Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.
Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.
Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.
Цель: углубить, расширить и обобщить знания учащихся по теме «Происхождение человека».
Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, готовить выступления и презентацию проекта; применять свои знания в незнакомой ситуации.
Развивать познавательный интерес к предмету на основе межпредметных связей.
Формировать научное мировоззрение и патриотическое воспитание.
Оборудование: таблицы, схемы антропогенеза на столе у учащихся, бюсты предков человека, национальные костюмы, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент (знакомство с темой и целями урока – слайд №1,2)
2.Проведение семинарского занятия.
Учитель ещё раз напоминает учащимся вопросы, которые будут обсуждаться на этом уроке. (слайд №3)
Вопросы :
1.Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека и животных.
2.В чём заключается сущность симиальной (обезьяньей) теории Ч. Дарвина. Основные этапы эволюции человека.
3.Социальное и биологическое в природе человека.
4.Человеческие расы, их происхождение и отличия. Науки, изучающие человека.
5.Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?
6.Будет ли происходить эволюция человека в будущем?
На протяжении нескольких уроков мы изучаем с вами основы антропологии и антропогенеза. Что изучают эти науки?
Кто такой человек? Этот вопрос человечество задавало себе на протяжении всей своей истории. Он волновал гениев и обычных «маленьких» людей на него искали ответ совсем молодые люди и старцы, умудрённые жизненным опытом. Каков же результат этих исканий? Давайте вспомним положение человека в системе органического мира.( слайд №4)Учащимся необходимо найти ошибку.
Н/ц- Эукариоты
Ц- Животные
П/ц – Многоклеточные животные
Тип –Позвоночные
П/тип – Хордовые
Класс – Приматы
П/класс- Плацентарные
Отр.- Млекопитающие
П/отр. – Человекообразные обезьяны
Сем-во – Гоминиды
Род- Человек
Вид –Человек прямоходящий.
Ребята, вспомните, что позволило учёным установить животное происхождение человека? (учащиеся по таблицам вспоминают доказательства: эмбриологические, палеонтологические, анатомические). Несмотря на очевидное сходство человека с животными и особенно отрядом приматы, человек является уникальным существом биосферы, который занимает высокую ступень эволюционного развития ( слайд № 5).В чём проявляется уникальность человека и что позволило ему занять такую высокую позицию среди всех живых организмов? Ребята, чтобы нам объяснить формирование этих уникальных качеств человека, нам нужно вернуться в прошлое, к самым истокам антропогенеза. Б.Кемпбелл говорил: «Только разобравшись в своём доисторическом прошлом мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть»( слайд №6). Ребята, у вас на столах приготовлены задания, где вы должны будете на основе схемы антропогенеза и своих знаний заполнить пустые клетки. (таблица представлена
Учащиеся самостоятельно заполняют, обсуждают в парах. После этого идёт проверка выполненного задания. Учащиеся называют изменения, которые произошли во внешнем строении и образе жизни. Происхождение человека от обезьян помимо Дарвина рассматривал шведский антрополог Ян Линдблад. Ему принадлежит гипотеза « водяной обезьяны « (слайд №7)
Эволюция человека началась 5-8 млн. лет назад и на протяжении этого длительного времени она происходила под влиянием двух групп факторов. Н. Заболоцкому принадлежат следующие слова: (слайд №8)
« Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил».
Что имел в виду Н. Заболоцкий? После этого учащиеся выполняют задание – заполняют схему «Факторы антропогенеза»( она заготовлена на обратной стороне листа с заданием №1 )
После заполнения схемы идёт взаимопроверка в парах по эталону на слайде и обсуждение. Ребята, вспомните, как изменялось влияние этих факторов в процессе эволюции человека? Учитель дополняет, что формирование человека есть, прежде всего, становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.
Итак, благодаря воздействию перечисленных сейчас движущих сил эволюции человека, около 40 тыс. лет назад появился человек современного физического типа – вид человек разумный. Это время явилось с точки зрения антропологов, также и временем возникновения различных человеческих рас.
Ребята, вспомните, что такое раса? Какие выделяют расы и чем отличаются между собой представители различных рас? (слайд № 9) Как в процессе эволюции могли возникнуть эти расовые отличия ?(разбираются гипотезы: традиционная и по книге Дольник «Непослушное дитя биосферы»)
Вот мы с вами плавно перешли к настоящему. Появление человека разумного, развитие человеческого общества создали предпосылки для появления наук, изучающих человека. Но так как ещё не до конца изучен вопрос о происхождении человека, то это породило много ложных теорий, порой очень далёких от науки.( слайды 10- 13). Науки- расоведение, этнография. Лженауки- расизм, социальный дарвинизм, евгеника.
Одна из наук – этнография очень заинтересовала группу учащихся 11 В класса и они решили заняться познанием этнографических особенностей Пензенской области. Они работали над проектом «Этнические группы, проживающие в Пензенской области, их общность и особенности».(презентация проекта, слайды, театрализованное представление «История народного костюма».
Вывод по проекту делает один из участников.
Благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности у человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций культуры, науки, знаний. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.
За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился и это может навести на мысль, будто человек представляет собой завершившуюся эволюцию. Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида? Давайте послушаем сообщение.
Итак, мы поговорили о современном этапе эволюции человека, о его настоящем. А как вы думаете, изменится ли человек в будущем, учитывая взаимоотношения человека с окружающей средой и его биосоциальную сущность. Учащиеся высказывают свои мнения и делятся мнениями с одноклассниками.
Учитель дополняет ответы учащихся.
В конце 20 века в США, некоторое распространение получили взгляды, известные под названием «биократизм». Сторонники биократизма считают, что человек как биологический вид несовершенен и нуждается в совершенствовании на биологической основе и только с помощью биологических методов. Человека будущего биократы представляют с увеличенным мозгом, вследствие трансплантации дополнительных мозговых клеток в мозг плода и новорождённого или через изменение генов. Затем демонстрируются слайды различных представлений человека будущего, которые похожи на уродливые карикатуры и выглядят нелепо.
3.Вывод по семинару делает учитель.
Сегодня на уроке мы поговорили о прошлом, настоящем и будущем человека. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эволюция человека началась давно – 5 млн. лет назад, а может и больше, она продолжается и сейчас под воздействием биологических и социальных факторов. Несмотря, на то, что человек в настоящее время подчинил себе природу и уже меньше от неё зависит по сравнению с начальными этапами антропогенеза, природа продолжает оказывать влияние на эволюцию человека. Мало того, эволюция природы и человека происходят одновременно, они неразрывно связаны. Закончить семинар мне бы хотелось словами Маркса и Энгельса.
«Человек – продукт природы, развивающийся в определённой среде и вместе с ней».
Рефлексия Учитель просит оценить успешность достижения цели и свою работу на уроке.
Я узнал…….
Я хотел бы узнать…….
Мне удалось……
Мое настроение
4.Домашнее задание. Подготовка к зачёту по всей теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.»
Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее.
Цель: углубить, расширить и обобщить знания учащихся по теме «Происхождение человека».
Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, готовить выступления и презентацию проекта; применять свои знания в незнакомой ситуации.
Развивать познавательный интерес к предмету на основе межпредметных связей.
Формировать научное мировоззрение и патриотическое воспитание.
Оборудование: таблицы, схемы антропогенеза на столе у учащихся, бюсты предков человека, национальные костюмы, ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент (знакомство с темой и целями урока – слайд №1,2)
2.Проведение семинарского занятия.
Учитель ещё раз напоминает учащимся вопросы, которые будут обсуждаться на этом уроке. (слайд №3)
Вопросы :
1.Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека и животных.
2.В чём заключается сущность симиальной (обезьяньей) теории Ч. Дарвина. Основные этапы эволюции человека.
3.Социальное и биологическое в природе человека.
4.Человеческие расы, их происхождение и отличия. Науки, изучающие человека.
5.Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?
6.Будет ли происходить эволюция человека в будущем?
На протяжении нескольких уроков мы изучаем с вами основы антропологии и антропогенеза. Что изучают эти науки?
Кто такой человек? Этот вопрос человечество задавало себе на протяжении всей своей истории. Он волновал гениев и обычных «маленьких» людей на него искали ответ совсем молодые люди и старцы, умудрённые жизненным опытом. Каков же результат этих исканий? Давайте вспомним положение человека в системе органического мира.( слайд №4)Учащимся необходимо найти ошибку.
Н/ц- Эукариоты
Ц- Животные
П/ц – Многоклеточные животные
Тип –Позвоночные
П/тип – Хордовые
Класс – Приматы
П/класс- Плацентарные
Отр.- Млекопитающие
П/отр. – Человекообразные обезьяны
Сем-во – Гоминиды
Род- Человек
Вид –Человек прямоходящий.
Ребята, вспомните, что позволило учёным установить животное происхождение человека? (учащиеся по таблицам вспоминают доказательства: эмбриологические, палеонтологические, анатомические). Несмотря на очевидное сходство человека с животными и особенно отрядом приматы, человек является уникальным существом биосферы, который занимает высокую ступень эволюционного развития ( слайд № 5).В чём проявляется уникальность человека и что позволило ему занять такую высокую позицию среди всех живых организмов? Ребята, чтобы нам объяснить формирование этих уникальных качеств человека, нам нужно вернуться в прошлое, к самым истокам антропогенеза. Б.Кемпбелл говорил: «Только разобравшись в своём доисторическом прошлом мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть»( слайд №6). Ребята, у вас на столах приготовлены задания, где вы должны будете на основе схемы антропогенеза и своих знаний заполнить пустые клетки. (таблица представлена)
Учащиеся самостоятельно заполняют, обсуждают в парах. После этого идёт проверка выполненного задания. Учащиеся называют изменения, которые произошли во внешнем строении и образе жизни. Происхождение человека от обезьян помимо Дарвина рассматривал шведский антрополог Ян Линдблад. Ему принадлежит гипотеза « водяной обезьяны « (слайд №7)
Эволюция человека началась 5-8 млн. лет назад и на протяжении этого длительного времени она происходила под влиянием двух групп факторов. Н. Заболоцкому принадлежат следующие слова: (слайд №8)
« Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим, по мере наших сил».
Что имел в виду Н. Заболоцкий? После этого учащиеся выполняют задание – заполняют схему «Факторы антропогенеза»( она заготовлена на обратной стороне листа с заданием №1 )
После заполнения схемы идёт взаимопроверка в парах по эталону на слайде и обсуждение. Ребята, вспомните, как изменялось влияние этих факторов в процессе эволюции человека? Учитель дополняет, что формирование человека есть, прежде всего, становление общества. Антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человека и общества – антропосоциогенез, в котором ведущей стороной является социогенез.
Итак, благодаря воздействию перечисленных сейчас движущих сил эволюции человека, около 40 тыс. лет назад появился человек современного физического типа – вид человек разумный. Это время явилось с точки зрения антропологов, также и временем возникновения различных человеческих рас.
Ребята, вспомните, что такое раса? Какие выделяют расы и чем отличаются между собой представители различных рас? (слайд № 9) Как в процессе эволюции могли возникнуть эти расовые отличия ?(разбираются гипотезы: традиционная и по книге Дольник «Непослушное дитя биосферы»)
Вот мы с вами плавно перешли к настоящему. Появление человека разумного, развитие человеческого общества создали предпосылки для появления наук, изучающих человека. Но так как ещё не до конца изучен вопрос о происхождении человека, то это породило много ложных теорий, порой очень далёких от науки.( слайды 10- 13). Науки- расоведение, этнография. Лженауки- расизм, социальный дарвинизм, евгеника.
Одна из наук – этнография очень заинтересовала группу учащихся 11 В класса и они решили заняться познанием этнографических особенностей Пензенской области. Они работали над проектом «Этнические группы, проживающие в Пензенской области, их общность и особенности».(презентация проекта, слайды, театрализованное представление «История народного костюма».
Вывод по проекту делает один из участников.
Благодаря развитию абстрактного мышления, речи, трудовой деятельности у человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций культуры, науки, знаний. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.
За последние 40 тыс. лет физический облик людей почти не изменился и это может навести на мысль, будто человек представляет собой завершившуюся эволюцию. Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида? Давайте послушаем сообщение.
Итак, мы поговорили о современном этапе эволюции человека, о его настоящем. А как вы думаете, изменится ли человек в будущем, учитывая взаимоотношения человека с окружающей средой и его биосоциальную сущность. Учащиеся высказывают свои мнения и делятся мнениями с одноклассниками.
Учитель дополняет ответы учащихся.
В конце 20 века в США, некоторое распространение получили взгляды, известные под названием «биократизм». Сторонники биократизма считают, что человек как биологический вид несовершенен и нуждается в совершенствовании на биологической основе и только с помощью биологических методов. Человека будущего биократы представляют с увеличенным мозгом, вследствие трансплантации дополнительных мозговых клеток в мозг плода и новорождённого или через изменение генов. Затем демонстрируются слайды различных представлений человека будущего, которые похожи на уродливые карикатуры и выглядят нелепо.
3.Вывод по семинару делает учитель.
Сегодня на уроке мы поговорили о прошлом, настоящем и будущем человека. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эволюция человека началась давно – 5 млн. лет назад, а может и больше, она продолжается и сейчас под воздействием биологических и социальных факторов. Несмотря, на то, что человек в настоящее время подчинил себе природу и уже меньше от неё зависит по сравнению с начальными этапами антропогенеза, природа продолжает оказывать влияние на эволюцию человека. Мало того, эволюция природы и человека происходят одновременно, они неразрывно связаны. Закончить семинар мне бы хотелось словами Маркса и Энгельса.
«Человек – продукт природы, развивающийся в определённой среде и вместе с ней».
Рефлексия Учитель просит оценить успешность достижения цели и свою работу на уроке.
Я узнал……..
Я хотел бы узнать……..
Мне удалось……
Мое настроение
4.Домашнее задание. Подготовка к зачёту по всей теме.
Руководитель МО учителей естественнонаучного цикла (Н.Ф. Мякинькова)