Вывод: предметы могут быть толстыми – тонкими, широкими – узкими.
Физминутка «Животные»
Работа в азбуке-тетради: сравните одежду, стол
Внимательно слушают и отвечают на вопросы
Сравнивают предметы, делают выводы используя метод прикладывания предметов друг к другу
Изображают животных перечисленных в считалке.
Выполняют задания предложенные в азбуке.
Рефлексивно-коррегирующий
Д/и «Построй пирамиду» (индивидуально)
На своем столе выкладывают пирамидку из полос разной толщины
Ожидаемый результат:
Знать: такие понятия как толще, тоньше;
Иметь: иметь представление о различие таких величин, как толстый-тонкий, широкий –узкий;
Уметь: классифицировать предметы по толщине
Технологическая карта №4
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Широкий - узкий
Цель: - познакомить с понятиями широкий – узкий;
- показать различие этих величин;
- развивать логическое мышление и внимание.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
Зачитываю математические загадки:
Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Один у берёзы, один у осины,
Сколько их будет в плетённой корзине?
На ветке три птички –
Пришёл кот,
Одну уволок.
Сколько осталось? (ни одной)
Внимательно слушают
Отвечают на поставленный вопрос, доказывают свой ответ
Организационно-поисковый
Провожу беседу о пользе книг:
- Из чего делают бумагу?
- Зачем нужны книги?
Работа с наглядным материалом:
- Давайте сравним бруски по толщине, выясним их величину – какой из них шире – уже.
Физминутка «Волки»
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.
Работа по карточке.- Устали волки, решили отдохнуть, видят 2 лавочки. И вдруг заспорили. Догадайтесь почему? Одинаковые лавочки?
Одна лавка широкая, а другая? (узкая)
Тренировочное упражнение
- Сравните карандаши, ленточки; сравните ребят.
Слушают, отвечают на поставленные вопросы
Сравнивают предметы и делают выводы
Дети прыгают под стих-е.
Рассматривают карточки и говорят почему обиделись волки; сравнивают по ширине
Отвечают, что широкая, узкая, одинаковой (равной) ширины
Рефлексивно-коррегирующий
Д/и «Найди свой дом»
Находят в группе домик соответствующий их полоске.
Ожидаемый результат:
Знать: о пользе книг;
Иметь: представление о таких величинах, как широкий –узкий;
Уметь: классифицировать предметы в зависимости от ширины
Технологическая карта №5
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Справа, слева, спереди, высокий – низкий.
Цель: - упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять точное местонахождение предметов;
- воспитывать интерес к математике.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
Весёлый счёт с Буратино (прямой и обратный в пределах 10).
Считают с опорой на числовой ряд.
Организационно-поисковый
- Буратино предлагает нам поиграть в игру «Полёт». Буратино – диспетчер, а вы – пилоты. Слушайте внимательно – отправляемся в полёт.
1) руки вверх, вниз, в стороны, на пояс, присели, встали, похлопали, подпрыгнули;
2) набираем высоту, команды сложнее: левую руку вверх, правую руку вверх, похлопали 3 раза, руки на пояс, наклон влево, вправо, потопали 4 раза.
Работаем по карточке.
- Что изображено, назовите?
- Что находится справа. Слева?
Работа с раздаточным материалом:
Предлагаю положить грибок в середину, ёлочку справа, слева кружок.
Физминутка «Буратино»
Работа в азбуке-тетради:
Нарисуйте клетки, раскрасьте и обведите их
Внимательно слушают и чётко выполняют команды
Каждый смотрит на свою карточку и отвечает на вопросы
Один ребёнок у доски остальные за столами раскладывают предметы по указанию учителя.
Выполняют упражнения
Раскрашивают клетку справа – красным, слева – синим, верх-зелёным, нижнюю-жёлтым
Рефлексивно-коррегирующий
_ Сейчас каждый из вас найдите у себя под столом в верхнем правом и нижнем левом углу, свою улыбку.
Определяют углы и находят улыбку.
Ожидаемый результат:
Знать: прямой и обратный счёт в пределах 10;
Иметь: представление об ориентировки в пространстве;
Уметь: действовать в соответствии с указаниями воспитателя
Технологическая карта №6
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Порядковый счёт.
Цель: - познакомить с порядковым счётом;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- развивать логическое мышление и память.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
Д/и «Цветовая угадай-ка». Даю словесное описание задуманного числа.
Дети по числовому ряду и по цвету угадывают задуманное число.
Организационно-поисковый
Расставляю спичечные коробки в ряд:
- Сосчитайте коробки. Что сделал Рахат?
- Что мы узнали?
- Когда хотят узнать, сколько предметов, их считают так как Рахат. Отвечаем на вопрос сколько всего.
У меня все коробки одинаковые, но в одной есть шарик. Когда надо узнать место предмета, тоже считают, но по другому.
Показ образца счёта.
Считаем слева – направо: первая, вторая и т.д.
- Какая по счёту последняя коробка?
- Я открою секрет: шарик в 5 коробке слева.
Работа с раздаточным материалом:
- на каком по счёту месте красный квадрат?
- которые по счёту синие квадраты?
Физминутка «Утята».
Работа в азбуке-тетради
Считают коробки.
Он их сосчитал, мы узнали сколько их.
Хором повторяют счёт
Считают вместе с воспитателем. Последняя по счёту коробка будет седьмая.
Выходят к доске, отсчитывают коробки и находят шарик.
Раскладывают квадраты по заданию воспитателя.
Выполняют упражнения
Рефлексивно-коррегирующий
Что делали на занятии?
Как считали, Как называется такой счёт?
Отвечают, что такой счёт называется порядковый
Ожидаемый результат:
Знать: что такое порядковый счёт;
Иметь: представление о правилах счёта;
Уметь: отсчитывать предметы по заданию воспитателя
Технологическая карта №7
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Много – мало, больше – меньше.
Цель: - познакомить с понятиями: много – мало, больше – меньше – путём сопоставления предметов;
- научить приёмам уравнивания;
- развивать внимание, воображение, интерес к математике.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
Сегодня мы отправимся с вами в страну «Сообразилия». И мы узнаем, любите ли вы думать, «ломать голову», «соображать».
Порядковый счёт
Соглашаются с воспитателем, внимательно слушают.
Считают с опорой на наглядность
Организационно-поисковый
- слушайте первую «хитрую» задачку:
Собрались Филя, Хрюша и Степашка чай пить. Но посмотрите на стол – там всего 2 кружки. Загрустили наши герои. Почему?
- как же исправить ситуацию, чтобы все стали весёлыми?
Работа с раздаточным материалом:
Положите на верхнюю полоску 4 ёлочки, а на нижнюю 2 грибочка.
- Чего меньше, чего больше?
- На сколько больше, меньше?
Физминутка: Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки и т.д.
Работа в азбуке-тетради:
Раскрась геометрические фигуры
Найди крышку.
Отвечают, что героев больше, чем кружек. Одному не достанется.
К двум чашкам добавить ещё одну.
Выполняют задание по указанию воспитателя, отвечают на вопросы.
Выполняют упр-ия в соответствии с картинкой
Раскрашивают в соответствующие цвета, соединяют линией крышку и посуду.
Рефлексивно-коррегирующий
Дидактическая игра «В какой руке больше?»
Угадывают количество предметов спрятанных в руке.
Ожидаемый результат:
Знать: понятия «много – мало, больше – меньше»;
Иметь: навык вести порядковый счёт;
Уметь: уравнивать предметы, путём сопоставления
Технологическая карта №8
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Сравнение группы предметов, сколько - столько
Цель: - познакомить с понятиями и знаками ≥ ≤ ;
- научить сравнивать и сопоставлять предметы;
- развивать внимание, воображение детей.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
Д/игра «Чего не стало» (на фланелеграфе размещаю несколько предметных картинок, затем одну убираю)
Запоминают последовательность и количество картинок, называют убранную карточку.
Организационно-поисковый
Читаю сказку «Лягушка Ляга».
Ляга была жадная, ненасытная. Но скоро болотные жители обнаружили, что она обращает внимание только на тех, кого много. Вот полюбуйтесь на неё. Лягушкин рот – это знак сравнения – он открыт в ту сторону где больше.
Работа у доски. Выставляю на фланелеграф картинки, а дети должны поставить знак сравнения.
Физминутка «На болоте»
Работа в тетрадях.
Сейчас мы с вами напишем лягушкин рот, когда он открыт и когда закрыт.
Установите равенство емкостей посуды
Внимательно слушают сказку, знакомятся с лягушкой Лягой
Лягушкин рот – открыт в ту сторону где больше.
Ляга откроет рот к собачкам, потому что их больше чем кошек и т.д.
Выполняют упражнения по тексту
Написание в тетрадях знаков ≤, ≥
Вывод: 4 чашки равнозначны одному чайнику.
Рефлексивно-коррегирующий
- Кто приходил к нам в гости?
- Что вы знаете о лягушке Ляге?
Отвечают на вопросы
Ожидаемый результат:
Знать: написание знаков сравнения;
Иметь: представление о неравенствах;
Уметь: сравнивать и сопоставлять предметы, используя выражения сколько - столько
Технологическая карта №9
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Равенство.
Цель: - познакомить с понятиями: сколько – столько же, столько – сколько – путём сравнения и сопоставления предметов;
- научить приёмам уравнивания; понимать выражение «столько – сколько».
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
Кто нас встречает? Отгадайте загадки.
Сам он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это … (ёж).
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (заяц)
Внимательно слушают, угадывают загадку.
Организационно-поисковый
Чтение сказки С.Иванова «Зайка-незнайка». Вопросы по сказке:
- У кого хвост короче: у зайца или у лисы?
Смотрите, на полянку пришёл зайчонок.
Работа по карточкам.
- Сколько шаров у зайчонка в одной лапе, сколько в другой?
- Каких шаров больше?
- Что слева от пенька? А на пеньке?
- Чего меньше: грибов или орешков?
- Как сделать, чтобы их стало поровну (одинаковое количество)?
Работа в тетради: написание знака =.
Физминутка «Зайка серенький сидит»
Работа в азбуке-тетради:
Уравнивание групп – путём добавления или уменьшения их количества на 1, 2, 3 предмета
Слушают сказку.
У зайца хвост короткий, а у лисы длинный.
С опорой на карточки, отвечают на вопросы и расставляют знаки на фланелеграфе.
Слева 1 мухомор, а на пеньке 2 орешка и т.д.
Предлагают добавить или убрать.
Прописывают знак =.
Выполняют упражнения по тексту
Дорисовывают 1, 2, 3 предмета в соответствующей строке.
Рефлексивно-коррегирующий
- Какие способы вы знаете, чтобы уравнять группы предметов?
- Каким выражением пользовались, чтобы определить равенство групп предметов?
Уменьшить или увеличить количество на 1, 2, 3
Одинаковое количество, сколько – столько же.
Ожидаемый результат:
Знать: что такое неравенство;
Иметь: представление о написание знака =;
Уметь: уравнивать группу предметов путём добавления или уменьшения
Технологическая карта №10
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Закрепление пройденного материала «В гости к диким животным»
Цель: - закрепить знания детей о таких математических представлениях, как: далеко – близко, большой – маленький; ориентировка в пространстве.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а точнее в гости к диким животным. Вы согласны со мной.
Дети с удовольствием соглашаются.
Организационно-поисковый
Прямой счёт до 10.
-Чтобы попасть на занятие нужно пройти через речку по камушкам. Кто не правильно считает, тот упадёт в воду.
Задание от лягушки (выставляю изображение лягушки).
На дереве спряталась Белочка, которая хочет, чтобы вы разложили предметы.
Ориентировка в пространстве – задание от птички (работа с раздаточным материалом).
Физминутка «Сделай столько – сколько покажу».
Уравнивание предметов – поругались медвежата не могут поделить игрушки.
Наступают на камушки и считают (парами)
Выкладывают лесенку от самой широкой до узкой.
В одну корзинку складывают толстые предметы, в другую – тонкие.
Индивидуально за столами раскладывают предметы по словесному казанию воспитателя.
Выполняют упражнения
Выходят и уравнивают предметы путём добавления или уменьшения.
Рефлексивно-коррегирующий
Обратный счёт - Возвращение в группу по кочкам.
За успешное путешествие дети получают солнышки от лесных жителей.
Дети считают кочки в обратном направлении
Ожидаемый результат:
Знать: такие математические понятия, как далеко – близко, большой – маленький, широкий-узкий;
Иметь: навык прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
Уметь: ориентироваться в пространстве, уравнивать предметы,
Технологическая карта №11
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Число и цифра 1.
Цель: - знакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел;
- учить правильно использовать и писать знаки + или -;
- формировать навык самоконтроля и самооценки
Билингвальный компонент: бір
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
- Ребята, вы знаете цифры?
- Вот они стоят в рядочке, по порядку. Давайте поздороваемся с ними.
Отвечают на вопрос, здороваются с цифрами.
Организационно-поисковый
Работа с рядом цифр.
Прочитайте их от 1 до 10 и назад. Прочитайте в разнобой.
Выделение одного предмета из множества
- Сколько всего грибов? Сколько маленьких?
- Сколько яблок? Все ли одинаковые?
Знакомство с цифрой 1.
Сегодня поближе познакомимся с цифрой 1. На что она похожа?
Физминутка «Аист, аист длинноногий»
- Сейчас мы научимся писать цифру в клеточке по всем школьным правилам. Знакомство с правилами написания цифры.
- С каким числом познакомились? Как оно образуется?
Контрольная минутка
Напишите только ответы:
Сколько окон на картинке (1)
Сколько столов? (1)
Сколько диванов? (-)
Читают числа, затем называют через один.
Отвечают, что всего 5 грибов, но 1 маленький.
Нет, одно яблоко с листиком.
Дети высказывают свои предположения о сходстве цифры с различными предметами.
Выполняют упражнения по тексту
По словесному описанию, пишут цифру сначала у доски, затем в воздухе и в тетрадях.
Дети записывают в тетрадях только ответы
Рефлексивно-коррегирующий
Подвижная игра «Гаражи»
Бегают по группе, по сигналу воспитателя занимают соответствующий гараж
Ожидаемый результат:
Знать: счёт в пределах 10
Иметь: представление об образовании числа 1;
Уметь: выделять из множества – один; писать цифру 1 в тетрадях
Технологическая карта №12
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Число и цифра 2
Цель: - познакомить с цифрой и числом 2, с составом числа 2 и его образованием;
- учить писать цифру 2;
- развивать смекалку и воображение, воспитывать интерес к математике.
Билингвальный компонент:екі
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
- Хотите отправиться в путешествие за знаниями? Для этого нам нужно выложить тропинку из ломанной линии.
Проведём разминку «Ответь, не задумываясь» (Сколько у тебя ртов, лбов, ушей и т.д.)
Отвечают положительно.
Дети выкладывают и хором диктуют маршрут путешествия.
Организационно-поисковый
Работа с числовым рядом.
Повторение – пишем цифру 1.
Вывешиваю на доску карточки с числами 1 и 2. Объясняю, как получается число 2 в натуральном ряду:
- Сколько у меня яблок слева? (1)
- А сколько с права? (1)
Если к одному я добавлю еще 1 то получится 2. 2 состоит из двух единиц.
Знакомство с написанием цифры 2
Два на ножке приседает и головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт – прямо лебедем плывёт. С.Маршак.
ИГРА «Посчитай и покажи» (показываю картинки с 1 или 2 предметами).
Физминутка «На 1-й, 2-й рассчитайсь!»
Работа в учебном пособии:
1. Опиши картинку используя слова «один», «два». Количественный ипорядко-вый счёт в пределах 2.
- Сколько собачек? Что они делают?
2. Количественный счёт предметов.
3. Определение закономерности. Задания на внимание, логику.
4. Написание цифры 2.
У доски по два человека пишут цифру 1
Отвечают на вопросы
Хором повторяют, как получили число 2.
Мокрой тряпочкой, в воздухе пишут цифру 2
На 1 – вытягивают руки вперёд, на 2 к плечам.
Выполняют движения по тексту
Выполняют задания в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.
Пишут цифру 2.
Рефлексивно-коррегирующий
Контрольная минутка:
- Сколько у зайчика ушек?
- Сколько у слона хоботов?
- Одна конфета да ещё одна конфета, а вместе…
Отвечают на вопрос и записывают только ответ
Ожидаемый результат:
Знать: написание и образование числа 1; понятие «числовой ряд»;
Иметь: навык правильного письма цифры 2; представление о количественном и порядковом счёте;
Уметь: составлять число 2; писать цифру
Технологическая карта №13
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Знаки +, -, =.
Цель: - знакомить со знаками +, -,=
- упражнять в умении уменьшать и увеличивать на 1, используя соответствующие знаки при решении примеров и задач;
- развивать логическое мышление и смекалку.
Билингвальный компонент:
этапы деятельности
действия воспитателя
действия детей
Мотивационно-побудительный
- К какому времени года летим в гости?
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор – как в солнечных лучах.
Это платье золотое у берёзы на плечах.
Итак, мы заводим самолёт, отправляемся в полёт.
Отвечают, что летят в гости к осени.
В тетрадях пишут маршрут полёта.
Организационно-поисковый
Работа по карточке.
Вот и прилетели. Рассмотрите картинку.
- Это начало осени или её конец?
- Что перед распахнутым окном?
- Куда ползёт божья коровка?
- каких предметов здесь по одному? По два?
Повторение
Физкультминутка
Послушайте «осеннюю» задачку:
Вырос гриб в тени осин.
Он сначала был один.
Тут второй грибок пробился,
Рядом с первым очутился.
Стала их считать сова: получилось ровно.. (2)
- О чём говорится в начале этой задачи?
Напишем это. Потом о чём рассказывается?(пропустим клетку и напишем про другой)
- О чём спросила сова? (чтобы посчитать грибочки вместе, их надо сложить. Для этого есть знак +). Используется знак =
Вторая задачка:
В корзинке совы два грибочка лежат,
Но белочки просят один подарить.
Конечно, сова угостила бельчат.
А сколько осталось? Вас можно спросить?
Слушание рассказа «Великое открытие»
Внимательно смотрят на картинку и отвечают на вопросы.
Дети пишут цифры 1,2.
Выполняют соотв-ие движения.
Слушают задачку и говорят ответ.
Гриб был один
1 1
Вырос ещё один
Сколько грибов всего?
Читают к одному прибавить один … получится…
Знакомятся со знаком -
Вним-но слушают.
Рефлексивно-коррегирующий
Контрольная минутка:
Напишите знак сложения или прибавления. Как называется этот знак?
Напишите знак вычитания или уменьшения. Назовите его.
Прибавьте к одному один.
Слушают задания и пишут только ответ
Ожидаемый результат:
Знать: образование числа 2;
Иметь: представление о задаче;
Уметь: использовать знаки +, -, =
Технологическая карта №14
Образовательные области: Познание
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Тема: Число и цифра 0
Цель: - познакомить с числом и цифрой 0, образование числа 0, его место в числовом ряду;