kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта контрольно-учетного занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

контрольно-учетного занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «ФЭМП»

Тема: «Использование технологий развивающего обучения на занятиях по ФЭМП»

Задачи:

  1. Развивать интерес к задачам на смекалку, головоломкам, занимательным играм.
  2. Упражнять в классификации геометрических фигур по заданным признакам, использовать знание кода.
  3. Учить соотносить цвет-длину-число, используя различные способы сравнения. Продолжать осваивать состав числа путем «измерения» числа с помощью общей условной меры.
  4. Производить логические операции при соединении частей в целое, и сравнение частей.
  5. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность и аккуратность в выполнении заданий.

Билингвальный компонент: словесная игра «Переводчики».

Пособия:

  1. Таблица «Сотни».
  2. Цветные числа+паровозик
  3. Числовая лента+ фишки
  4. Две стопки числовых карточек (для составления числового ряда)
  5. Фланелеграф+коробка с геометрическими фигурами и знаками кода
  6. Два небольших обруча на столах
  7. Пары числовых карточек
  8. Дроби (круги разрезаны на части)
  9. Тарелочка с геометрическими фигурами
  10. Лоточки со знаками кода.

Ход занятия:

1.Круг радости

Дети, я очень хочу, чтобы вы понравились нашим гостям. Желаю вам быть старательными и внимательными и хочу поиграть с вами в переводчиков. Я буду задавать вопросы, а вы переводить и отвечать.

2.Словесная игра «Переводчики»

Кто переведет?

?азыр ?ыс?

Сейчас зима?

?азыр а?пан?

Сейчас февраль?

Б?гін жиырма жетінші наурыз?

Сегодня 27 марта?

Б?гін  с?рсенбі?

Сегодня среда?

?азыр кеш?

Сейчас вечер?

Итак, сколько дней осталось до конца марта? (см. на числовую ленту)

3.Таблица «Сотни»

1) Самое большое число?

Оно находится…?

Самое маленькое число?

Число один находится…?

2) На таблице числа можно читать в ряд и…?

Найдите глазками числа третьего ряда и назовите.

Числа десятого ряда мы называем…?

Кто посчитает десятками, не глядя в таблицу?

3) В каком столбике стоит число 27?

С правой стороны от числа 27?

Слева? Ниже? Выше?

4) Сколько будет точек в 8-ой и 2-ой клеточках вместе?

В 7-ой и 3-ей клеточках? И  т.д.

4.Д/игра «Поезд» («Цветные числа»)

1) Что означают эти полоски?

Какое число означает фиолетовая полоска? Почему?

2) Я хочу поиграть с вами в поезд, но сначала нужно его построить. Вот вам вагончики, встаньте по порядку за паровозиком /раздаются цветные полоски/

-Лиза, в каком вагоне ты едешь? Максим?

Даша, сколько мест в твоем вагоне?

Алёна, на сколько мест твой вагон короче вагона Назара? Почему?

Серёжа, на сколько мест твой вагон длиннее вагона Марины? Почему?

3) Что нужно купить для проезда в поезде?

Как выбудете расплачиваться, если билет стоит 9 тенге?

Аналогично с числом 10.

Сколько десятков вы выложили?

Какое итоговое число вы получили?

5.Числовая лента. Задачи.

Какое время года за окном?

Какие интересные события происходят весной?

Вы мне напомнили о птицах. Я хочу составить задачу. Вот её условие: На березу село 8 грачей, а на тополь 15 ласточек.

Зададим вопрос к данному условию: на сколько ласточек на березе больше/ или на сколько грачей на березе меньше?

2) Предложить детям составить свои задачи. Сделаем 2,3 варианта, выбираем лучший. Выполняем решение.

6.Д/игра «Кто быстрее»

Выложите числовую ленту. Кто быстрее?

Сравните, чья ленточка длиннее? На сколько единиц? Какое у вас самое большое число?

7.Упражнение «Сколько не хватает?»

Какие геометрические фигуры изображены на числовых карточках?

Сколько не хватает до 10? До 15? До 20?

8.Д/игра «Живые числа»

1) Переверните свои числовые карточки, познакомьтесь друг с другом и выясните, кто из вас больше или меньше, и на сколько?

2) Сложите свои пары.

3) Подвести итог ответов.

9.Развивающая игра «Дроби»

1) Сложите данные части в одно целое. Какая фигура получилась?

Покажите мне одну часть своего круга. Это?

Почему это 1/5?

2) Сравните одну часть своего круга с частью круга своего соседа (наложение). Что вы видите?

Вывод: Чем меньше в круге частей, тем они больше.

3) Сколько 4-х частей помещается на одной половине, т.е1/2 (показать)?

Сколько 6-х частей помещается на ½? 8-х? 10?

4)Во сколько раз 1/2 больше 1/4, 1/6, 1/8, 1/10?

5) Краткий итог.

10. Игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша.

1) Назовите фигуры, которые лежат у вас на тарелочках?

Что вы еще можете о них сказать?

Ни одна из данных фигур не повторяется, у каждой свое отличие: форма, величина, толщина, цвет.

Признаки этих фигур мы научились обозначать при помощи специальных знаков. Эти знаки называются…?

-Закодируйте свои геометрические  фигуры и расскажите о них.

2) Теперь отгадайте, фигура какой формы находится у меня в коробочке.

Это квадрат? Ставим. Это квадрат?       .

Опираясь на знаки отрицания дети самостоятельно делают вывод.

11.Классификация фигур.
Большие                                                      Круги

геометрические фигуры 

-Какие фигуры у вас остались? (Маленькие квадраты, прямоугольники, т.к они не относятся ни к числу больших геометрических фигур, ни к числу маленьких кругов.)

12.Итог занятия.

Какие задания  и игры вам понравились больше? Почему? Какие у вас возникли трудности?

Ожидаемый результат:

Знать: «цветные числа», составлять из них заданное число, выполнять арифметических действия с числами, знать структуру задачи и выполнять её решение.

Уметь: классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам, использовать знаки кода. Ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Иметь: навыки сравнения групп предметов, навыки деления предмета на части, доказывать решение логической задачи и вопроса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта контрольно-учетного занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста»

Технологическая карта организации исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Ознакомление с окружающим миром, экология»

Тема: «Ткани»

Задачи: 1. Расширить представления детей о значении тканей в жизни человека, о видах и свойствах некоторых тканей.

2. Поощрять выдвижение гипотез, умение сравнивать, делать выводы.

3. Учить соотносить поверхность ткани с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

4. Обогащать словарный запас словами: фланель, шелк, шерсть, вельвет, непромокаемая.

5. Развивать творческое воображение, чувство осязания, мелкую моторику пальцев, умение «видеть руками».

6. Воспитывать навыки поведения в коллективе – договариваться друг с другом для решения общей задачи, аккуратность при работе с водой.


Предварительная работа: чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;

Рассматривание картин «Уборка хлопка», «Лен»; исследование фактуры тканей; классификация одежды на зимнюю, летнюю, осенне-весеннюю.


Билингвальный компонент: платье –көйлек , рубашка -жейде , брюки - шалбар , шуба - тон, куртка - куртке, юбка - белдемше , шляпа -калпак , шапочка -құлақшын .


Размещение пособий:

  1. На шкафах наклеить картины (хлопковое поле, лен, ткани).

  2. На центральном столе разложить кусочки одинаковых тканей, в центре на разносе попарно, третья группа тканей лежит в стороне.

  3. Повязка (косынка) на глаза.

  4. На домике наклеить картинки одежды: зимняя, летняя и т.д.

  5. Картонки с тканью разложены в ряд на домике, силуэты на полочке (силуэт плаща и болони на картине отдельно).

  6. Опыт:

-на индивидуальных столиках : лоскутки, пузырьки, салфетки.

-у воспитателя лоскуток, салфетка.

-болоневая ткань у двоих детей.

7. Тактильные мешочки на индивидуальных столиках.

8. Тактильные дощечки, наклеенные тканью в коробке на тумбочке. Картина «Зима в

лесу».

9. Указка.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотива-ционно- побуди-тельный

  1. Сообщение темы занятия. Скороговорка

Дети, сегодня мы с вами будем исследователями. А вот что мы будем исследовать, догадайтесь сами. Вспомним скороговорку: «Ткет ткач…»

(проговариваем 1раз, четкость, выразительность речи)

  1. Беседа

Итак, объект нашего исследования – ткани. А помогать нам будут наши пальчики и глаза.

-Вы уже знаете, откуда пришли некоторые ткани?

Картина 1.

-Что вырастили на этом поле?


Картина 2.

А лен растет на полях России, эта страна является нашим соседом.

Картина 3.

Из хлопка и льна получают нити, а из нитей на специальных машинах ткут ткани.

Картина 4.

Зачем человек нужны ткани?


Чтобы сшить одежду мы с вами исследуем некоторые виды тканей.

Подойдите к столу.






Ткани на платье Тане.








С поля, их получают из растений льна и хлопка.

Хлопок. Он растет у нас в Казахстане на юге, там, где очень тепло,

так как хлопок – теплолюбивое растение.








Шить одежду, красивые шторы, портьеры на окна, обшивать мягкую мебель.

Организа-ционно-поисковый

3.Дидактическое упражнение «Найди свою пару».

На столе разложены кусочки одинаковых попарно тканей. Пары отличаются по фактуре и цвету.

-Предложить детям взять по одинаковому кусочку ткани, рассмотреть ее, ощупать (исследовать), вместе с воспитателем определить ткань.




-Воспитатель завязывает ребенку глаза и он на ощупь находит (среди других видов тканей) парный кусочек, называет ткань.

-Группе детей (3-4 ребенка) предложить закрыть глаза и найти свою пару.


Сделаем вывод:

-На ощупь ткани какие?


-У каждой ткани есть название: шерсть, ситец, мех, шелк, фланель, вельвет, велюр.

-Убираем ткани в коробочку.

4.Дидактическаяигра «Ателье»

Ткани мы определили, теперь можно заняться одеждой. Какие виды одежды вы знаете? (показывает картинки)

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Ателье». Кто работает в ателье?


Назовем силуэты одежды (показ): это платье (көйлек). Чей наряд напоминает вам силуэт этого платья?

-Подберите по одному силуэту и сделайте заказ. Например: «-Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой фланели, платье на лето, шубу на зиму.»

Выводы: Мне очень понравились ваши заказы, и самое главное, вы не ошиблись в выборе ткани. Значит, ваша одежда будет соответствовать времени года.

5. Опыты.

-У меня остался еще один силуэт. Что это? Когда его одевают?


-Я затрудняюсь, какая ткань больше подойдет для дождевика?

-Как узнать, какая из данных тканей промокает, а какая непромокаемая?

Ставим цель: проверить свойство ткани и выбрать непромокаемую.

Обсуждаем способ проверки: необходимо взять ткань, положить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду.

1опыт. (проводит воспитатель)

-Посмотрите, что произошло с тканью, что вы видите на салфетке?

Можно ли из этой ткани сшить дождевик?

-Дети, проверьте свои ткани. У кого из вас ткань непромокаемая?


Вывод: выявили самую непромокаемую ткань, Нужно сшить дождевик из болоньи – она не промокает, с нее вода стекает.

Итак, из какой ткани шьют дождевики и зонты? Почему? Подставим к силуэту дождевика болоньевую ткань.


6.Пальчиковая гимнастика «Тактильные мешочки».

-А сейчас через ткань мы будем исследовать некоторые предметы, которые я зашила в эти разноцветные мешочки.

(Перед детьми два десятка мешочков одинаковых по размеру, но разных по цвету.

В каждом мешочке зашиты разнообразные предметы круглой, овальной, квадратной форм.)


7.Дидактическое упражнение с тактильными дощечками.

(Перед детьми картина «Зима в лесу»)

-Вам знакома эта картина?

-Пофантазируем и при помощи данных кусочков ткани изобразим содержание картины «Зима в лесу».

-Какие деревья на картине?

-Расскажем и изобразим животных.




-Расскажем о птицах и изобразим их.



-Опишем день.









Это атлас – тонкая гладкая ткань голубого цвета; фланель – мягкая, тонкая, ласковая ткань желтого цвета; мех – тонкий, прозрачный, воздушный, розового цвета и т.д.




Дети с левой стороны стола исследуют свои ткани, находят пару, затем дети с правой стороны стола.


Толстые, тонкие, прозрачные гладкие, пушистые, ребристые, жесткие, воздушные, мягкие.







Зимняя, летняя, осеннее-весенняя одежда.


Швеи, портные, которые из тканей шьют одежду.




Дети получают по одному силуэту, называют и переводят на казахский язык.



Дети делают заказы.







Это плащ-дождевик. Мы укрываемся им от дождя, когда нет зонта.


Высказывания детей.


Возможно, дети скажут намочить ткань, подержать ее под струей воды и т.д.








Она промокла.


Нет.


У детей на столах по два вида ткани, проводят опыт.





Из болоньи. Ответы детей.









На ощупь дети определяют, какие предметы находятся в мешочках, считают их количество. Например: «У меня в мешочке 4 предмета – 2 шарика, один круг и один треугольник».




Дети вокруг общего стола.



Зима в лесу.




Белоствольная береза. Красная рябина.

В кустах притаился старый лис.

Сидит, дрожит зайчик – попрыгайчик.

Белка прыгает с ветки на ветку.

Бежит лось.

Красногрудые снегири сидят на кустах.

Высоко на березах сидят клесты.

Сорока-белобока.

Голубое небо. Яркое солнышко.

(Подбирают дощечку с тканью соответствующую содержанию (признакам) объектов картины, выкладывают их на столе, делают повторное описание картины).

Рефлек-сивно-корриги-рующий

8.Итог занятия.

-Вам нравится наш зимний лес?

-А что еще вам понравилось на занятии?



Ответы детей.



Ожидаемый результат:

Уметь: обследовать заданные объекты («видеть руками»), самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Иметь: представление о мире тканей.

Знать: о жизни зимнего леса.























Технологическая карта интегрированного занятия по развитию у детей навыков исследовательской деятельности.

Образовательная область: «Познание»

Разделы: Ознакомление с окружающим миром, экология. ФЭМП. Развитие речи.

Тема: «Живая и неживая природа».

Задачи: помочь ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, познакомиться с ее особенностями, развивая при этом умения и навыки исследовательской деятельности. Подводить детей к самостоятельным выводам и умозаключениям.

Воспитывать интерес к изменчивости и неповторимости окружающего мира.

Продолжать учить составлять связный, сравнительный рассказ, описывая события, изображенные на картине, использовать свои знания о живой и неживой природе.

Развивать фонематическое восприятие, умение слышать и определять место заданного звука в слоге и слове.

Закрепить приемы присчета, используя числовые карточки, устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.


Билингвальный компонент: чтение стихотворения «Все связано во всем!» на казахском языке.


Размещение пособий:

  1. На столах у детей: перфокарты, карандаши, числовые карточки Зайцева Н., картинки живой и неживой природы, «Цветные числа» Кюизенера.

  2. Демонстрационные пособия: тарелочки с зернышками пшеницы, слоговые карточки (ГА-ГО-ГУ), на фланелеграфе, таблица слов, картинки (птица, дикое животное, насекомое), на столике цветок для исследования, коробка с проросшим картофелем, кармашки, наклеенные на круге, картинки (каменная руда, река, лес), «Ящик ощущений» (в котором шишка, ложка, кубик, листик, камень, кусочек картона).

Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотиваци-онно – побудитель-ный

1.Психогимнастика «Солнышко».

-Сегодняшнее занятие мы начнем с солнышка, потому что ночь прошла, наступило….?

Утро идет, ночь ушла прочь

Солнце вставай, день начинай.

Но вдруг на солнышко надвинулась темная туча и пошел…?

2.Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»

Дождик песенку поет,

Только кто ее поймет?

Не поймем ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И зеленая трава,

И весенняя листва.

Лучше всех поймет зерно –

Прорастать начнет оно.

-Почему начнет прорастать зерно?

(показ тарелочек с зернышками)

-Зернышки каких растений в голубой тарелочке?

-А в белой?

Какие зерна лучше проросли – овса или пшеницы? Почему?

Что появилось у зернышек?

Могут ли эти ростки дать урожай?



-О каком дожде мы говорим?

Какое сейчас за окном время года?

Сколько дней осталось до конца мая? (работа у числовой ленты Зайцева Н.- время года, месяц, день недели, число на русском и казахском языках)

Дети стоят в кругу.



Утро.


Медленно поднимают руки вверх.


Дождь.





Показывают на себя и друг на друга.






Оно напьется дождевой воды, разбухнет.


Пшеницы.

Овса.


Ответы детей.

Ростки.

Нет, потому что им необходимы питательные вещества, которые есть только в почве.

О весеннем.

Весна, месяц май.


Организа-ционно – поисковый

3.Гимнастика для язычка.

Прослушайте незнакомую вам чистоговорку и постарайтесь запомнить.

ГА-ГА-ГА вышли гуси на луга

ГО-ГО-ГО ходит солнце высоко

ГУ-ГУ-ГУ много пчелок на лугу

-Проговариваем, параллельно показываю слоговые карточки: ГА, ГО, ГУ.

-Какой звук я выделяла голосом?

Уточняем артикуляцию данного звука. Характеристика: согласный, звучит твердо, мягко.

-ГА-ГО-ГУ – я произнесла…? Как?

-А теперь вы произнесите мягко.

Гуси, пчелы, солнце луга – сейчас произнесла…?

Что означают эти слова?

4.Работа у фланелеграфа (таблица «Круги»)

-Какие фигуры вы видите на данной таблице? Сколько?

Какие круги?

-В одном из кругов я напечатала слова, о которых мы только что говорили. Читайте. Итак, слова: «гуси, пчёлы, луга» в каком кругу?

А солнышко?

Почему я их разделила?

А почему объединила общим кругом?

5.Наблюдение, экспериментирование.

Перед детьми 3-4 картинки животных, птиц, насекомых. Выбирайте любую картинку и назовите.

1.Курица. У курицы детки? Что она ест?


Значит она…?

2.Наблюдение за цветком. Докажем, что он живой.

Можно ли сказать, что он движется? Ведь он стоит на одном и том же месте и никуда не убегает!

Чем он питается?

Сравнить маленькое и большое растение. Найти отростки у цветка – детки. Обратить внимание на предварительно заклеенный листик.

-Почему он пожелтел?

3.Опыт с картофелем. Наблюдение за клубнем картофеля, предварительно помещенного в коробку с отверстием.

-Что мы положили в эту коробку?

Для чего в коробке отверстие?

Настало время ее открыть и посмотреть, что же произошло с картофельным клубнем.

-Какие изменения произошли с ростком?

-В какую сторону он двигался, рос?

-Сделаем вывод.


6.Решение примеров на сложение. (числовые карточки Зайцева А.)

Сейчас на полях и огородах взрослые занимаются посадкой картофеля. А мы с вами картофель будем считать? Представьте, что на ваших карточках изображены горочки картофеля, посчитайте их и скажите ответ.


7.Дидактическая игра «Что к чему».

Классификация картинок живой и неживой природы.

-Посмотрите на эту таблицу, кто и что здесь изображено?

-Человек относится к природе?

Солнце?

К человеку вы принесете и вставите в карманчики объекты живой природы, а к солнцу неживой. Выполняйте.

-Как расположены объекты живой природы?

А неживой?

-Сколько карточек неживой природы? Чего больше? Какие знаки нужно расставить – больше или меньше?

8.Дидактическая игра «Ящик ощущений».

Посмотрите на эту коробку. Хотите узнать, что в ней лежит? Илюша, просунь руку в отверстие, возьми один предмет и на

ощупь опрели, что ты держишь в руке. Например, ложка. Можно ли отнести ложку к природе? Значит, это неприрода.

А листик, он рос на дереве?

9.Работа с перфокартами.

С левой стороны карточки изображены объекты природы и неприроды. С правой стороны2 картинки – природа, с левой – неприрода.

Вы должны соединить стрелочками объекты природы и неприроды.

Проверка задания:

Назови только объекты природы.

Только объекты неприроды.

На каком по счету месте изображено дерево? Машина?

10.Связнаяречь. Работа по картинам.

Сравнение обычного дома с «домом» природы.

-У каждого из нас есть свой дом или квартира. Но когда мы выходим на улицу мы попадаем в «дом Природы». Давайте сравним два этих дома.

-Отчего в нашем доме светло? А в доме Природы?

Но солнце не только светит, но еще и греет. С чем в нашем доме его можно сравнить?

-В природе есть идет дождь, а в нашем доме?

-В природе ветер, а в доме?

-В комнате есть пол, ковер, а в природе?

-В нашем доме кирпичные или деревянные стены, а в доме Природы?

-У нас горит пламя на газовой плите, а в природе…

-В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких скалах, а в нашем доме…

-В природе дикие животные, а в доме…

-Есть дикорастущие растения и комнатные.

-Почему в обоих домах часть рисунка осталась незакрашенной?

В доме должны быть тепло, свет и растения.

-Что художник не смог отобразить в обоих домах?

-Каждый из вас любит свой обычный дом, почему?

Что вам не нравится в доме Природы. Давайте очистим от мусора наш дом Природу.









«Г».




Слоги. Твердо.

Гя-Гё-Гю.


Слова.

Природу.



Круги. Три.

Два маленьких, один большой.




В левом.

В правом.

Живая и неживая природа.

Это все – природа.





Цыплятки. Она ест зернышки и другую пищу, дышит воздухом, бегает по двору, растет. Она живая.





Ответы детей.

Питательными веществами почвы.





Делают вывод.




Картофель.

Для света.

У клубня появился росток.


Он вырос.

В сторону света, отверстия.

Все живое движется, дышит, питается, размножается, растет.





Дети подходят к столам, работают со своими карточками. Говорят ответ и показывают на числовой ленте.

Взаимопроверка.





Человек – слева, солнце – справа.

Да, к живой.

К неживой природе.



Дети выполняют работу.

В два столбика.

В ряд.

Ответы детей.




На ощупь определяют предметы, классифицируют.




Нет. Она сделана руками человека.


Лист – это природа.








Дерево, заяц, камень, человек, жук.

Дом, машина, стол.










От лампы.

От солнца.


С обогревателем, батареей, плитой.

Душ.

Вентилятор.

Земля, почва, трава.


Горы, деревья.

Оно вырывается из вулкана


Человек научился делать снег и лед в холодильнике.

Домашние.



Это воздух – он прозрачен, настоящий невидимка.







Работают по индивидуальным карточкам.

Рефлексивно-корриги-рующий

11.Итог занятия.

Подводя итог нашего занятия, уточним, что же в природе главнее и важнее.




Дети в кругу. С каждой фразой берут друг друга за руки.

1.Мен күн. Я солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.

2.Мен су. Я вода, главнее. Без меня вы погибните от жажды.

3.Мен ауа. Я воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый важный.

4.Мен-жер. Я почва. Я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

5.Мен – өсімдік. Я растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

6.Мен – жәндік. Я насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.

7.Мен – қоян. Я заяц? Травоядное животное? Тебя, растение съем.Значит важнее.

8. Мен –жыртқым қасқыр. Я хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее.

9. Мен – адам . Я человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, развести животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

10.Мен – микроб. Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

11.Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

12. Дети хором: «Всё связано во всём!» (подняли руки вверх).
































Технологическая карта

контрольно-учетного занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста


Образовательная область: «Познание»

Раздел: «ФЭМП»

Тема: «Использование технологий развивающего обучения на занятиях по ФЭМП»

Задачи:

  1. Развивать интерес к задачам на смекалку, головоломкам, занимательным играм.

  2. Упражнять в классификации геометрических фигур по заданным признакам, использовать знание кода.

  3. Учить соотносить цвет-длину-число, используя различные способы сравнения. Продолжать осваивать состав числа путем «измерения» числа с помощью общей условной меры.

  4. Производить логические операции при соединении частей в целое, и сравнение частей.

  5. Воспитывать целеустремленность, самостоятельность и аккуратность в выполнении заданий.

Билингвальный компонент: словесная игра «Переводчики».


Пособия:

  1. Таблица «Сотни».

  2. Цветные числа+паровозик

  3. Числовая лента+ фишки

  4. Две стопки числовых карточек (для составления числового ряда)

  5. Фланелеграф+коробка с геометрическими фигурами и знаками кода

  6. Два небольших обруча на столах

  7. Пары числовых карточек

  8. Дроби (круги разрезаны на части)

  9. Тарелочка с геометрическими фигурами

  10. Лоточки со знаками кода.


Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотиваци-онно – побуди-тельный

1.Круг радости

Дети, я очень хочу, чтобы вы понравились нашим гостям. Желаю вам быть старательными и внимательными и хочу поиграть с вами в переводчиков. Я буду задавать вопросы, а вы переводить и отвечать.

2.Словесная игра «Переводчики»

Кто переведет?

Қазыр қыс?

Сейчас зима?


Қазыр ақпан?

Сейчас февраль?


Бүгін жиырма жетінші наурыз?

Сегодня 27 марта?




Бүгін сәрсенбі?

Сегодня среда?


Қазыр кеш?

Сейчас вечер?


Итак, сколько дней осталось до конца марта? (см. на числовую ленту)

Дети в кругу







А кто ответит?

Жөқ, қазыр көктем.

Нет, сейчас весна.


Жөқ, қазыр наурыз.

Нет, сейчас март.


Иә, бүгін жиырма жетінші наурыз. Да. Сегодня 27 Марта.


Ребенок отмечает фишкой на числовой ленте

Жөк, бүгін бесенбі.

Нет, сегодня четверг.


Жөк, қазыр күн.

Нет, сейчас день.


Четыре дня – төрт күн.

Организа-ционно - поисковый

3.Таблица «Сотни»

1) Самое большое число?

Оно находится…?

Самое маленькое число?

Число один находится…?

2) На таблице числа можно читать в ряд и…?

Найдите глазками числа третьего ряда и назовите.

Числа десятого ряда мы называем…?

Кто посчитает десятками, не глядя в таблицу?

3) В каком столбике стоит число 27?

С правой стороны от числа 27?

Слева? Ниже? Выше?

4) Сколько будет точек в 8-ой и 2-ой клеточках вместе?

В 7-ой и 3-ей клеточках? И т.д.


4.Д/игра «Поезд» («Цветные числа»)

1) Что означают эти полоски?

Какое число означает фиолетовая полоска? Почему?

2) Я хочу поиграть с вами в поезд, но сначала нужно его построить. Вот вам вагончики, встаньте по порядку за паровозиком /раздаются цветные полоски/

-Лиза, в каком вагоне ты едешь? Максим?

Даша, сколько мест в твоем вагоне?

Алёна, на сколько мест твой вагон короче вагона Назара? Почему?

Серёжа, на сколько мест твой вагон длиннее вагона Марины? Почему?

3) Что нужно купить для проезда в поезде?

Как выбудете расплачиваться, если билет стоит 9 тенге?

Аналогично с числом 10.

Сколько десятков вы выложили?

Какое итоговое число вы получили?


5.Числовая лента. Задачи.

Какое время года за окном?

Какие интересные события происходят весной?

Вы мне напомнили о птицах. Я хочу составить задачу. Вот её условие: На березу село 8 грачей, а на тополь 15 ласточек.

Зададим вопрос к данному условию: на сколько ласточек на березе больше/ или на сколько грачей на березе меньше?


2) Предложить детям составить свои задачи. Сделаем 2,3 варианта, выбираем лучший. Выполняем решение.


6.Д/игра «Кто быстрее»

Выложите числовую ленту. Кто быстрее?

Сравните, чья ленточка длиннее? На сколько единиц? Какое у вас самое большое число?


7.Упражнение «Сколько не хватает?»

Какие геометрические фигуры изображены на числовых карточках?

Сколько не хватает до 10? До 15? До 20?


8.Д/игра «Живые числа»

1) Переверните свои числовые карточки, познакомьтесь друг с другом и выясните, кто из вас больше или меньше, и на сколько?

2) Сложите свои пары.

3) Подвести итог ответов.


9.Развивающая игра «Дроби»

1) Сложите данные части в одно целое. Какая фигура получилась?

Покажите мне одну часть своего круга. Это?

Почему это 1/5?

2) Сравните одну часть своего круга с частью круга своего соседа (наложение). Что вы видите?

Вывод: Чем меньше в круге частей, тем они больше.

3) Сколько 4-х частей помещается на одной половине, т.е1/2 (показать)?

Сколько 6-х частей помещается на ½? 8-х? 10?

4)Во сколько раз 1/2больше 1/4, 1/6, 1/8, 1/10?

5) Краткий итог.


10. Игровые упражнения с логическими блоками Дьенеша.

1) Назовите фигуры, которые лежат у вас на тарелочках?


Что вы еще можете о них сказать?


Ни одна из данных фигур не повторяется, у каждой свое отличие: форма, величина, толщина, цвет.

Признаки этих фигур мы научились обозначать при помощи специальных знаков. Эти знаки называются…?

-Закодируйте свои геометрические фигуры и расскажите о них.

2) Теперь отгадайте, фигура какой формы находится у меня в коробочке.

Это квадрат? Ставим . Это квадрат? .

Опираясь на знаки отрицания дети самостоятельно делают вывод.


11.Классификация фигур.


Большие Круги

геометричес-

кие фигуры


Большие

круги

-Какие фигуры у вас остались?






Сто.

В правом нижнем углу.

Один (единица)

В левом верхнем углу.

Столбиком.


3, 13, 23 и т. д.

Десятками.

10, 20, 30 и.д.

Ответы детей.








Числа.

Шесть.

Потому что в нее вмещается 6 единиц (показывают)




Ответы детей.



Потому что 8 меньше 10-ти на 2.



Билет.

Дети выкладывают состав числа 9.



(Счет десятками) Елү бес.



Весна – көктем.

Прилетают (возвращаются) птицы, сажают деревья, просыпаются животные, насекомые.



Дети решают по числовой ленте: Ласточек на 7 больше, а грачей на 7 меньше.




Две группы детей. Две стопки числовых карточек. Победители хлопают в ладоши, кричат: «Ура!»




Прямоугольники и круги.

Кто ответил, садится за стол.


Дети работают за столами.

-Я число 12, а я 9.

-Я больше тебя на 3 единицы.

–А я меньше тебя на 3 единицы. 13 и 12 – вместе будет…






1/2, 1/5, 1/3 и т.д.

Потому что мой круг разделен на 5частей и т.д.


1/4 больше 1/5, 1/6 меньше 1/3.




2 части.

3 части







Треугольник, прямоугольник, круг, квадрат.

Большие и маленькие, толстые и тонкие, желтые и красные.






КОД.

У меня треугольник, большой, тонкий, синего цвета. И т.д.

Дети угадывают фигуры, используя знаки отрицания.

Нет. Нет.


Это треугольник – большой, тонкий, синего цвета.









Маленькие квадраты, прямоугольники, т.к они не относятся ни к числу больших геометрических фигур, ни к числу маленьких кругов.

Рефлек-сивно – корриги-рующий

12.Итог занятия.

Какие задания и игры вам понравились больше? Почему? Какие у вас возникли трудности?



Ожидаемый результат:

Знать: «цветные числа», составлять из них заданное число, выполнять арифметических действия с числами, знать структуру задачи и выполнять её решение.


Уметь: классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам, использовать знаки кода. Ориентироваться на плоскости и в пространстве.


Иметь: навыки сравнения групп предметов, навыки деления предмета на части, доказывать решение логической задачи и вопроса.






















Технологическая карта познавательно-исследовательского занятия с детьми подготовительной группы


Образовательная область: Интегрированное занятие.

Раздел: Ознакомление с окружающим миром, экология. Развитие речи. Художественная литература.

Тема: «Проблема рек родного города и их значение в жизни горожан».

Задачи:

  1. Расширять представление детей о родном городе, его природных богатствах.

  2. Привлечь их внимание к проблеме загрязнения рек и окружающей среды. Показать необходимость воды для всего живого.

  3. Учить рассуждать, делать простейшие умозаключения и выводы.

  4. Развивать мышление, речь, навыки работы с чертежом, индивидуальными карточками.

  5. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни; бережное отношение к окружающей среде.


Билингвальный компонент: животные нашего леса на казахском языке.


Пособия:

  1. Числовая лента

  2. Картина «геологи»

  3. Макеты (горы, леса, реки, предприятия, дома)

  4. Видео

  5. Ребус «Исток».

П У А Н К

Д К Ы О С

Ш О Т К Е

Ё С Т З У

И К Ц Э Н

  1. Биологические часы + картинки

  2. Банка с водой, рыбка, гуашь, пипетка

  3. Чертеж промышленных сбросов

  4. Индивидуальные карточки рек + карандаш

  5. Фото природных зон

  6. На шкафу развешены рисунки детей с изображением погибающей природы.


Ход занятия:


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотиваци-онно – побудитель-ный

  1. Работа у числовой ленты. День недели, число, месяц.

  2. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, милый тополёк!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!


Мы поприветствовали…?



Мы все живем…?


Дети называют день недели, число, месяц на русском и на казахском языке.








Солнце золотое, небо голубое, вольный ветерок, милый тополёк.

В одном краю – городе Риддере.


Организа-ционно - поисковый

3.Конкурс «Родной свой край люби и знай»

Кто лучше всех знает свой город и его окрестности?



-Какое дерево способно мир освещать, крик утешать, больных исцелять, чистоту соблюдать?





-Назовите сокровища рек.

4. Показ картины «Геологи»

-Кого вы видите на картине?

-Чем они заняты?

-В природе существуют камни простые и ценные, полезные. Геологи заняты поиском полезных камней. Эта картина поможет нам представить, как же возник наш город.

Мы себя называем …?

Мы знаем, что наш город расположен в краю…?

Составление макета

Давным-давно, много-много лет назад, когда еще не было на этом месте (показ картины) нашего города, а были только горы, лес, реки – чисто-струйные! Зверей в лесу было видимо-невидимо! Рыбы в реках лови-не переловишь! Среди этой красоты нашли, глубоко под землей нашли полезные ископаемые (ценные камни) под названием….?

Первооткрывателем богатств нашего края стал…?


На месте, где нашли рудные камни образовались предприятия…?

Кристина, на каком руднике работает твой папа?

(ставим мини-маке рудника)

Марк, Владик, на каком руднике работают ваши папы? (мини-макет рудника)

Что они добывают? (показать камни - руду)

Что получают из этих камней?

Геля, где работает твоя мама? (макет фабрики)

Сережа, на каком заводе работает твой папа? (макет Цинкового завода)

Строители построили жилые дома, образовались улицы, микрорайоны.

Итак, сделаем вывод, назвав два важных фактора, из-за которых образовался наш город.



5.Просмотр видеозаписи реки Громатуха.

Об одной из наших рек говорят: «Не конь, а бежит. Не лес, а шумит». Почему?

Давайте посмотрим видеозапись.

О воде в реке Громатуха говорят «чисто-струйная». Из этой реки вода поступает в наш водопровод.

6.Ребус «Исток» (на фланелеграфе).

Здесь зашифровано слово. Что означает это слово?

У каждой реки есть свое начало, свой исток. Послушайте о истоке какой реки поёт Юлия Анатольевна (исполнение песни)

-Название какой реки вы услышали в песне?

Где протекает Ульба? Это ее начало, исток.

Какая река Ульба?

У истока реки вода самая чистая, а значит полезная. Поэтому говорят: «Вода – источник жизни». Повторите со мной.

Исток- это место, где берет начало река.

7.Биологические часы (на фланелеграфе)
Из ведерок вода льется, молодец смеется. Молодец, это…?

Зачем человеку вода? Кому еще, кроме человека необходима вода? На этот вопрос мы ответим при помощи биологических часов. Этот синий круг – вода. Стрелки должны указывать на живые существа, которые не могут прожить без воды. Ищите изображение таких существ или растений на картинках и вставляйте в «водяные кармашки».

-Таня, какие изображения ты вставила в «водяные кармашки»?

Итак, без воды не смогут существовать и жить…?

Вывод: Без воды не т жизни на Земле (на каждого ребенка по 4 карточки).

8.Опыт с рыбкой (стоят у фланелеграфа)

Что вы видите в банке? Какая она? Как будет чувствовать себя в такой воде рыбка?

(Добавить пипеткой в банку черную воду, гуашь, вода чернеет и рыбки становится не видно).

-Как вы думаете, уютно ли чувствует себя рыбка в такой воде? Что может с ней произойти?

А если животные будут пить такую воду? Растения?

Вывод: Если чистая вода – источник жизни, то грязная вода – источник болезней и смерти людей и животных.

Пословицы:

«Чистая вода – для хворобы беда».

«Чисто жить – здоровым быть».

«От простой воды и мыла у микробов тают силы».

9.Чертеж промышленных сбросов в реки.

1) Давайте посмотрим на реки нашего города, вот на этом чертеже. Назовите реки.

-А это заводы и рудники города. Назовите их.



-На рудниках добывают руду, а на заводах из этой руды производят для страны…?


Это хорошо? Почему?


2) Посмотрите на эти стрелочки, это трубы, по которым течет использованная вода с заводов и рудников. Как вы думает, это чистая вода?

Эта вода содержит вредные вещества, отходы производства (металлы), она попадает в реки. Эта вода очень опасна для всего живого, что находится в реке и ее окрестностях.

3) Скажите, какая река самая грязная? Как вы догадались? Будет ли водиться рыба в такой реке?

4) Что вы видите по берегам реки Журавлиха?

Это беда нашего города, у нас почти не осталось чистых рек. Теперь вы понимаете, что такая рыба, как хариус, таймень почти исчезла и считается сокровищем наших рек. Что же делать?

Придумать новые машины, чтобы производство было чистым, безвредным для природы.






5) -А как вы можете помочь нашим рекам?

И это мы сделаем прямо сейчас, расчистим реки от бытового мусора.

Работа с карточкой. Пройдите за столы.

-Какой берег реки у тебя загрязнен?

-От какого мусора ты его очистил?

-Что осталось на берегу?

Какую реку ты очистил?

10.Фото природных зон.

-К кому вы ходите на музыкальное занятие? Я хочу познакомить вас с родными Нины Николаевны. Это брат Нины Николаевны – Юрий Николаевич, а это его сын – Миша. Когда Миша был таким же, как вы сейчас, он ходил ко мне в детский сад. Сейчас Миша вырос, он и его папа занимаются фотографией. Посмотрите, какую красивую природу нашего края они снимают. Они очень любят свой город и его природу. Находят самые красивые места в нашем городе и фотографируют, чтобы показать всем людям. Люди должны помнить, что красота должна остаться не только на фотографиях, но и в жизни.

Что бы вы сказали, глядя на эти пейзажи?

-Вы еще не умеете фотографировать, но умеете рисовать. Что вы нарисовали со своими родителями? Покажите и расскажите гостям.


Дети по очереди выходят в круг:

«Я знаю улицы родного города»

«Деревья нашего города и леса»

«Животных нашего леса» (переводят на казахский язык)

«Реки нашего города»

Рыба: хариус, таймень.


Геологи.






Риддерцами.

Таежном, горном, лесном, речном, рудном, золотом.








Руда.

Филипп Риддер, горный инженер, геолог.


Рудники.

На Риддер-Сокольном руднике.

На Тишинском руднике.


Руду.

Металлы.

На Обогатительной фабрике

На Цинковом заводе.




Полезные ископаемые – рудные камни; чисто-струйные реки (люди не могут жить без воды, а предприятия работать)

Река Громатуха. Её воды текут очень быстро и шумно.



Дети отгадывают ребус.

Исток – вода, начало реки.




Ульба.

Между двух белых берез.

Широка, глубока.



Дети повторяют слова.



Когда не было водопровода, воду носили из реки в ведрах.





Дети встают полукругом.




Человек, растения, животные, птицы, рыбы, насекомые.


Воду. Чистая.

Хорошо.



Ответы детей.












Ульба, Журавлиха, Громатуха, Филипповка.

Риддер-Сокольный, Тишинский, Цинковый завод, Свинцовый завод, Обогатительная фабрика.

Металлы (цинк, свинец, золото)

Из металлов делают машины, самолеты, поезда и т.д


Высказывания детей.







Люди загрязняют реки. Моют в реках машины, сбрасывают мусор. Заводы и фабрики сбрасывают в реки неочищенную (использованную воду). От этого наши реки перестают быть чисто-струйными и прозрачными. Становятся непредназначенными для жизни. Гибнут рыбы, растения, животные.

Не мусорить.






















Не разрушайте! Берегите! Не губите! Любите!


Рефлек-сивно – корриги-рующий

11.«Цепочка здоровья»

-Почему от чистой воды и растений зависит наше здоровье?

-Что мы можем пожелать своему родному краю?










-Дети, пусть всё будет так, как вы желаете! Берегите! Любите! Не разрушайте!





Дети читают стихотворение:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.


Ожидаемый результат:

Знать: значение воды для всего живого на Земле; проблемы загрязненных водоёмов и окружающей среды.


Уметь: делать самостоятельно выводы и умозаключения.


Иметь: точные представления о родном городе и его природных богатствах.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Кочергина Валентина Егоровна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства