kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок –   семинар по теме «Человек:  его прошлое, настоящее и будущее.

Цель: углубить,  расширить и обобщить знания учащихся по теме «Происхождение человека».

Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, готовить выступления и презентацию проекта; применять свои знания в незнакомой ситуации.

Развивать познавательный интерес к предмету на основе межпредметных связей.

Формировать научное мировоззрение и патриотическое воспитание.

Оборудование:  таблицы, схемы антропогенеза на столе у учащихся, бюсты предков человека,  национальные костюмы, ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.Организационный момент (знакомство с темой и целями урока – слайд №1,2)

2.Проведение семинарского занятия.

Учитель ещё раз напоминает учащимся вопросы, которые будут обсуждаться на этом уроке. (слайд №3)

 Вопросы :   

1.Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека и животных.

2.В чём заключается сущность симиальной (обезьяньей) теории Ч. Дарвина. Основные этапы эволюции человека.

3.Социальное и биологическое в природе человека.

4.Человеческие расы, их происхождение и отличия. Науки, изучающие человека.

5.Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?

6.Будет ли происходить эволюция человека в будущем?

На протяжении нескольких уроков мы изучаем с вами основы антропологии и антропогенеза. Что изучают эти науки?

Кто такой человек? Этот вопрос человечество задавало себе на протяжении всей своей истории. Он волновал гениев и обычных «маленьких» людей на него искали ответ совсем молодые люди и старцы, умудрённые жизненным опытом. Каков же результат этих исканий? Давайте вспомним положение человека в системе органического мира.( слайд №4)Учащимся необходимо найти ошибку.

Н/ц- Эукариоты

Ц- Животные

П/ц – Многоклеточные животные

Тип –Позвоночные

П/тип – Хордовые

Класс – Приматы

П/класс- Плацентарные

Отр.- Млекопитающие

П/отр. – Человекообразные обезьяны

Сем-во – Гоминиды

Род- Человек

Вид –Человек прямоходящий.

Ребята, вспомните,  что позволило учёным установить животное происхождение человека? (учащиеся по таблицам вспоминают доказательства: эмбриологические, палеонтологические,  анатомические). Несмотря на очевидное сходство человека с животными и особенно отрядом приматы, человек является уникальным существом биосферы,   который занимает высокую ступень эволюционного развития                            ( слайд № 5).В чём проявляется уникальность человека и что позволило ему занять такую высокую позицию среди всех живых организмов?   Ребята, чтобы нам объяснить формирование этих уникальных качеств человека, нам нужно вернуться в прошлое, к самым истокам антропогенеза.            Б.Кемпбелл говорил: «Только разобравшись в своём доисторическом прошлом мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть»( слайд №6).                                                                                                         Ребята, у вас на столах приготовлены задания,  где вы должны будете на основе схемы антропогенеза и своих знаний заполнить пустые клетки.  (таблица представлена

Учащиеся самостоятельно заполняют, обсуждают в парах.  После этого идёт проверка выполненного задания.  Учащиеся называют изменения, которые произошли во внешнем строении и образе жизни. Происхождение человека от обезьян помимо Дарвина рассматривал шведский антрополог Ян Линдблад. Ему принадлежит гипотеза  « водяной обезьяны « (слайд №7)

Эволюция человека началась 5-8 млн. лет назад и на протяжении этого длительного времени она происходила под влиянием двух групп факторов. Н. Заболоцкому принадлежат следующие слова:    (слайд №8)

 « Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил».

Что имел в виду Н. Заболоцкий? После этого учащиеся выполняют задание – заполняют схему «Факторы антропогенеза»( она заготовлена на обратной стороне листа с заданием №1 )                                

      После заполнения схемы идёт взаимопроверка в парах по эталону на слайде и обсуждение. Ребята, вспомните, как изменялось влияние этих факторов в процессе эволюции человека? Учитель дополняет, что формирование человека есть, прежде всего, становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Итак, благодаря воздействию перечисленных сейчас движущих сил эволюции человека, около 40 тыс. лет назад появился человек современного физического типа – вид человек разумный. Это время явилось с точки зрения антропологов, также и временем возникновения различных человеческих рас.

Ребята, вспомните, что такое раса? Какие выделяют расы и чем отличаются между собой представители различных рас? (слайд № 9) Как в процессе эволюции могли возникнуть эти расовые отличия ?(разбираются гипотезы: традиционная и по книге Дольник «Непослушное дитя биосферы»)

Вот мы с вами плавно перешли к настоящему. Появление человека разумного, развитие человеческого общества  создали предпосылки для появления наук,  изучающих человека. Но так как ещё не до конца изучен вопрос о происхождении человека, то это породило много ложных теорий, порой очень далёких от науки.( слайды 10- 13). Науки- расоведение,    этнография. Лженауки- расизм, социальный дарвинизм, евгеника.

Одна из наук – этнография очень заинтересовала группу учащихся 11 В класса и они решили заняться познанием этнографических особенностей Пензенской области. Они работали над проектом «Этнические группы, проживающие в Пензенской области, их общность и особенности».(презентация проекта, слайды, театрализованное представление «История народного костюма».

Вывод по проекту делает один из участников.

Благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности у человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций культуры, науки, знаний. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился и это может навести на мысль, будто человек представляет собой завершившуюся эволюцию. Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида? Давайте послушаем сообщение.

Итак, мы поговорили о современном этапе эволюции человека, о его настоящем. А как вы думаете, изменится ли человек в будущем, учитывая взаимоотношения человека с окружающей средой и его биосоциальную сущность. Учащиеся высказывают свои мнения и делятся  мнениями  с одноклассниками.

Учитель дополняет ответы учащихся.

В конце 20 века в США, некоторое распространение получили взгляды, известные под названием «биократизм». Сторонники биократизма считают, что человек как биологический вид несовершенен и нуждается в совершенствовании на биологической основе и только с помощью биологических методов. Человека будущего биократы представляют с увеличенным мозгом, вследствие трансплантации дополнительных мозговых клеток в мозг плода и новорождённого или через изменение генов. Затем демонстрируются слайды различных представлений человека будущего, которые похожи на уродливые карикатуры и выглядят нелепо.

3.Вывод по семинару делает учитель.

Сегодня на уроке мы поговорили о прошлом, настоящем и будущем человека. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эволюция человека началась  давно – 5 млн. лет назад, а может и больше, она продолжается и сейчас под воздействием биологических и социальных факторов. Несмотря, на то, что человек в настоящее время подчинил себе природу и уже меньше от неё зависит по сравнению с начальными этапами антропогенеза, природа продолжает оказывать влияние на эволюцию человека. Мало того, эволюция природы и человека происходят одновременно, они неразрывно связаны. Закончить семинар мне бы хотелось словами Маркса и Энгельса.

«Человек – продукт природы, развивающийся в определённой среде и вместе с ней».

Рефлексия    Учитель просит оценить   успешность   достижения цели и свою работу на уроке.

 Я  узнал…….

Я  хотел   бы  узнать…….

Мне  удалось……

Мое  настроение

4.Домашнее задание. Подготовка к зачёту по всей теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.»

Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.


Цель: углубить, расширить и обобщить знания учащихся по теме «Происхождение человека».

Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, готовить выступления и презентацию проекта; применять свои знания в незнакомой ситуации.

Развивать познавательный интерес к предмету на основе межпредметных связей.

Формировать научное мировоззрение и патриотическое воспитание.


Оборудование: таблицы, схемы антропогенеза на столе у учащихся, бюсты предков человека, национальные костюмы, ноутбук, мультимедийный проектор.


Ход урока.

1.Организационный момент (знакомство с темой и целями урока – слайд №1,2)

2.Проведение семинарского занятия.

Учитель ещё раз напоминает учащимся вопросы, которые будут обсуждаться на этом уроке. (слайд №3)

Вопросы :

1.Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека и животных.

2.В чём заключается сущность симиальной (обезьяньей) теории Ч. Дарвина. Основные этапы эволюции человека.

3.Социальное и биологическое в природе человека.

4.Человеческие расы, их происхождение и отличия. Науки, изучающие человека.

5.Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?

6.Будет ли происходить эволюция человека в будущем?

На протяжении нескольких уроков мы изучаем с вами основы антропологии и антропогенеза. Что изучают эти науки?

Кто такой человек? Этот вопрос человечество задавало себе на протяжении всей своей истории. Он волновал гениев и обычных «маленьких» людей на него искали ответ совсем молодые люди и старцы, умудрённые жизненным опытом. Каков же результат этих исканий? Давайте вспомним положение человека в системе органического мира.( слайд №4)Учащимся необходимо найти ошибку.

Н/ц- Эукариоты

Ц- Животные

П/ц – Многоклеточные животные

Тип –Позвоночные

П/тип – Хордовые

Класс – Приматы

П/класс- Плацентарные

Отр.- Млекопитающие

П/отр. – Человекообразные обезьяны

Сем-во – Гоминиды

Род- Человек

Вид –Человек прямоходящий.

Ребята, вспомните, что позволило учёным установить животное происхождение человека? (учащиеся по таблицам вспоминают доказательства: эмбриологические, палеонтологические, анатомические). Несмотря на очевидное сходство человека с животными и особенно отрядом приматы, человек является уникальным существом биосферы, который занимает высокую ступень эволюционного развития ( слайд № 5).В чём проявляется уникальность человека и что позволило ему занять такую высокую позицию среди всех живых организмов? Ребята, чтобы нам объяснить формирование этих уникальных качеств человека, нам нужно вернуться в прошлое, к самым истокам антропогенеза. Б.Кемпбелл говорил: «Только разобравшись в своём доисторическом прошлом мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть»( слайд №6). Ребята, у вас на столах приготовлены задания, где вы должны будете на основе схемы антропогенеза и своих знаний заполнить пустые клетки. (таблица представлена)



Учащиеся самостоятельно заполняют, обсуждают в парах. После этого идёт проверка выполненного задания. Учащиеся называют изменения, которые произошли во внешнем строении и образе жизни. Происхождение человека от обезьян помимо Дарвина рассматривал шведский антрополог Ян Линдблад. Ему принадлежит гипотеза « водяной обезьяны « (слайд №7)

Эволюция человека началась 5-8 млн. лет назад и на протяжении этого длительного времени она происходила под влиянием двух групп факторов. Н. Заболоцкому принадлежат следующие слова: (слайд №8)

« Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил».

Что имел в виду Н. Заболоцкий? После этого учащиеся выполняют задание – заполняют схему «Факторы антропогенеза»( она заготовлена на обратной стороне листа с заданием №1 )

После заполнения схемы идёт взаимопроверка в парах по эталону на слайде и обсуждение. Ребята, вспомните, как изменялось влияние этих факторов в процессе эволюции человека? Учитель дополняет, что формирование человека есть, прежде всего, становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.

Итак, благодаря воздействию перечисленных сейчас движущих сил эволюции человека, около 40 тыс. лет назад появился человек современного физического типа – вид человек разумный. Это время явилось с точки зрения антропологов, также и временем возникновения различных человеческих рас.

Ребята, вспомните, что такое раса? Какие выделяют расы и чем отличаются между собой представители различных рас? (слайд № 9) Как в процессе эволюции могли возникнуть эти расовые отличия ?(разбираются гипотезы: традиционная и по книге Дольник «Непослушное дитя биосферы»)

Вот мы с вами плавно перешли к настоящему. Появление человека разумного, развитие человеческого общества создали предпосылки для появления наук, изучающих человека. Но так как ещё не до конца изучен вопрос о происхождении человека, то это породило много ложных теорий, порой очень далёких от науки.( слайды 10- 13). Науки- расоведение, этнография. Лженауки- расизм, социальный дарвинизм, евгеника.

Одна из наук – этнография очень заинтересовала группу учащихся 11 В класса и они решили заняться познанием этнографических особенностей Пензенской области. Они работали над проектом «Этнические группы, проживающие в Пензенской области, их общность и особенности».(презентация проекта, слайды, театрализованное представление «История народного костюма».

Вывод по проекту делает один из участников.

Благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности у человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций культуры, науки, знаний. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился и это может навести на мысль, будто человек представляет собой завершившуюся эволюцию. Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида? Давайте послушаем сообщение.

Итак, мы поговорили о современном этапе эволюции человека, о его настоящем. А как вы думаете, изменится ли человек в будущем, учитывая взаимоотношения человека с окружающей средой и его биосоциальную сущность. Учащиеся высказывают свои мнения и делятся мнениями с одноклассниками.

Учитель дополняет ответы учащихся.

В конце 20 века в США, некоторое распространение получили взгляды, известные под названием «биократизм». Сторонники биократизма считают, что человек как биологический вид несовершенен и нуждается в совершенствовании на биологической основе и только с помощью биологических методов. Человека будущего биократы представляют с увеличенным мозгом, вследствие трансплантации дополнительных мозговых клеток в мозг плода и новорождённого или через изменение генов. Затем демонстрируются слайды различных представлений человека будущего, которые похожи на уродливые карикатуры и выглядят нелепо.

3.Вывод по семинару делает учитель.

Сегодня на уроке мы поговорили о прошлом, настоящем и будущем человека. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эволюция человека началась давно – 5 млн. лет назад, а может и больше, она продолжается и сейчас под воздействием биологических и социальных факторов. Несмотря, на то, что человек в настоящее время подчинил себе природу и уже меньше от неё зависит по сравнению с начальными этапами антропогенеза, природа продолжает оказывать влияние на эволюцию человека. Мало того, эволюция природы и человека происходят одновременно, они неразрывно связаны. Закончить семинар мне бы хотелось словами Маркса и Энгельса.

«Человек – продукт природы, развивающийся в определённой среде и вместе с ней».

Рефлексия Учитель просит оценить успешность достижения цели и свою работу на уроке.

Я узнал……..

Я хотел бы узнать……..

Мне удалось……

Мое настроение


4.Домашнее задание. Подготовка к зачёту по всей теме.












Руководитель МО учителей естественнонаучного цикла (Н.Ф. Мякинькова)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.

Автор: Попова Татьяна Николаевна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 371030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Проект "70-летие Победы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-70-lietiie-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "213806"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432141591"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Статья "Совершенствование преподавания истории через интегрированные уроки" "
    ["seo_title"] => string(86) "stat-ia-soviershienstvovaniie-priepodavaniia-istorii-chieriez-intieghrirovannyie-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "137397"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417347593"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Открытый урок "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(22) "otkrytyi-urok-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "179432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425013688"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Воспитание любви и уважения к своему Отечеству на занятиях кружка   «Уроки нравственности» "
    ["seo_title"] => string(100) "vospitaniie-liubvi-i-uvazhieniia-k-svoiemu-otiechiestvu-na-zaniatiiakh-kruzhka-uroki-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "174412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424116296"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства