, игравшие в сценке «Разговор первобытных людей у костра», уходят.
Включается свет.
Ведущая: наше путешествие закончилось. С помощью машины времени мы с вами побывали в доисторическом мире. Оказались очевидцами, с какими проблемами сталкивались наши предки. Как вы думаете: «Куда исчезли крупные животные, которые являлись объектом промысла древних людей?»
( Ответ: Промысловые животные первые пострадали от человека. Они исчезли с лица земли. Кроме человека, других врагов у них не было).
Ведущая: Действительно, немалую лепту в процессе гибели мамонта и других крупных промысловых животных внесли наши далекие предки, свирепо их преследовавшие. Пресс охоты с их стороны неуклонно усиливался по направлению к современности. Некоторые исследователи полагают, что в исчезновении мамонта человек каменного века сыграл, чуть ли не решающую роль. Но существуют и другие версии вымирания крупных животных мамонтовой фауны. Можете их назвать?
(Ответ: Изменение климата).
Ведущая: Около 12 тысяч лет тому назад началось устойчивое потепление и увлажнение климата Северного полушария. Отступали и таяли ледники, сокращалась область многолетней мерзлоты. Резкие изменения природной среды оказались неблагоприятными для большинства животных мамонтовой фауны. Большинство из них сумели приспособиться к новым условиям, хотя резко сократили область своего недавнего распространения, т.к. северный олень, песец, росомаха и леменги. Другие представители мамонтовой фауны-сам мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, гиена и лев-в конце ледникового периода вымерли.
Есть еще одна версия вымирания животных. Это распространение каких-то эпидемиологических заболеваний внутри популяций мамонтов, которые привели к гибели животных. Мы с вами рассмотрели наиболее распространенные версии. Но до сих пор конкретные причины их гибели остаются загадкой.
Версия, что первобытный человек явился причиной исчезновения мамонта, неслучайна. И сейчас по вине человека погибают животные. Как человек решает эту проблему сейчас?
(Ответ: Охрана животных. Создание заповедников, заказников. Создание красной книги.). Обсуждение по данному вопросу.
Вся история человека-это поиски ответа на вопрос:
- Как жить в гармонии с природой?
В каждую историческую эпоху человечество находило нужный ответ, и с наступлением новой вынуждено было вновь искать.
Длительный период времени люди гордились победой над природой и сложно перестроить сознание человека на то, что человек-часть природы, единое целое, а не царь природы, и что, разрушая окружающую среду, губя все вокруг, он губит сам себя. Закончить наш вечер я хочу словами поэта Е. Евтушенко:
« Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическая разработка «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №86
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
НОМИНАЦИЯ
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»
(для 5-7 классов)
Автор :
Смелова Нина Ивановна – учитель географии первой категории.
Г. Нижний Тагил
2015 год
Цель занятия:
Рассмотреть взаимоотношения человека и природы в доисторическом прошлом и в настоящем времени. Создание экологической картины жизни людей каменного века.
Задачи:
Формировать представления о целостности взаимодействия природы, общества.
Развивать коммуникативные способности учащихся и навыки общения.
Формировать оценочные суждения, умение прогнозировать отношения в системе «природа-человек-общество.
Воспитывать чувство сопереживания природе, другим людям.
Содействовать становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, себе.
Тематический вечер рассчитан на учащихся 5-6 классов.
Разыгрывать сценку можно со сцены и затем вести обсуждение экологической картины мира с большой аудиторией.
«Чтобы иметь отношение к будущему,
мы должны отдавать себе полный
отчет о прошлом.»
Норберт Винер
Историко-экологическая информация имеет прогнозное значение, поскольку позволяет получить представление об изменениях, которые могут произойти в окружающей среде в будущем в результате производственной деятельности человека. Опыт природопользования прошлых поколений заслуживает тщательного изучения.
Сегодня нам представляется такая возможность с помощью машины времени побывать в доисторическом прошлом и оказаться очевидцами воздействия человека на природу в результате производственной деятельности.
Приготовление к путешествию
Внимание! Приготовились к путешествию! Положили голову на руки, закрыли глаза. Мы отправляемся в путешествие. Я желаю вам счастливого пути! В добрый путь! Навстречу приключениям!
(Звучит музыка, гаснет свет)
Ребята, занятые в сценке, заходят и занимают свои места. Включается свет.
Ведущая: Табло на машине времени показывает 11 тысяч лет до нашей эры. Мы с вами в доисторическом прошлом!
- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на поляну.
- Что вы видите?
- Древних людей у костра.
- Что они делают?
- Они доедают останки какого-то очень крупного животного и о чем-то разговаривают.
- Давайте мы их послушаем.
Сценка
«Разговор первобытных людей у костра»
Длинные волосы:
-Мы съели последний кусок мяса! Больше есть нечего!
Черные глаза:
- Зоркий глаз! Ты много ходил! Ты много видел! Ты много знаешь! Есть ли место, где много крупных животных?
Зоркий глаз:
- Я много дней и ночей потратил на поиски мамонта, но все напрасно. А о таких животных, как шерстистый носорог, олень карибу, пещерный медведь, я, как и вы слышал от своего отца, но никогда не видел.
Острый зуб:
- Неужели мы убили последнего мамонта?
Ясная улыбка:
- Что мы будем есть?
Черные глаза:
- Чем будем кормить своих детей?
Острый зуб:
- Нам придется оставить нашу пещеру и уйти в другое место?
Зоркий глаз:
- Мудрый медведь! Скажи, что нам делать?
Как нам жить дальше?
Мудрый медведь
- Выслушайте меня! Ты, Зоркий глаз! Ты, Острый зуб! Ты, Черные глаза! Ты, длинные волосы! И ты, Ясная улыбка! Нам идти некуда! Самое лучшее место было здесь.
Длинные волосы:
- Но сейчас, здесь нет еды! И мы погибнем!
Мудрый медведь:
-Есть река, есть лес. Мы будем ловить рыбу, собирать моллюсков, плоды, коренья. И мы выживем.
Ведущая: Мы оставим древних людей разговаривать у костра. А мы с вами вернемся в настоящее время.
Приготовление к путешествию
Внимание! Приготовились к возвращению в наше время. Положили голову на руки, закрыли глаза. Я желаю счастливого пути домой!
(Звучит музыка, гаснет свет).
Ребята, игравшие в сценке «Разговор первобытных людей у костра», уходят.
Включается свет.
Ведущая: наше путешествие закончилось. С помощью машины времени мы с вами побывали в доисторическом мире. Оказались очевидцами, с какими проблемами сталкивались наши предки. Как вы думаете: «Куда исчезли крупные животные, которые являлись объектом промысла древних людей?»
( Ответ: Промысловые животные первые пострадали от человека. Они исчезли с лица земли. Кроме человека, других врагов у них не было).
Ведущая: Действительно, немалую лепту в процессе гибели мамонта и других крупных промысловых животных внесли наши далекие предки, свирепо их преследовавшие. Пресс охоты с их стороны неуклонно усиливался по направлению к современности. Некоторые исследователи полагают, что в исчезновении мамонта человек каменного века сыграл, чуть ли не решающую роль. Но существуют и другие версии вымирания крупных животных мамонтовой фауны. Можете их назвать?
(Ответ: Изменение климата).
Ведущая: Около 12 тысяч лет тому назад началось устойчивое потепление и увлажнение климата Северного полушария. Отступали и таяли ледники, сокращалась область многолетней мерзлоты. Резкие изменения природной среды оказались неблагоприятными для большинства животных мамонтовой фауны. Большинство из них сумели приспособиться к новым условиям, хотя резко сократили область своего недавнего распространения, т.к. северный олень, песец, росомаха и леменги. Другие представители мамонтовой фауны-сам мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, гиена и лев-в конце ледникового периода вымерли.
Есть еще одна версия вымирания животных. Это распространение каких-то эпидемиологических заболеваний внутри популяций мамонтов, которые привели к гибели животных. Мы с вами рассмотрели наиболее распространенные версии. Но до сих пор конкретные причины их гибели остаются загадкой.
Версия, что первобытный человек явился причиной исчезновения мамонта, неслучайна. И сейчас по вине человека погибают животные. Как человек решает эту проблему сейчас?
(Ответ: Охрана животных. Создание заповедников, заказников. Создание красной книги.). Обсуждение по данному вопросу.
Вся история человека-это поиски ответа на вопрос:
- Как жить в гармонии с природой?
В каждую историческую эпоху человечество находило нужный ответ, и с наступлением новой вынуждено было вновь искать.
Длительный период времени люди гордились победой над природой и сложно перестроить сознание человека на то, что человек-часть природы, единое целое, а не царь природы, и что, разрушая окружающую среду, губя все вокруг, он губит сам себя. Закончить наш вечер я хочу словами поэта Е. Евтушенко: